С колокольни лавры открывается такой потрясающий вид окрест, что я с трудом сдержался, чтобы не завопить с верхотуры во всё горло: «Гой ты, Русь моя родная!» В тот самый момент, когда переполнявшие мою грудь чувства готовы были вырваться воплем наружу, зазвучали связанные с курантами малые колокола, информируя мир и клир о времени.
Торжеством наполнены плывущие над лаврой звуки 27-тонного «Первенца» и «Благовестника», чей вес 35,5 тонн. А вот интересно, на сколько вёрст окрест слышен звук 72-тонного «Царь-колокола»? Отлитый на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге самый большой колокол не только в России, но и во всём православном мире, зазвучал на колокольне Свято-Троицкой Сергиевой лавры 30 мая 2004 года, чем засвидетельствовал необратимость возрождения духовности русского народа.
Слух не уловит гула величественного колокола в Ростове Великом. Далеко будет до него отсюда – 124 километра напрямик. Зато душа услышит его звучание на малой родине святого праведника Сергия Радонежского. Там восстановлен из разрухи Свято-Троицкий Варницкий монастырь, названный в память о величайшем святом Русской земли. Монастырские колокола словно перекликаются с колоколами Свято-Троицкой Сергиевой лавры, основанной Сергием Радонежским в 1337 году в 70 верстах от Москвы.
Сегодня дорогая моя столица – мегаполис, где проживают свыше 12,5 миллиона человек. А в год основания обители, а почином всему стала келья, срубленная родными братьями Стефаном и Варфоломеем (светское имя Сергия Радонежского до пострига в монахи) на холме Маковец в лесной глуши, Москва была большой деревней. На излёте наполненного тревогами и надеждами XIV века, когда 78-летний игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский покинул бренный мир, чтобы обрести жизнь вечную в народной памяти и лике святых Русской земли, население Москвы едва превышало 20 тысяч человек. Тем не менее, в год его кончины, а это был 1392 год, Москва была стольным градом Великого княжества Московского с белокаменным Кремлём.
К тому времени уже столетие, как удельные московские князья, начиная с Даниила Александровича (младшего сына Александра Невского), убеждением и принуждением собирали русские земли вокруг Москвы. В 1380 году игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил на ратный подвиг его внука – московского князя Дмитрия Ивановича. Он повел объединённые полки русских княжеств на Куликовом поле, где они сообща устроили ордынцам Мамаево побоище за Доном. Отсюда и славное прозвище князя – Донской.
С благословения игумена Сергия с русским воинством отправились из Троицкого монастыря два инока – Пересвет и Ослябя. До монашества оба были боярами, имели отменную воинскую выучку. Битве предшествовал поединок Пересвета с великаном Челубеем. Они на скаку пронзили друг друга копьями. Монгольский багатур замертво рухнул наземь, а богатырь-монах удержался в седле, доехал до русского войска и умер на руках братьев по оружию.
Свято-Троицкий монастырь был в почёте у русских государей. Там, в Троицком соборе в 1530 году был крещён младенец Иван – сын Великого князя Московского Василия III, вошедший в историю как Иван IV. В 1547 году 17-летним отроком он стал первым русским царем и сразу после венчания на царство пешком прибыл в Троицкий монастырь, дабы поклониться святым мощам Сергия Радонежского. Благополучно миновала Троицкий монастырь гроза опричнины, введённой Иваном Грозным ради искоренения «боярской крамолы».
К западной стене великолепного Успенского собора примыкает приземистая усыпальница Годуновых, увенчанная православным крестом. На четырёх плитах значатся имена усопших: «Лета 7113 (1605) мая в 1 день преставися благоверный царь и великий князь Борис Феодорович всея руси во иноцех благолеп»; «Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный царевичъ Феодор Борисович всея руси»; «Лета 7113 (1605) июня в 01 день преставися благоверная царица и великая княгиня Мария Григорьевна всея руси»; «Лета 7130 (1622) августа в 30 день преставися царевна инокиня Ольга Борисовна».
Сия усыпальница – свидетельство страшных событий, наречённых затем в России внушающим оторопь словом – Смута.
Со смертью богомольного царя Фёдора Ивановича пресеклась по мужской линии правившая в Русском царстве-государстве династия Рюриковичей. И впервые царя выбирали все сословия на Земском соборе. Таким образом, впервые избранным всенародным голосованием царём стал в 1598 году боярин Борис Фёдорович Годунов.
Пословица гласит: от любви до ненависти – один шаг. Прошло несколько лет, как Борис Фёдорович исчерпал кредит народного доверия. Причиной тому стали три подряд неурожайных года, жуткий холод, лютый голод, неудержимый рост цен на зерно, обесценивание денег и казнокрадство.
И тут нате вам – вдруг откуда не возьмись появился якобы чудом спасшийся от подосланных «Бориской» душегубов царевич Дмитрий – младший сын царя Ивана Грозного. С двух сторон под белые руки поддержали самозванца Гришку Отрепьева польские и литовские шляхтичи да русские бояре, которым претило правление Бориса Годунова.
Борис Фёдорович Годунов совсем не кстати скончался 13 апреля 1605 года (а не 1 мая, как указано на гробнице). Царь помер – бояре переметнулись к объявившему себя наследником царского престола авантюристу.
Согласно статусу, Борис Годунов был погребён в царской усыпальнице в Архангельском соборе в Кремле. Но, когда в июне 1605 года москвичи присягнули на верность въехавшему в Кремль на белом коне Лжедмитрию, то тело Годунова было вынесено вон из собора.
