Чуткий к русскому языку Николай Донцов (Donnico), возможно, прочитав название заметки, наверняка поймёт фонетическую ассоциацию, которая возникла у меня в начале сочинения этого материала.
Но речь пойдёт сегодня не о нём, а об одном из старейших религиозных и паломнических центров Японии, Никко, расположенном в 140 км.к северу от Токио.
День начался, впрочем, не в Никко, а в капсульном отеле района Shinjuku (Синдзюку) японской столицы, куда я заселился накануне вечером.
Поутру, приведя себя в порядок и бросив косвенный взгляд свысока на окружающий не очень выразительный городской пейзаж, я заторопился вниз, на встречу с гидом, Игорем, чтобы вместе с ним поскорее насытить перед длинным днём свой организм, поскольку завтраками в отеле своих посетителей хозяева не кормили.
Игорь посоветовал экономичный и быстрый способ перекусить – в сетевом магазинчике Family Mart. Таких магазинов (или их аналогов 7 Eleven) в Японии пруд-пруди. Они, буквально на каждом шагу и работают с утра до 22.00- 23.00 часов повсеместно.
Цены в них, по японским, да и, пожалуй, по московским меркам, недорогие, хотя в крупных супермаркетах еда дешевле.
Главное, в этих магазинах удобно покупать готовые наборы, которые купил, нагрел при необходимости, съел. Можно вполне позавтракать на 200-300 рублей. Причём наборы вполне вкусные. В упаковке есть соус и столовые приборы (палочки). Если нет, то их выдаёт продавец.
По вашему желанию он же подогревает еду. Наряду с витриной, где выставлены прохладительные напитки, есть витрина, где напитки подогреваются. Правда, с чаем я пару раз «пролетел» (он был какого-то отвратительного вкуса) и после этого японскую чайную продукцию, кроме халявной, игнорировал принципиально.
Важно и то, что здесь есть зона для еды, можно также заварить кофе и попробовать местную выпечку.
Хотя стоит сразу оговориться, что японская выпечка так себе на вкус и несоразмерно дорогая.
К плюсам таких заведений можно отнести возможность расплатиться обычной дебетовой картой (в Японии это можно сделать далеко не везде), а также англоговорящий персонал, что для Японии существенно, поскольку «за бортом» магазина изъясняться в основном можно только на японском. И хотя знания английского у продавцов было разве что чуть лучшим, чем у меня (по-английски не говорящим), это не мешало нам понимать друг друга, а может, как ни странно, и помогало.
Дело в том, что речь носителей английского языка я совершенно не понимаю, а вот с не носителями найти понимание мне гораздо проще.
Конечно, гурманам здесь делать нечего – всё-таки выбор продуктов здесь не очень велик, а не гурманам, как я, — в самый раз. Я, к примеру, дня три прихватывал с собой для перекуса в пути вот такие круглые рисовые штуковины с различной начинкой…
… или вот такие рисовые же треугольники, завёрнутые в водоросли. Стоят они недорого, рублей по 70.
Конечно, после их поедания в течение 3-х дней, страшно хочется съесть пельменей или борща.
Сейчас модно делиться лайфхаками (придумают же название!), то бишь полезными советами.
Так вот ловите таковой от меня.
В подобных магазинах в Японии, незадолго до закрытия (за 30-60 минут), цены на некоторые продукты снижают на 20-50%. Так, например, набор из 10 роллов можно купить за 400 ¥ (это примерно 250 рублей).
Я частенько возвращался в отель поздно и пользовался подобными скидками.
Вы скажите: «Говорит то, сё, а когда же про Тосё-гу, про Никко, наконец?!».
Вообще, в этот день у нас был запланирован выезд к Фудзияме, однако день обещал быть дождливым, и хотя в тот момент дождь ещё не начался, Фудзи не было видно совсем. Поясню, чтобы было понятно. В районе знаменитой японской горы установлена круглосуточно работающая вэб-камера, поэтому с помощью интернета можно постоянно контролировать, как поживает Фудзи, видна ли она для страждущих её увидеть?
Посоветовавшись с гидом и спутниками, мы решили этот день посвятить Никко. Для этого на JR мы сначала добрались до станции Уэно (один из крупнейших токийских железнодорожных вокзалов),
...а затем уже минут 30 на синкансене (скоростной электропоезд) и около часа на городской электричке JR непосредственно до вокзала Никко.
Вокзал Тобу Никко, оформленный как гигантское швейцарское шале, выходит на площадь, окруженную сувенирными магазинчиками.
Главная дорога в западном углу площади ведет к храмовому комплексу Тосё-гу. Собственно, он –то и является главной достопримечательностью города.
От вокзала до святилища – расстояние около 2 км.. Его можно пройти минут за 30-40 или проехать на автобусе. Хотя особенно во времени выиграть при этом не удастся, поскольку на узеньких улицах Никко – масса народу и транспорта, что создаёт неминуемо огромные пробки.
Хотя Никко в буквальном переводе с японского означает «солнечное сияние», солнца в этот день нам увидеть было не дано, однако благо хоть дождя поначалу не было.
