История подвига Ивана Сусанина, спасшего первого царя новой династии Михаила Романова от польско-литовского отряда убийц во времена Смуты до сих пор овеяна кучей преданий и легенд. Некоторые историки подвергают сомнению сам факт подвига в целом, или хотя бы его детали и мотивы. Другие же наоборот, находят якобы археологические подтверждения своим теориям. События там действительно были очень запутанными и неодназначными. Но тем не менее, имя национального героя крепко утвердилось в головах наших сограждан ещё со времён школьной скамьи. Поэтому, будучи на Костромской земле, мне непременно лично захотелось побывать в тех местах, где жил и вошёл в историю этот колоритный персонаж наших учебников:
В наши дни до мест геройской славы легче всего добраться личным автотранспортом или рейсовым автобусом из Костромы, идущим в сторону Буя. От Костромы до Сусанино около 62 км, соответственно от Москвы — чуть больше 400 км. К слову, одной из причин, по которой я так долго откладывал поездку в те места, были ужасающего качества дороги. И это ещё мягко сказано. По словам активных автопутешественников, дорог в том направлении долгое время, по сути, не было вовсе, особенно в межсезонье.
Но видимо и мне когда-то везёт. Подготовившись к самому худшему, я тронулся в путь, и с каждым километром ждал, что вот-вот нормальное дорожное покрытие закончится, и начнётся... Не началось. Трасса к огромному моему удивлению была отличного качества. Честно говоря, даже странно было видеть такие дороги в Костромской области, где даже и в областном центре на городских окраинах иногда запросто можно подвески лишиться:
Сам путь из Костромы недолог. К тому же, места проезжаешь очень красивые: холмистый ландшафт, зеленые рощи, речки и ручьи с перекинутыми через них мостиками, пролетающие над головой стаи птиц. Настоящие русские просторы:
Вскоре слева на холме появились деревянные домики и главная доминанта этих мест — пятикупольная церковь Воскресения Христова, постройки XVII века — посёлок Сусанино.
Тут нужно сразу оговориться, что сам населённый пункт Сусанино к подвигу нашего героя имеет отношение лишь косвенное. Своё нынешнее название он получил лишь в 1939 году, а до того именовался селом Молвитино. Удивительно, но уроженцем этих же самых мест является другой спаситель царской особы — Осип Комиссаров, спасший в 1866 году жизнь императору Александру II от рук террориста Дмитрия Каракозова. Богата, всё-таки, на героев сусанинская земля:
И не только ими. Место это знакомо многим ещё и по другой причине. Но об этом чуть позже...
Пока же въезжаем в сам поселок, который по своей планировке вытянут вдоль своей главной улицы — ул. Карла Маркса. Чтобы прочувствовать всё более отчётливо, повторюсь: ул. Карла Маркса. В Сусанино :) Заметно веет каким-то сюрреализмом. Хотя, в общем-то, можно уже и привыкнуть:
В Сусанино зарегистрировано чуть свыше 3 тысяч жителей, но по ощущениям казалось, что их здесь не больше 300-500. Посёлок в полуденное время будто вымер. Лишь изредка встречался одинокий прохожий, и то ненадолго, сворачивая куда-нибудь во двор:
Застройка на центральной улице в целом типичная для небольших поселений северной части Европейской России: деревянные жилые дома с красивыми резными наличниками на окнах перемежаются с краснокирпичными двух-и-трёхэтажными строениями второй половины XIX века. Вообще, надо отметить, что любителям гражданской архитектуры конца XIX — начала XX веков здесь есть чему порадоваться. На удивление, в таком небольшом посёлке сохранилось немалое количество интересных зданий различного назначения:
Особенно выделяется дом, принадлежавший некогда братьям Ивану и Василию Осиповым, крупным местным торговцам, занимавшимся шапочным промыслом. Живёт ли в нём кто сейчас достоверно сказать не могу, но проезжавшая мимо меня женщина на велосипеде, увидев, что я фотографирую, мимоходом поведала историю о том, что здание в последние годы принадлежало некоему банку, но банк закрылся, а новый хозяин всё никак не находится. Вот и пустует пока:
Имеются образцы и классической советской архитектуры, где ныне размещается районная администрация. Всё, как в лучших традициях: герб советский на фронтоне, Ильич, как всегда молодой:
Но это всё не главное здесь. Жемчужиной бывшего села Молвитино является тот самый храм с колокольней, который мы видели ещё при подъезде к посёлку — Воскресенская церковь. Считается, что именно её художник Саврасов изобразил на своей знаменитой картине "Грачи прилетели", и с тех пор она в определённом ракурсе известна каждому школьнику:
Однако, как и в истории с Сусаниным, здесь тоже не всё так гладко. По сей день существуют как сторонники, так и противники "молвитинской" версии написания знаменитой картины:
Действительно, даже при беглом взгляде и поверхностном сравнении, различия и несостыковки видны невооруженным глазом. Во-первых, основное, на что сразу обращаешь внимание — это то, что на картине церковь расположена как бы внизу, а художник писал её сверху, будто на уровне колоколов на звоннице. Такого ракурса сейчас просто не найти, наоборот, церковь стоит на возвышении. Некоторые искусствоведы ссылаются на то, что Саврасов её "отзеркалил", а писал как раз с противоположной стороны, т.е. с северо-востока на юго-запад (это, кстати, подтверждается и тем, что на заднике картины хорошо видна разлившаяся река Воложница, а река здесь только одна). Но не очень понятно зачем это нужно было делать, ведь и с той стороны церкви никакого возвышения также нет.
