В Опатию на побережье северо-востока полуострова Истрия из Риеки мы приехали рано утром, когда городок только просыпался.
Прохожих единицы.
Блаженная тишина и умиротворяющая красота вокруг.
Что же удивляться тому, что город издавна считался фешенебельным курортом для аристократии, о чем теперь говорит условно названный памятник Господину, важному и солидному мужу с увесистым кошельком, всем своим видом олицетворяющий достаток и положение в обществе.
И здания отелей тому подтверждение.
Но такой Опатия была не всегда. Рыбацкая деревушка на месте нынешнего курорта, точная дата основания которой неизвестна, впервые упоминается в 1453 году. И вплоть до 1844 года она оставалась таковой. Даже памятник Рыбаку (правда, уже на фоне современных лодок) имеется.
Хотя места здесь в заливе Кварнер на берегу Адриатического моря венецианская знать из-за мягкого климата, лечебного воздуха и удачного расположения облюбовала гораздо раньше. Но популярности своей Опатия достигла в эпоху господства Австро-Венгрии, когда после падения Венецианской республики в 1797 Истрия была отдана Вене и, побывав в 1805 -1813 с другими иллирийскими провинциями в составе Франции, ей же вновь и возвращена.
Здесь в тихом живописном месте в 1844 году богатый купец из Риеки Iginio Scarpa выкупил особняк, принадлежавший местному барону, решив перестроить его в роскошную виллу (назвав ее Villa Angiolina в честь покойной супруги), куда можно было бы выбираться с семьей по выходным и принимать друзей. Среди его гостей были домочадцы Венского императорского двора, друзья хозяина и титулованные особы со всего света. С сего момента, собственно говоря, и началась современная история курортной Опатии.
В 1882 виллу выкупил Фридрих Шюллер — начальник Южно-Австрийской железной дороги. Под его же руководством строились и отели Kvarner и Kronprinzessin Stephanie, существующие по сей день. Не без его участия Опатия за короткий период превратилась в популярную здравницу для австрийской элиты на побережье Адриатики.
Доктору Юлиусу Глаксу, посетившему Опатию в 1883 году, климат так понравился, что он остался здесь и принял участие в превращении городка в бальнеологический курорт, став уже в 1887 году его управляющим. По его рекомендациям были созданы санатории для лечения легочных, сердечных, неврологических и гинекологических заболеваний, купальни с холодной и горячей водой. И появление променада у кромки моря тоже не обошлось без участия доктора Глакса. В 1886 появился и 1-й на Адриатике яхт-клуб для важных персон.
С постройкой железнодорожной ветки сюда потянулся весь цвет австрийской нации. Да что там аристократия, император Франц Иосиф I, побывав здесь в 1889 году, официально провозгласил Опатию первым и единственным на тот момент морским курортом в Австро-Венгрии.
Все справочники тогда стали рекомендовать посетить курорт на время реабилитации после респираторных заболеваний и особенно в период с октября по май, горный массив с горой Учкой (1396 м) защищает побережье от северных ветров, благодаря чему климат здесь мягкий и теплый. Опатийская Ривьера стала притягательна для представителей высшего общества и европейской богемы, там стали строить виллы и особняки, до сих пор хранящие шарм и колорит габсбургской эпохи.
Они уже давно отреставрированы и стали отелями, и проживание в них удовольствие не из дешевых.
Главная городская достопримечательность — набережная Lungomare (на итальянский манер «дорога вдоль моря»), с которой мы и начали знакомство с Опатией, носит имя Франца Иосифа, для которого курорт стал любимым местом отдыха, особенно зимой.
Здесь монарх не только отдыхал, в 1894 он встречался со шведским королем Оскаром I, вел переговоры с кайзером Вильгельмом II. И для любовных свиданий время находил, встречаясь со своей фавориткой — актрисой Венского театра Катариной Шратт.
Тенистая извилистая дорожка вдоль каменистого берега через город протянулась на 12 км, от деревушки Волоско на севере до Ловрана на юге. Променад по набережной – сплошное удовольствие!
Не зря наша гид (хорватка из Риеки) предложила прогуляться по набережной, а не по главной улице Marsala Tita (которая упоминается в рассказе Чехова про город, где, «одна только улица»), названная именем лидера Югославии с 1947 (таковой остается она и сегодня). Здесь действительно можно гулять часами, вдыхая запах моря, аромат сосен и цветущих растений.
Строительство набережной, совпавшее с возведением самых престижных отелей вдоль моря, проходило в несколько этапов и длилось более 2 десятилетий, но в основном было завершено в период 1885-1889 годов. И названа поначалу была именем Фридриха Шюллера, руководившего строительством железнодорожной линии Любляна-Риека, только в 1918 переименована в Lungomare.
А самый узнаваемый символ города, который можно увидеть во всех путеводителях, и который хорваты, рекламируя свой город, называют не иначе, как «Our lady — Opatia» — это «Девушка с чайкой» на набережной.
С ее появлением связана такая история. Во время шторма в 1891 году корабль графа Артура Кессельштадта разбился о рифы. По просьбе семьи вблизи места его гибели была установлена статуя Мадонны, продержавшаяся здесь до окончания II Мировой войны. Потрепанную ветрами и штормами статую переместили в Музей туризма (к тому же религиозная скульптура была и не в духе времени), а на ее месте установили другую.
