15 — 22 августа 2018. Рённе — Висбю — Форёсунд.
Из Рённе выходим на удивление поздно, на часах почти 9 утра 15 августа. Третьему рифу на гроте в помощники взят мотор. Западный ветер 6-7 м/с гонит встречную метровую волну, затрудняя выход из гавани и отход от побережья Борнхольма.
Спустя час отдаем один риф и ставим стаксель.
К середине дня ветер чуть стихает и несколько часов идем под полными парусами. У ночи снова свежеет и приходится рифится. Обогнув Борнхольм берем курс на юг Готланда.
К утру ветер снова нас покидает даря несколько часов затишься. По палубе скачет крохотная птичка, а впереди по курсу виднеется немецкий барк "Руальд Амундсен". Над Готландом растет мощное кучевое облако и мы готовимся к усилению ветра.
Идем под рифленым гротом и стакселем, вынесенным на бабочку. Вскоре спинакер-гик приходится убирать. Ветер усиливается до 9 м/с, попутная волна до 1,5 метров. Немецкий барк скоро оказывается на траверзе, а затем отстает, что нас изрядно удивляет.
Наконец, к 1 ночи 17 августа подходим к Висбю и швартуемся в марине в полной темноте. Благо сезон близится к концу и здесь почти нет яхт. Ждем прибытия барка, но парусник остается на рейде до утра.
С его прибытия начинается следующий день. Парусник неспешно входит в марину и швартуется с помощью швартовой команды у противоположного берега. Позже подходим к экипажу пообщаться, узнаем больше про корабль и его миссию. Оказывается на борту Амундсена ежегодно под руководством опытной немецкой команды ходят курсантами ученики немецких и российских школ. Со стороны России это ученики немецких языковых курсов. Заодно интересуемся, почему так медленно шел парусник при уверенном 9-ти метровом ветре. Улыбаясь немец отвечает, что разгоняться они начинают от 15 м/с, и тогда уже делают до 20 узлов.
Три дня проводим в Висбю. Наворачиваем не один круг по городу. Забредаем на концерт органной музыки в одной из кирх.
Посещаем местный ботанический сад под открытым небом, где нисколько не смущаясь северных широт вольготно растут секвойи и другие южные деревья. Удивительно, но на Готланде растет на улицах даже шелковица. Похоже на острове свой особенный микроклимат.
Традиционно арендуем в марине автомобиль Volvo (сутки аренды авто 50 евро + бензин). На гордости шведского автопрома отправляемся на юг Готланда. На Севере (острове Форё) мы побывали в прошлом году, а теперь хотим увидеть его противоположный край.
Здесь природа радикально отличается от северной оконечности острова. Низкие кустарники, зеленые луга, холмы. Высокий обрывистый берег. И маяк Хобург, который указывает Кондору путь домой уже многие годы. Подъезжаем к маяку на машине по пустынной дороге. В доме у маяка сидят двое пожилых смотрителей. Без особой надежды интересуемся можно ли осмотреть маяк и оказывается — да! Мы приехали к маяку в последний час последнего дня в этом сезоне, когда на него еще можно подняться вместе со смотрителем-экскурсоводом. Стоит это удовольствие смешные 3 евро с человека.
Пожилая шведка поднимается с нами по спиральной лестнице мимо фотографий маяков, рассказывая о том как зарождалось маячное дело на шведских берегах. Осматриваем все механизмы и поднимаемся к самой линзе, неустанно вращающейся вокруг своей оси.
По пути назад находим интересный по ли полуостров то ли косу, уходящую в море. Каменистая насыпь внезапно оборачивается зеленой лужайкой, на которой выложен лабиринт. Пройти еще дальше не хватает времени.
Так же традиционно заезжаем посмотреть на музейную железную дорогу, древнее захоронение викингов в форме каменного корабля и на местные скалы, где устраиваем небольшой пикник с видом на закат и укутавшись в пледы, потому что изрядно холодает.
Погода тем временем не радует. Необыкновенно жаркое лето похоже подошло к концу, Балтика решила напомнить о своем непростом нраве. Впереди сильные встречные ветра. Прогноз не благоприятный. Долго прикидывая возможные варианты (вплоть до ухода в шведские шхеры или под прикрытие латвийского берега) решаем все-таки выходить в сторону севера Готланда, а оттуда если позволит ветер идти обычным маршрутом к входу в Финский залив. Для отступления оставляем вариант захода в пролив Форёсунд и пережидания непогоды в местной марине.