Во-вторых, заметно, что художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем есть на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом:
Но как бы там ни было, большинство историков и искусствоведов, всё-таки, сходятся на том, что знаменитое полотно написано здесь, в Молвитино. Это подтверждает и сам художник, подписавший в левом нижнем углу картины: "1871. с. Молвитино. А. Саврасовъ".
На одной из стен храма висит памятная табличка:
Осмотрев церковь вокруг, из Сусанино/Молвитино отправляемся дальше. Уже собственно по местам жизни и деятельности крестьянина-героя.
Сперва едем к месту, на котором в XVII веке стояла небольшая, всего в несколько дворов, деревня Деревеньки, где по утверждениям историков, краеведов и археологов находился родовой дом Сусаниных. Чтобы туда добраться, нужно выехать из Сусанина и двигаться дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. После чего свернуть на следующем повороте в сторону Сумароково. Тут главное не пропустить по дороге указатель:
Наконец, добираемся и до сюда. Оказывается, что сегодня от былых времён ничего не осталось. Бывшая деревня ныне густо заросла лесом, а на её месте возвышается лишь невысокая часовня из красного кирпича, к которой с трассы спускается асфальтовая дорожка:
Согласно источникам, здесь-то и проживал сам Иван Осипович Сусанин, его дочь Антонида с мужем Богданом Собининым, и воспитывавшийся у них мальчик-сирота Иван. Видимо, именно тут Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Поняв, что поляки идут убить царя, он незаметно отправил в соседнее село Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону. Но к версиям произошедшего мы ещё вернёмся...
Что касается часовни, то её возвели лишь в 1913 году, в память 300-летия подвига, на средства местных крестьян. Вроде бы даже есть основания полагать, что фундамент часовни стоит ровно на старом фундаменте избы семейства Сусаниных:
К приятному удивлению, створки дверей были настежь открыты (хотя многие до этого писали об обратном). Но смотреть внутри особенно не на что. Если и была какая-то роспись внутренних стен столетие назад, то до наших времён она не дожила. Привлекает внимание лишь небольшое возвышение по центру часовни, похожее на основание каменного аналоя:
А вокруг, на месте бывшей деревни — непролазные дебри. Природа быстро берёт своё:
Отсюда едем в следующий пункт, обязательный к осмотру — деревню Домнино, родовую вотчину бояр Шестовых. К этому семейству принадлежала мать избранного царя боярыня Марфа (в миру Ксения), пока не вышла замуж за Федора Романова, взяв его фамилию.
