344 материалa по 99 объектам, 7 055 фотографий
- GPS
- Россия, 19, ул. Фёдоровский ручей, Великий Новгород, Россия
- 8 (816) 263-40-98
В храме Фёдора Стратилата — музей уникальных фресок
И хотя все эти храмы отличаются один от другого величиной и деталями, по существу они однотипны: квадратные в плане, четырёхстолпные, одноглавые, с трёхлопастным фасадом который делится лопатками на три вертикальных плоскости.
Среди них церковь Фёдора Стратилата выделяется особой гармоничностью пропорций и нарядным убранством. Многообразие декоративных рельефных фризов, аркатур, нишек, валиков и крестов подчёркивалось их цветной раскраской, следы которой обнаружили при реставрации.
В декоративности стрельчатых форм окон и порталов угадываются отзвуки готики, которая к этому времени стала интернациональным стилем Европы.
Стремление к свободе в храме выразилось в приближении столбов-опор к угловым частям здания. В церкви были устроены обширные хоры, сообщающиеся деревянными переходами.
Западная пристройка церкви и шатровая колокольня относится к концу XVII века.
Укрепившееся в XIV веке политическое положение Новгорода позволило знатным боярским семействам развернуть обширное храмовое строительство. Одна из самых впечатляющих построек того времени – церковь Фёдора Стратилата, недалеко от Фёдоровского ручья, что стало приставкой к названию нового храма. Церковь воздвигли в 1360-1361 годах по заказу знатного новгородца Семёна Андреевича и его матери Натальи, предположительно, на месте ветхого храма Фёдора Тирона 1115 года постройки.
В честь небесного покровителя Семёна Андреевича был устроен придел Святого Симеона Дивногорца, а на хорах придел Покрова — в день этого праздника родился отец заказчика.
Церковь была приходской для Фёдоровой улицы Плотницкого конца, которая состояла из домов торгово-ремесленного люда.
В 1696 году церковь пострадала от пожара, и согласно надписи на старом иконостасе, была восстановлена при митрополите Иове с устройством придела Николая Чудотворца и святителя Филиппа митрополита Московского.
С 1832 года церковь Фёдора Стратилата была приписана к расположенной поблизости церкви Великомученика Никиты. Служба в ней совершалась только в храмовый праздник Фёдора Стратилата и Николая Чудотворца.
Церковь Никиты Мученика - Государева молельня
Считается, что при возобновлении регулярной службы и новом освящении Фёдоровской церкви, приблизительно в 1870 году, основная часть её древних фресок была забелена.
Открытие древних фресок, забеленных в 1870 году, произошло в 1910 году по инициативе Общества росписей древности, для изучения их была создана специальная комиссия Императорской Академии Художеств под руководством академика П. Покрышкина.
Это была первая полномасштабная реставрационная работа монументальной живописи.
Следующий этап реставрации в 1932 и 1934-1935 годах был связан с укреплением уже открытых росписей.
Сведений об авторах и времени исполнения фресок церкви Фёдора Стратилата нигде не сохранилось. Однако, стиль исполнения свидетельствует о том, что они появились уже после двух других крупных новгородских росписей в храме Успения на Волотове (1360) и в церкви Спаса Преображения на Ильине (1378), т.е. около 1380 года.
Наличие в росписях большого количества греческих надписей позволяет с определённой долей уверенности предполагать о работе византийского мастера. При этом, во всех трёх церквях нередки совпадения письма и расположения образов в библейских мотивах, возможно, что это рука одного мастера – Феофана Грека или его учеников.
Росписи Фёдоровской церкви – это одно из своеобразных поздних проявлений той линии искусства, которая сформировалась в Византии в первой половине XIV века. Живописи этого направления свойственна динамизация – стремительный рисунок, сильные световые эффекты, усложнённые ракурсы фигур, результатом чего явилась новая необычайно драматически-напряжённая интонация образа.
Во второй половине столетия это направление в значительной степени определило художественное лицо Новгорода. Во многом оно связано с творчеством работавших здесь греческих живописцев. Имя Феофана Грека, гениального художника, сохранившееся в произведениях живописи церкви Спаса на Ильине был в Новгороде не одинок.
Церковь Спаса на Ильине. Фрески Феофана Грека
Росписи церкви Фёдора Стратилата – это творение талантливых современников Феофана, находившихся с ним в теснейшем творческом контакте.
При реставрации церкви в 1953-1954 годах по проекту архитектора Л.М. Шуляк, было впервые выявлено и восстановлено первоначальное трёхлопастное покрытие здания.
На месте западной пристройки были зафиксированы границы древнего притвора, а у южного фасада обнаружена небольшая усыпальница бояр-строителей церкви. В музее представлен саркофаг из фамильной усыпальницы Семёна Андреевича.
На гранях алтарных столбов церкви сохранились следы деревянной конструкции первого иконостаса спланированного при строительстве храма в 1361 года. Этот иконостас не дошёл до нас, но среди икон Фёдоровской церкви особенно выделялись: образ Христа Вседержителя XIV века и храмовая икона Фёдора Стратилата с житием.
Обе иконы сейчаст находятся в Новгородском музее, а также старинный список с чудотворной иконы Богородицы Тихвинской.
- Адрес:
19, ул. Фёдоровский ручей, Великий Новгород, Россия
- Дополнительная информация:
Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.
- Телефон:
8 (816) 263-40-98
Дешёвый ✈️ по направлению Великий Новгород
- 9 апр 2019, 14:10удалитьОчень познавательно. Глядя на остатки фресок, наглядно понимаешь, как представляли себе наши предки Святых и библейские события.
Спасибо - 9 апр 2019, 21:08удалитьК сожалению, внутри этой церкви я не был. Ограничился осмотром снаружи. Спасибо, Алефтина, что показали, как выглядят ее фрески!
- 11 апр 2019, 13:12удалитьСпасибо, друзья!
- 17 апр 2019, 21:09удалитьНе был там внутри, Новгород это кладезь русской истории настоящий, спасибо очень интересно