Честно говоря, перед поездкой на Роттнест, я ничего не знала о квокка. Как и Виллем де Вламинк, голландский мореход, который со своей экспедицией высадился здесь 29 декабря 1696 года и принял этих пушистых сумчатых за крыс. Недолго думая, капитан де Вламинк окрестил остров "крысиным гнездом" (Rattennest по-голландски). Представляю его удивление: "Эй, ребята, смотрите! Какая громадная крыса! Чёрт! Да их тут тьма!" А потом его наверняка здорово передёрнуло.
Аборигены называют остров более романтично — Ваджемуп, что означает: "по ту сторону воды, где обитают духи". Таково различие в мироощущении наивных детей природы и циничных "цивилизованных" колонизаторов (которые через 142 года превратят остров в тюрьму строгого режима для детей природы). Но, это так... к слову.
Кстати, эта же экспедиция в январе 1697 года, уже на материке, изумилась существованию чёрных лебедей, которых раньше европейцы никогда не видели. Да и странствующие голландцы были первыми белыми, к тому же одетыми, людьми, существованию которых изумились чёрные лебеди. Воспользовавшись доверчивостью непуганных птиц, моряки подло поймали несколько длинношеих и, вместе с коробкой ракушек, отправили их в подарок бургомистру Амстердама.
Несчастные пернатые издохли по дороге, а ракушки бургомистра не восхитили. Более того, г-н Витсен был немало разочарован тем, насколько беспечно поросира... тратятся вложенные в экспедицию средства. Отец города, по всей видимости, был настроен на другие находки. Да, и ладно.
Итак, со временем обнаружения прыгучей животины белыми искателями приключений, мы разобрались. Теперь, о том, кто он есть, этот улыбчивый пушистик. Квокка — вовсе не крыса, и не грызун вообще. Это маленький кенгуровый зверь, а именно — короткохвостый кенгуру. Единственный представитель своего собственного рода, а именно — Setonix.
Как и все кенгуру, квокка — жвачное травоядное. Кенгуру, размером с крупного, пышнотелого кота, лихо скачет на задних лапах по земле, а может при желании взобраться на небольшое деревце. Шерсть короткая и густая, окрас буро-серый с рыжеватым оттенком. Продолжительность жвачной жизни — около 10 лет. А! я тут вычитала, что у них имеется по 32 зуба! Похоже, между нами намного больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Квокка — одиночное животное. Самцы и самки общаются друг с другом только для делания квоккушат, в зимние месяцы. Интересный факт: квокка производит на свет одного детёныша. Но у мамаши есть второй эмбрион, развитие которого "дремлет" пока первый малыш не подрастет. Однако! Если первый плод по каким-то причинам погибает, второй начинает развиваться незамедлительно. Таким образом, матушке квокка не нужно тратить время на дополнительные встречи и романтические вечера. Дитя, как и положено настоящему кенгуру, рождается лысым, слепым и глухим, а дозревает и выращивается в мамкиной сумке.
Живет квокка в норах. Везде пишут, что это ночное животное. Наверняка, так оно и есть. Но жизнь вносит свои коррективы. Днем на о. Роттнест встретить квокка легко и просто. Они любят пастись вокруг отдыхающих туристов, оккупируют кафе и рестораны, пируя под столами (кстати, кормить их запрещено правилами острова, но... who cares...).
Когда-то короткохвостые кенгуру были широко распространены в прибрежных районах материковой части Юго-Западной Австралии. Но, как мы знаем, с приходом "цивилизованного" человека, всё здорово меняется. Он щедро сеет смерть вокруг себя собственными руками, и бонусом притаскивает с собой помощников в этом деле: собак, котов и даже лисиц. 32 жевательных зуба мало помогают в борьбе за жизнь. Так что, теперь квокка — редкое животное. Места их обитания сегодня можно пересчитать по пальцам. И да, этот вид занесен в Международную Красную книгу.
Хвала богам, на Роттнесте, короткохвостые кенгуру действительно чувствуют себя прекрасно. Здесь они многочисленны. Встречаются, можно сказать, "на каждом углу". Когда популяция становится особенно велика, сотрудники заповодника отправляют маленьких квокка в зоопарки и питомники.
Современный квокка совершенно не боится людей, он доброжелателен, не против почесываний и поглаживаний. Иногда кажется, будто животина "улыбается", и туристы вовсю охотятся за радостными селфи (у меня селфи не вышло, так что придётся сюда вернуться). Кстати, "улыбается" животнина не потому, что безумно рада вас видеть, а по причине расслабления натруженных челюстных мыщц. Так что, не ждите "улыбок" когда квокка занята своим обычным делом — жеванием.
Друзья из Перта рассказали нам, что однажды какие-то бессовестные туристы надумали играть беззащитными животинами в футбол. Конечно, разразился скандал. Подлецов с позором вытурили с острова и оштрафовали. Я бы им еще вломила плетей, но ... увы и ах.
Помимо квокк на острове обитает множество птиц (попугаи, цапли, чайки, бакланы и проч), на пляжах можно встретить морских львов, а в водах Индийского океана — горбатых китов и дельфинов.
Добраться сюда можно за 20 минут на катере из портового Фримантла (который сам по себе тоже весьма нитересен).
Путешествуйте, друзья!
©Майя Симонова
Март, 2019. Мельбурн