72 материалa по 20 объектам, 1 469 фотографий
- GPS
- Мексика, Chichen-Itza
Чичен-Ица. Поле для ритуальной игры в мяч. Ч.134
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Храм как бы нависает над стадионом (Gran Juego de Pelota), который считается самым большим полем для игры в мяч не только в Мексике, но и во всей Америке. Надо сказать, что поле для игры в мяч представляет собой не просто стадион, а целый архитектурный комплекс, в который входят храмы с многочисленными лестницами, ограничительные стены, скамейки и платформы для зрителей.
Боковые стены высотой 8 м, ограничивающие движение мяча, украшены барельефами, отражающими правила и смысл игры. Само поле для игры имеет прямоугольную форму длиной 168 метров и шириной 60 м. В середине каждой из стен друг против друга из стены выступают два каменных кольца. Вот в эти кольца и надо было исхитриться и забросить тяжелый мяч из каучука. Чтобы было поменьше синяков и травм, игроки одевались в специальные утолщенные одежды. При этом они не забывали украсить себя головными уборами с перьями птиц и устрашающими амулетами.
Однако есть свидетельства того, что игра в мяч, возможно, изменилась за годы. Некоторые резные изображения показывают игроков с защитой на локтях и коленях, поэтому считается, что они играли в футбол, потому что игра с твердым резиновым мячом, с использованием рук запрещено. Другие резные изображения показывают игроков, владеющих битами; похоже, что если игроку удавалось попасть мячом через один из каменных обручей, его команда объявлялась победителем. Возможно, что во времена тольтеков капитан и, возможно, его товарищи по команде приносились в жертву.
Интересно, что встроенные в стену кольца несли представление двух переплетенных пернатых змей, что делает их порталами в преисподню, в соответствии с глубоким ритуальным смыслом игры, а также являются символами движения.
Барельефы стадиона отражают отдельные моменты игры, в которой участвовали более 40 персонажей, и ее результатов. Кроме того, в нижней части этих стен находятся барельефы со сценами жертвоприношения игроков путем обезглавливания игроков.
Здесь можно увидеть четкое изображение одного из игроков с отрезанной головой противника, из которой вырастают 7 змей. Одна из змеиных голов тянется к другому игроку, подтверждая принцип переселения душ, или реинкарнацию. Команда состояла из 7 человек, а длилась игра до полного поражения одной из команд. Я еще буду писать об этом в следующем рассказе (Чичен-Ица. Храм Бородатого Человека. Ч.135).
Древние майя называли эту игру пок-та-пок. Игра была важным ритуалом, пользовалась популярностью у местной знати. Манипуляции с мячом напоминали древним индейцам движение планет во вселенной, символизируя борьбу зла и добра, дня и ночи, смертных с богами. Молодых людей специально обучали и готовили с детства к высочайшей участи быть принесенным в жертву, так как только самые лучшие, достигшие наивысшего мастерства, могут составить конкуренцию богам и быть им подарком. За это их и отправляли прямиком на небо.
Углы высоких стен поля украшены змеиными головами с открытой пастью. Страшно представить, сколько молодых и красивых юношей погибло здесь под зорким надсмотром жрецов и правителей. Кто знает, не гадали они по ходу игры о будущем, как сегодня мы гадаем на кофейной гуще. Дороговата цена-то! Вот и появилась причина для войн, в ходе которых брали в плен будущих игроков.
Акустика этого поля такова, что если громко похлопать в ладоши, то «зал» отзовется звуком крика птицы кетцаль.
Эмилио хлопает в ладоши, мы старательно вторим ему. Увы, я бы не разобрала в эхе ничего, кроме хлопков. Тем не менее, этот тип акустических эффектов повторяется во многих других зданиях не только в Чичен-Ице, но и во многих других доиспанских археологических памятниках. Удивительно то, что теоретически, комплекс должен был иметь плохую акустику. Расстояния очень большие, но звук был ясным и четким. Его тайна не была найдена, и даже сегодня неясна технология этого процесса. Одним из возможных объяснений целей такого эффекта является то, что каждый присутствующий на поле мог услышать послания лидеров и шаманов во время обрядов этого ритуала. Мир майя полон вопросов, которые делают его еще более привлекательным и таинственным, а ритуал игры в мяч является еще одним из них.
Гладиаторские бои и игра пок-та-пок древних кажутся нам сегодня варварским действием, и мы вроде бы их осуждаем. При этом, каким интересом сопровождаются бои без правил, а игры бойцовских собак, петушиные бои? «Хлеба и зрелищ!» — этот принцип работает и сегодня. А люди ищут способ выплеснуть адреналин, будь это спортивные игры или появившаяся недавно у нас «тарзанка».
К слову сказать, само название игры «пок-та-пок» («Pok Ta Pok») возможно возникло от puctal-puctal, термина, означающего «наклониться несколько раз». А тот трон в виде ягуара, что мы видели в нижнем храме Ягуаров, использовался верховным правителем Чичен-Ицы, председательствовавшем на церемониях в начале игры или заключительной части церемонии с ее кровавыми жертвами, связанными с плодородием и жизнеспособностью людей.
Мы уже видели поле для игры в мяч в Монте-Альбане (Монте-Альбан. Поле для игры в мяч. Ч.61), в Паленке (Паленке. Последний взгляд на руины Паленке. Ч.95) и Ушмале (Ушмаль. Поле для игры в мяч. Ч.108), но этот в Чичен-Ице был самым большим. И это подтверждает эволюцию здесь религиозных идей, и стиля под названием «Maya Yucateco», который смешивался здесь с элементами первоначальной манеры области Пуук.
И Эмилио говорит, что этот стиль сочетает в себе архитектуру, скульптуру и живопись, основанную на милитаризме и культе Кукулькана, который начал распространяться в регионе майя в классический период, производя возрождение культуры и общества на землях Юкатана.
В заключение скажу, что сегодняшний вариант древней игры в мяч, нынче в стране называется «улама». А мы подходим к торцу огромного поля, чтобы узнать, что за здание ограничивает его — Чичен-Ица. Храм Бородатого Человека. Ч.135
Продолжение следует...
- Адрес:
Chichen-Itza
Дешёвый ✈️ по направлению Чичен-Ица город майя