По пути к святилищу неизбежно набредёшь на Мост Синкё через реку Дайя – один из символов Никко. Он признан одним из самых красивых мостов в Японии.
Синкё связывают с именем монаха Сёдо. Считается, что он с последователями пошел молиться на гору Ниндай, но не смог пересечь быструю реку на пути. После молитв появилось божество по имени Дзиндзя-Дайо, который выпустил 2 змей красного и синих цветов. Змеи превратились в мост, и монах смог перейти через реку. Поэтому мост Синкё часто называют Ямасугэно-дзябаси, что переводится как «Змеиный мост из осоки».
Пишут, что долгое время движение по мосту Синкё разрешалось лишь высокопоставленным особам (сёгуну, его родственникам и послам императора). Сейчас за отдельную плату здесь может пройти любой желающий. Мост открыт для перехода с 8:00 и до 17:00 летом, а зимой – с 9:00 до 16: 00.
Поскольку я не являюсь высокопоставленной особой, которая вправе бесплатно дефилировать по мосту, а платить свои кровные за сомнительное удовольствие мне не хотелось, то я ограничился фотографированием на фоне моста.
Подоспевшие к месту «гейши» и вовсе скрасили моё здесь пребывание.
Судя по всему популярен мост не только у туристов, но и у молодожёнов.
Почти сразу у моста берет начало непосредственный подъём к святилищу Тосё-гу.
По пути к святилищу высится величественный Храм Риннодзи – одна из главных достопримечательностей Никко.
Он основан монахом Сёдо Сонином, который проповедовал буддизм в Никко в VIII в.
Первый храм, основанный в Никко Седо Сенином в 766 г, первоначально назывался Сихонрюдзи. Став в XVII в. храмом секты Тэндай, он получил новое имя, Риннодзи, которое и носит по сей день.
В прошлом настоятелями этого храма становились лишь мужчины, принадлежавшие к императорской семье.
Перед храмом стоит курильница с благовониями. Считается, что дым помогает излечиться от болезней, отводит напасти.
Возле храма раскинула свои цветущие ветви огромная сакура. Несмотря на начало мая, она словно одаривала посетителей этих мест буйным цветением, редким в такое время (обычно японская вишня цветёт месяцем раньше).
Внушительные подпорки, словно гигантские костыли, поддерживали ветви стареющего древа, не давая им сломаться.
Отсюда к Тосё-гу тянулась огромная очередь страждущих увидеть красоты храма и святилища. Этот человеческий поток состоял лишь в небольшой степени из зарубежных туристов. Основу очереди составляли туристы местные. Отчасти, «виной» тому были праздничные выходные дни в Японии. Но в целом, нужно отметить, внутренний японский туризм в этой стране очень развит и иностранцев из приезжих – явное меньшинство.
Начавшийся дождь никак не повлиял на решимость очереди, в которую мы включились, достичь цели пребывания здесь.
Что же так влечёт сюда сотни тысяч туристов? Что заставило нас выстаивать здесь больше часа под дождём?
Тосё-гу — место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы, основателя династии Токугава.
Как гласят интернет-источники, Окугава Иэясу — яркая фигура японской истории. При нем, по сути, было завершено объединение Японии в целостное феодальное государство. Если номинальная и сакрально-религиозная власть в Японии находилась в руках императора (тэнно), фактически правили главы кланов. Исторически титул такого правителя назывался «сёгун», но до Токугавы Иэясу был достаточно долгий период, когда правители, даже такие безусловные лидеры, как Ода Нобунага или Тоётоми Хидэёси не получали сёгунства. Только Токугава Иэясу, происходящий из «правильного» клана Минамото, заставил императора присвоить ему титул сёгуна и взял всю власть в стране в свои руки с 12 февраля 1603 г. С него началось правление династии Токугава.
Токугава Иэясу умер в 1616 г., а его сын Токугава Хидэтада построил храмовый комплекс, посвященный духу своего отца.
В храмовом комплексе есть здание священной конюшни, там содержалась священная лошадь, на которой передвигается божество. А лошадям ещё в китайской культуре оказывают покровительство обезьяны.
В Тосё-гу конюшня окружена резными панно с обезьянами. Одно из панно особенно популярно у посетителей: на нем изображены обезьяны, которые "не слышат, не говорят и не видят" — сложный и многозначный символ.
Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.
Основа, объединяющая разные религиозный и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).
В 1999 году Тосё-гу, наряду с другими храмами Никко, был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В целом, в Японии насчитывается почти сотня тосё-гу, однако наиболее крупным, известным и богато украшенным является Тосё-гу в Никко.
Нужно признать, что храм и святилище Тосё-гу очень впечатляет своей изощрённой, несколько эклектичной эстетикой. Но, признаться, очень раздражает здесь концентрация посетителей, бесконечные очереди и прочая толкотня. Представляю, как здесь не одиноко в погожий день!
Ворота Ёмэймон (Ворота Солнца), которые также называют Хигурасимон ("Ворота, на которые можно смотреть до самого заката, не уставая")
А когда это неудобство соединяется с почти непрекращающимся дождём, то и вовсе хочется побыстрее свернуть прогулку.
Идём сушиться!