Его сын Фёдор Борисович на памятной плите назван царевичем. А ведь он был царём. Правда, всего семь недель. Молодой царь «преставися» вместе с матерью-царицей Марией Григорьевной в один день – 10 июня 1605 года. В тот день их убили ворвавшиеся в царские палаты изменники-бояре, желая выслужиться перед «царевичем Дмитрием». По его распоряжению тело Бориса Годунова вместе с телами его супруги и сына похоронили в Варсонофьевском девичьем монастыре в Москве.
Самому самозванцу, отсидевшему год без месяца на царском троне, не нашлось места в русской земле. В мае 1606 года восставшие москвичи растерзали Лжедмитрия I, тело сожгли, а пеплом выстрели из пушки туда, откуда он пришёл – в сторону Польши.
В 1606 году по повелению избранного Земским собором царём Василия Ивановича Шуйского останки Бориса Фёдоровича Годунова, его супруги и сына были перезахоронены в Троицком монастыре.
Четвёртой на плите на усыпальнице Годуновых указана царевна Ольга Борисовна. По правде говоря, не было у Бориса Годунова такой дочери. Царевной была его дочь Ксения. После мученической смерти матери и брата её насильно постригли в инокини под именем Ольга. Царь Михаил Фёдорович Романов исполнил её предсмертную просьбу, и почившую 30 августа 1622 года Ксению Борисовну Годунову похоронили рядом с родителями и братом, указав при этом ее иноческое имя – Ольга.
Сама же усыпальница в нынешнем виде была сооружена в 1782 году.
В Смутное время, с сентября 1608 по январь 1610 года, Троице-Сергиев монастырь выдержал осаду 10-тысячного войска польско-литовских интервентов, наёмников со всей Европы и русских изменников, присягнувших самозванцу – дублёру, который сохранился в российской истории как Лжедмитрий II или Тушинский вор – от названия села Тушино, где был лагерь самозванца.
Обитель выстояла 16 месяцев не только благодаря крепостным стенам и башням, стойкости защитников – ратников и монахов, но и небесному заступничеству Сергия Радонежского. Мощи преподобного Сергия Радонежского с 1422 года почивают в Троицком соборе знаменитой во всем мире православной обители. Оборона монастыря с самого начала приобрела общенациональный характер. Троицкий монастырь стал символом мужества и духовной крепости, надежды на возрождение России.
Весьма символично, что в декабре 1618 года именно в окрестностях Свято-Троицкого монастыря в деревне Деулино было подписано перемирии между Россией и Речью Посполитой, положившее конец великой Смуте, грозившей напрочь уничтожить Россию.
На западной стороне обелиска, установленного в 1792 году на Соборной площади Лавры, на бронзовом медальоне выбита надпись:
«Во время стрълецкихъ мятежей, Пётр I-й, сей мужъ, толико собою славный и столько Россию прославившiй, для сохраненiя своей жизни двукратно находилъ убъжище внутрь сея священныя ограды».
В 1682 году 10-летний Пётр с братом Иваном с матерью Натальей Кирилловной и царевной Софьей в течение двух месяцев укрывались в Троице-Сергиевом монастыре от мятежных стрельцов до усмирения бунта верными войсками.
Второй раз 17-летний Пётр спасался в Троицком монастыре в августе – октябре 1689 года от козней сестры-регентши Софьи Алексеевны, которая, помышляя захватить престол, подбивала верных ей стрельцов расправиться над ним. Единокровный брат Иван Алексеевич, возведенный на престол наравне с Петром, ей опасений не внушал, так как от рождения был слаб здоровьем и умом не вышел в отличие от физически крепкого и смышленого не по годам сводного брата Петра.
Согласно преданию, юный Пётр, коротая время в Троицком монастыре, любил стрелять из ружья с угловой северо-западной Житничной башни в уток на Белом пруду. Отсюда якобы и произошло нынешнее название башни – Уточья. Её шпиль увенчан белокаменной уткой.
Августейшая дочь Петра Великого – императрица Елизавета Петровна заботилась о Троице-Сергиевом монастыре. Обитель пользовалась особым почитанием императрицы и получала от нее щедрые пожертвования. Согласно Указу императрицы с 1744 года монастырь именуется Свято-Троицкой Сергиевой лаврой.
В царствование Елизаветы Петровны в 1741 году была заложена величественная колокольня лавры. Её высота – 88 метров. Она входит в топ-10 самых высоких колоколен православных храмов и монастырей России. С соизволения императрицы на нижний двухэтажный ярус колокольни поставлены четыре убывающих вверх яруса звона. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по четырём сторонам, два яруса придают взлёт всему сооружению. Для гармоничного восхождения высот в архитектурном ансамбле одновременно с надстройкой колокольни происходило повышение глав куполов Успенского собора (1753 год).
Своим названием Сергиев Посад обязан императрице Екатерина II. Соответствующий Указ был подписан ею в 1782 году. Легко догадаться, что название города, объединившего несколько сёл и слобод, произошло от имени Сергия Радонежского – основателя Свято-Троицкого монастыря.
Величественный памятник преподобному Сергию Радонежскому был установлен возле стен лавры в 2000 году. Он соседствует с памятником-бюстом В.И. Ленину. Хотя чему удивляться: по сути, строители коммунизма позаимствовали основополагающие идеи от христианства. Так что такое соседство памятников в Сергиевом Посаде символично.
Считается, что нулевой километр Золотого кольца России – популярного туристического маршрута, отметившего в 2017 году полувековой юбилей, – находится в Ярославле. Но ворота Золотого кольца России, безусловно, в Сергиевом Посаде. Ни в летнюю жару, ни в зимнюю стужу, ни во время буйства красок весны, ни во время пышного природы увядания осени не оскудевает поток туристов и паломников через Святые врата лавры, украшенные внутри фресками, рассказывающими о житии преподобного Сергия Радонежского.
Контакты
Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Телефон для справок по общим вопросам: +7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)
Телефоны для заказа экскурсий: +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)