Как мы помним, именно сюда Иван Сусанин отправил с тревожной вестью своего зятя Богдана Собинова с целью предупредить о близости поляков. Велико ли было Домнино в 1612–1613 годах, нам неизвестно. Некоторые местные историки полагают, что в начале XVII века в самом Домнине крестьяне не жили вовсе, а стояла здесь лишь барская усадьба с церковью, да рядом жили дворовые с церковным причтом. Но одновременно с этим практически все исследователи единогласно утверждают, что в тот судьбоносный день Ксения с сыном была как раз там:
Сегодня Домнино, в отличие от тех же Деревенек, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами, стоящими на высоком холме с пейзажными видами вокруг:
Здесь приятно прогуляться, понаблюдать за настоящим деревенским бытом. Отовсюду так и дышит той самой деревней, которую уже не везде сейчас встретишь. Если бы не электрические провода, нависшие над домами, то и вовсе можно подумать, что провалился в столетнее прошлое. Или хотя бы в прошлое советское (как в случае с тракторами во дворе):
Повсюду плодовые деревья с яблоками, сливами, грушами, смородиной:
Всё такое аутентичное и настоящее, что прогуливаясь по тихим улочкам, забываешь даже основную цель своего визита сюда:
А главная цель посещения Домнино — это, всё-таки, побывать на месте, где в XVII веке стояла усадьба бояр Шестовых. До наших дней усадьба, понятное дело, не дожила. На её основании в 1809-1817 годах возвели Успенский храм, а уже позже, в 2004 году, вокруг этого храма основали монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев — Николая II и его семьи:
Как я понял, на территорию монастыря попасть крайне затруднительно, вход туда закрыт, а разрешение можно получить только у монахинь, которых заметить, к сожалению, никак не удавалось:
Вообще, считается, что прямо рядом с домом Шестовых тогда стояла деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем. И вот как раз именно в подклете этой старой церкви и был похоронен сам Иван Сусанин. То есть, возможно (по крайней мере, есть такая вероятность), что останки легендарного героя действительно находятся где-то тут:
Мы же тем временем покидаем село Домнино, и двигаемся дальше на восток, мимо деревни Перевоз, к заключительному пункту поездки — знаменитому Исуповскому болоту. Слева от дороги плавно, но с громким гиканьем проплывает клин гусей летящих на юг:
Вскоре на безлюдной развилке вырастает указатель, обстрелянный каким-то злодеем из ружья:
Дорога тут же круто сворачивает направо, и буквально через 300 метров упирается в огромных размеров валун:
Здесь и начинается так называемый "последний путь Ивана Сусанина", откуда ведут местные экскурсоводы туристические группы показывать место гибели национального героя, патриота земли русской и защитника царской династии:
Насколько всё это верно и исторически правдиво, мы ещё обсудим, а пока что покажу как же здесь живописно! Место для начала экскурсий выбрали действительно потрясающее! По мне, так это одна из лучших смотровых площадок Костромской области.
Сам камень (чёрный базальт весом в 60 тонн) не местный, привезли его сюда лишь в 1988 году с одного из карьеров под Костромой, когда хотели создать музея подвига Ивана Сусанина. Хотя здешние бабушки эту версию оспаривают, рассказывая "быль" об исторжении валуна самим Исуповским болотом (наподобие переяславского Синь-камня). Спорить не будем, но что здесь ему самое место — это правда:
Отсюда, с холма всё Исуповское болото как на ладони. И где-то там, в центре, стоит одинокая сосна, у которой и нашёл свою гибель патриот земли Русской. Опять же, по версии местных "сусаниноведов":
Вниз с холма спускается что-то наподобие лестницы. Наподобие — потому что, как таковой лестницы нет, торчат из земли лишь крепления под будущие ступени. Но какой-то особой проблемы спуск из себя не представляет. Во всяком случае, при сухой погоде. Если погода мокрая, то... я думаю, некие проблемы появятся:
Для физически не особенно выносливых на половине пути заботливо поставлена скамейка:
Наконец, вступаем на первые доски, выложенные вдоль тропы по болоту, ведущей к месту гибели. Атмосфера сразу становится тяжкой и гнетущей. И это уже без шуток:
Готовясь к этой поездке, я ото всех слышал только одно напутствие — без резиновых сапог на болоте делать нечего! Но как это часто у меня бывает, к советам я особенно не прислушался. В общем, оказался я там без сапог. В кроссовках оказался. Они же удобные ) И первые несколько сотен метров я даже порадовался, что не обманувшись в собственных ожиданиях не стал слушать "всех подряд". Плотные, крепкие, сухие доски уверенно держали вес, и устремлялись куда-то вдаль:
Но вскоре то тут, то там под ногами начало подхлюпывать, а по бокам от тропы появляться островки подозрительно мутной зелёной жижи:
Плюс ко всему, как-то неожиданно и стремительно солнце стало спускаться к закату, что тоже немного поднапрягло... Но доски уверенно уходили вперёд, и я поспешил продолжить путь:
Вскоре показалась небольшая площадка со скамейками по периметру. Видимо, здесь периодически проводятся какие-то массовые мероприятия с приезжими туристами. Может быть, исторический экскурс какой-нибудь вводный даётся. Могу только предполагать, потому как с той минуты, как я ступил на тропу, и до возвращения в "цивилизацию", ни одного живого человека я уже не встречал:
Зато случилось нечто такое, что и до сегодняшнего дня осталось для меня без ответа.
А дело было так. Я сел немного передохнуть на скамью (на фотографии ниже она самая крайняя справа), спиной к берёзам. Сел, сижу, слушаю тишину. В голове разные мысли на историческую тематику, воспоминания о том, что ещё помню с рассказов о Сусанине... Вдруг, за спиной внезапно затрещали сухие ветки. И было отчётливо понятно, что трещат они не просто так. Я повернулся, смотрю — никого не вижу. Всматриваюсь сквозь деревья — никого. Отворачиваюсь... И в этот момент слышу как кто-то будто сморкается. Так громко и смачно! Я вскочил, начинаю пристально глядеть в сторону нарушителя спокойствия, но как специально никого нет. Не вижу никого! Этот "никто" опять издал звук, теперь больше похожий на глубокий шумный выдох через нос. После чего всё стихло, и уже ни треска веток, ни выдохов я больше не слышал.