Выходим из Висбю в 11 часов 20 августа и спустя час берем 3й риф. Скорость яхты в бейдевинд под 3-м рифом 6 узлов. От встречного NE первое время прикрывают высокие берега Готланда. Но когда к 17 часам мы выходим из его тени становится понятно что дальнейшей дороги ветер не даст. Волна, которую разгоняло последние двое суток зло облизывает яхту от форштевня до кормы, начинает шквалить. Экипаж промерзает и промокает насквозь. Рубим грот и ложимся на курс в пролив Форёсунд. Огибать Готланд морем и упираться в 10 метровый встречный ветер и волнение нет никакого смысла. Прогноз проясняется, на нас движется шторм.
К марине у паромной переправы подходим к половине седьмого. К счастью еще достаточно светло, а в гавани почти нет судов. Это нам на руку. Потому что пришвартоваться в крохотной гаванюшке при мощных порывах ветра удается с трудом. Сразу же обвязываем Кондор паутиной швартовых и пытаемся найти харбормастера. Он приезжает на велосипеде уже затемно. Берет с нас оплату и дает ключи от удобств. Отогревшись под душем и поужинав засыпаем. Над проливом стоит свист.
Проснуться приходится гораздо раньше, чем хотелось бы. Ночью капитан подскакивает от проблескового огня. Первая мысль — отходит исследовательское судно пришвартованное перед нами. Но нет, корабль стоит на месте без признаков жизни. Мигание продолжается и его источник обнаруживается на полу каюты под висящими у форпика непромоканцами. Оказывается вздулся отсыревший спасщилет и сработал персональный AIS. Измотанная тяжелым переходом команда уснула мертвым сном и даже не слышала хлопка от срабатывания жилета. Капитан будит меня, чтобы отключить AIS. Сквозь свист ветра слышиться какой-то непонятный шум. Выглядываю наружу и вижу летящий от Форё к Готланду вертолет. Недоуменно провожаю его взглядом, ведь на Форё никто не живет. Закрадывается смутное подозрение. Оно крепнет, когда вертолет пролетает снова, держась над проливом, а за полноломом проходит спасательный риб.
Чтобы убедится, что ищут именно нас включаю судовую УКВ-станцию с прошитым номером MMSI, к которой приписаны два персональных спасательных AIS-буйка (имеющие персональные номера MMSI), установленные в жилетах. Так и есть, на месте нашей швартовки светиться MOB.
Едва станция включается, как риб со спасателями входит в гавань и направляется к стоящему перед нами исследовательскому судну. Постучав в борт и не получив ответа спасатели высаживаются на берег. Получив уточненный сигнал они вероятно не заподозрили, что его источником является крохотная яхта, а не стоящий рядом исследовательский корабль. Выхожу к ним с отключенным радиомаяком. Спасатель, молодой парень в полной экипировке, внимательно выслушав объяснения просит взглянуть на передатчик, сверяет его номер и со счастливой улыбкой пожелав доброй ночи прощается. Риб отбывает, скоро улетает и вертолет.
Потрясенный экипаж смотрит вслед со смесью стыда и шока. Так мы узнаем, что приобретенные зимой спасательные маячки безусловно работают, а спасательные службы в Европе не для виду. Утром мы ждем предъявления счета за ложную тревогу, но вместо этого приехавший за оплатой стоянки харбормастер рассказывает о новостном сюжете про то как местная спасательная служба (оказалось их база в соседней гавани) ночью искала в проливе сработавший жилет. Признаемся что знаем об этом не по наслышке...
Утро солнечное, но дутье продолжается. Решив покататься по Форё с горем пополам находим три велосипеда на прокат. Здесь туристический сезон уже закончился и все закрывается.
21 августа целый день катаемся по острову, а 22 отдыхаем на яхте дожидаясь изменения прогноза.
Мы покинем Форё 23 августа, направившись прямиком в Санкт-Петербург, рассчитывая отметиться на Хаапасари. О том, что из этого получится — в следующей части…
P.S. Марина у паромной переправы Форё.
План перехода по генкурсу.
P.P.S.
Прибор о срабатывании которого идет речь в рассказе- MOB1. Это персональная автоматическая идентификационная система для поиска выпавшего за борт с собственным номером MMSI. Устройство размером со средний тюбик клея устанавливается внутрь спасательного жилета и срабатывает при его вздувании. После срабатывания оно передает цифровой избирательный вызов на родную яхту, отображая на плоттере координаты своего местонахождения, а так же посредством AIS/GPS подает сигнал MOB на окружающие суда в зоне действие до 30 миль (при включенной антенне на родной яхте). Подробно об устройстве можно почитать тут oceansignal.com/products/mob1/ Проверено — работает :(