На создание образа хорватского скульптора Звонко Цара побудила легенда, повествующая о любви хрупкой девушки к моряку. Она до сих пор его ждет, вглядываясь вдаль, и будет ждать вечно, а чайка на руке (по замыслу автора и по преданию местных жителей) душа любимого.
Позировала ему соседка Елена Йендрашич, а творение скульптор для себя назвал «Моя леди Опатия». Так на набережной в 1956 году и появилась «Девушка с чайкой».
Проходя по краю суши и огибая оборудованные купальни
и бетонные платформы, с которых к воде спускаются лестницы,
огромные валуны (привычных пляжей здесь нет), видно, что вода в море чистая, прозрачная, а у кромки берега глубоко.
Среди сооружений на береговой линии Павильон им. Юрия Матия Шпорера. Это был врач, немало сделавший для города и для развития курорта. При нем павильон был кондитерским цехом, где могли бы полакомиться гуляющие на променаде.
Сегодня он стал местом проведения выставок и концертов.
А рядом скромная церковь Св. Иакова, возведенная в 1777 году на фундаменте бенедиктинского монастыря аббатства Сан-Джиакомо-делла-Прилуча, основанному в XV веке.
Слово «аббатство» (с хорватского Opatija, а с итальянского Abbazia) и дало название будущему городу. Но именно как «Аббация» он упомянут А.П.Чеховым в рассказе «Ариадна». И это не единственный пример в литературе.
Старинное аббатство со временем было перестроено в виллу, а статую Мадонны дель Маре поместили рядом с церковью.
Празднования в честь покровителя Опатии, которым считают Святого Иакова, проходят в городе ежегодно 25 июля.
И сами отели здесь тоже можно отнести к городским достопримечательностям. Старейший из них и первый в Опатии «Grand Hotel Kvarner». Роскошное здание скорее напоминает театр нежели гостиницу.
Он построен в 1884 году и использовался поначалу как легочный санаторий категории «люкс» для аристократов и видных политических деятелей.
Среди известных постояльцев, отдыхавших здесь в разное время, были и наши соотечественники В.В.Набоков, гостивший еще в юном возрасте с родителями, и А.П.Чехов (вот его бюст).
После пожара, уничтожившего термальные купели, при реконструкции здания был построен Хрустальный зал. Теперь в нем проходят светские мероприятия, которые доступны не только проживающим в отеле, но и гостям города.
А это знаменитая вилла Angiolina, послужившая началом развитию курорта и туризма в Опатии.
Какое-то время на вилле был санаторий, потом была гостиница. Теперь здесь Музей туризма, где собраны документы и фотографии, повествующие об истории развития курорта, в коллекции есть даже купальники 200-летней давности.
Вокруг виллы прекрасный парк, заложенный еще при первом владельце. Здесь собраны растения со всего света, а над его устройством трудились лучшие мастера садового искусства того времени.
Кроме ухоженных лужаек с цветниками, скамеек и фонтанов со скульптурными композициями есть музыкальная беседка, где нередко выступают артисты.
В парке имеется интересная стена, расписанная портретами многих знаменитостей, посетивших Опатию в разные годы. В их числе Альберт Эйнштейн, Ремарк и Густав Малер, Юзеф Пилсудский и Генрик Сенкевич, Дьюла Сапари и граф Андраши. Всех и нет смысла перечислять.
К слову сказать, в городе с недавних пор появилась даже собственная аллея славы, где именных звезд на сегодняшний день удостоились 32 человека из мира науки, культуры, спорта и других сфер.
А на вилле Amalia не раз отдыхала Айседора Дункан,
памятник знаменитой танцовщице перед виллой, окруженной парком. В пальмах и растениях вокруг она черпала вдохновение при создании новых образов и танцевальных движений.
Для справки Перед началом Первой мировой войны курорт насчитывал 12 санаториев, слава которых вышла далеко за пределы Хорватии. В лихую годину их использовали как военные госпитали.
В период оккупации Истрии фашистами Муссолини (1922-1943) курорт пришел в упадок, не говоря уж о том, как досталось хорватским городам во время массированных бомбардировок англичан и американцев в 1944-1945 годах.
С 1954 Опатия начала переживать очередной взлет, возрождаясь как реабилитационный центр. Сюда снова потянулся народ. А открытие первого в Восточной Европе казино в 1961 году сыграло не последнюю роль в привлечении сюда состоятельных клиентов.
После распада Югославии в 1991 году Истрия оказалась в составе Хорватии, а маленькая Опатия сформировала для сохранения порядка и безопасности даже свой спецназ «Матия Влачич».
P.S. Современная Опатия, как и прежде, популярный курорт, который иногда называют «Хорватской Ниццей» или «Ниццей Адриатики», сочетающий в обстановке императорский лоск и шарм конца XIX века с комфортом наших дней. Он продолжает развивать традиции оздоровительного туризма, и новые отели здесь строятся в рамках сложившегося изысканного стиля.
Словом, путь от рыбацкой деревушки до курорта для богатой публики – вот такой написан историей роман с превращениями.