Кто это мог быть? Я по дурости сначала было подумал, что медведь) Но какой там может быть медведь на болотах? Может лось? Кабан? Животное явно крупное, судя по шумных выдохам. Чем-то похоже на то, как всхрапывают лошади. В общем, для меня до сих пор тот момент на Исуповском болоте остался неразгаданным:
Постояв ещё пару минут, я всё же решил продолжить путь. Хотя на душе уже было не так спокойно, и всё оставшееся время ловил себя на мысли, что постоянно прислушиваюсь к шорохам вокруг:
А тропа из досок всё тянулась и тянулась вперёд, периодически виляя то в одну, то в другую сторону:
Как, вдруг, она просто закончилась. Внезапно. Прямо передо мной) По сторонам лежали штабели из новых досок, но выложить их, по-видимому, ещё просто не успели. Сказать, что было досадно и обидно — ничего не сказать... Как же так?! Столько пройти, и не дойти самую малость:
Я было попробовал идти так, прямо по болоту, и наплевать, что кроссовки были бы полные воды. Но, опробовав топь на ощупь ногой, понял — могу не дойти )) Топь совсем мягкая, рыхлая, нога тут же стремится увязнуть где-то в пучине. В общем, на этом мой путь к той сосне, где якобы нашлись останки тех самых поляков и самого Ивана Сусанина был окончен:
Я сел на эту груду наваленных друг на друга свежих досок, и решил перед обратной дорогой немного передохнуть, попутно предавшись размышлениям...
И здесь самое время обсудить вкратце то, о чём я уже упоминал выше. О версиях гибели Сусанина, и был ли подвиг вообще.
Первую версию, официальную, я уже упоминал, рассказывая о часовне, возведённой будто бы на месте дома Ивана Сусанина в деревне Деревеньки, где поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Собинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на эти самые болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского. Согласно этой общепринятой версии вместе с нашим крестьянином погибли и сами поляки.
Но сколько тогда встает вопросов, если Сусанин действительно погиб на болоте: а что, поляки после этого погибли все? или только часть? а кто тогда рассказал? как об этом узнали? Ни в одном из известных нам документов того времени о гибели поляков не говорится ни слова. И думается, что не здесь, не на болоте, погиб реальный (а не фольклорный) Сусанин:
Вторая версия ещё менее вероятная. Она повествует о том, как в феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил же выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Эта версия не имеет никакого документального подтверждения. Практически никто из серьезных исследователей её не разделяет:
Но есть и третья версия, которая на мой взгляд, более похожа на истину. Согласно ей местом гибели Сусанина является не Исуповское болото, а само село Исупово, расположенное чуть южнее топи.
Неким доказательством этого служит прошение правнука Сусанина И.Л. Собинина на имя новой императрицы Анны Иоанновны по случаю её восшествия на престол в 1730 году. Прошение это подразумевало подтверждение льгот, положенных потомкам Сусанина ещё с начала XVII века. В нём в частности вспоминалось, как: "...в бытность их Величества в селе Домнине приходили Польские и Литовские люди, поймав многих языков пытали и расспрашивали про него великого Государя, которые языки сказали им, что великий Государь имеетца во оном селе Домнине и в то время прадед ево онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными Польскими людьми... оной прадед его от села Домнина отвел и про него великого Государя не сказал и зато оне в селе Исупове прадеда ево пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили в мелкие части..."
Если отбросить такие сомнительные подробности о том, что Сусанина посадили на кол, то суть документа довольно ясна — Сусанина убили в Исупове. В таком случае, смерть Сусанина видели наверняка сами исуповцы, они же и сообщили об этом в Домнино, или же сами отнесли туда тело погибшего земляка.
В общем, версия гибели Сусанина в Исупове — единственная имеющая под собой документальную основу. Она же самая реальная, на мой взгляд. Да и вряд ли этот самый И.Л. Собинин, по времени еще не так отдаленный от прославленного своего предка, не знал точно, где именно погиб его прадед.
В общем, вопросов масса, а ответов... Ответов нет. Только версии.
...Так, в размышлениях и с приятной усталостью в ногах, я поднялся, и пошёл в обратную сторону. Солнце уже закатывалось за горизонт, и из леса я уже вышел практически в полной темноте:
Интересные места.
Вроде бы столько раз бывал в Костроме, а здесь очутился впервые. Небольшой осадок остался лишь от того, что не смог дойти до конечной точки тропы. Но, как случилось, так случилось. Может и доведётся ещё когда-нибудь вернуться.