3 материалa по 1 объекту, 155 фотографий
- GPS
- Германия,
Ута, Наумбургский собор и его особенности (ЮНЕСКО № 1470)
Этот совет является частью дневников «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО», «Христианские храмы Европы»
Про этот город я раньше даже не слышал. Германия — страна с богатейшей историей и высокой концентрацией исторических мест. Удивительным образом некоторые города, играющие значительную роль в какой-то период, теряют свой статус спустя столетия. Примерно таким сейчас является и 35-тысячный Наумбург, в который меня привел сайт ЮНЕСКО.
Попади Наумбургский кафедральный собор в почетный список хотя бы годом позже, я не знаю, когда бы я меня выпала возможность его посетить. А так, новый объект под номером 1470 находился в непосредственной близости от маршрута моего предрождественского автопробега по Европе, и мне не составило труда чуточку подкорректировать маршрут таким образом, чтобы не надолго заглянуть и в Наумбург.
Найти парковку удалось практически у подножия собора...
Мы оставили машину на час (я решил, что этого хватит для посещения любого собора), мы поднялись на Domplatz- Домскую площадь.
Все, что я знал о соборе на тот момент — информацию, взятую на официальном сайте ЮНЕСКО. Расположенный в восточной части Тюрингии, Наумбургский кафедральный собор, строительство которого началось в 1028 году, является уникальным свидетельством средневекового искусства и архитектуры. Здание собора в романском стиле, к которому по обе стороны пристроены два готических хора, является ярким примером стилистического перехода от позднероманского периода к ранней готике. Интерьер западного хора, относящийся к первой половине XIII века, отражает изменения в религиозной практике и включение компонентов науки и природы в изобразительное искусство. Западный хор, а также скульптуры основателей собора в натуральную величину являются шедеврами художественной школы, известной как «Мастер из Наумбурга». (whc.unesco.org/en/list/1470)
Если честно, это тот нечастый случай, когда много текста, а информации для неспециалиста в истории архитектуры практически ноль... И главное, нет упоминания об той прекрасной женщине, портрет которой украшает все наглядные источники, упоминающие об этом соборе.
Вход в собор оказался платным. Правда, за те деньги предлагалась экскурсия на немецком языке...
Когда кассир убедилась, что что нам экскурсия совсем не поможет, она снабдила нас двумя листками описания на русском языке, с настойчивой припиской красной ручкой " Пожалуйста отдайте обратно" . Раз уж просят вернуть, то стоит их сфотографировать, решил я и оказался прав. сейчас именно эти пара листов станут основным источником информации для этого материала.
Только из этих двух листиков я узнал, что в 1028 году папа Иоганн, как написано на нем, или Иоанн XIX , как это имя принято произносить у нас, разрешил перенос перенос резиденции епископа из города Цайц поближе к владениям Эккехарда I, что и дало толчок к постройке этого собора.
Забавно, но вот на примере того же Цайца, куда мы заехали после Наумбурга, можно вновь вспомнить мое рассуждение в начале материала об былом величии некоторых совершенно неизвестных городах в Германии. Тому же Цайцу уже 17 веке выпал вторичный случай, когда он стал столицей целой земли, и где был построен Замок Морицбург в Цайце, короткая разведка "с боем", но увы, сейчас об этом городе не слышали даже многие жители Германии.
Впрочем, мы немного отвлекись, и я предлагаю, вспомнив, что в момент нашего посещения вся Европа готовилась отпраздновать Рождество, и Наумбургский собор не мог остаться в стороне...
... пройдем внутрь.
Практически все посетители собора начинают его осмотр с внутреннего двора, и как раз там собралась та самая сборная группа, для которой начинали экскурсию на немецком языке. мы с женой решили, что еще заглянем сюда перед выходом, и первым делом попали ... в крипту.
Кстати именно крипта — самая старая часть собора, дошедшая к нам с 11 века...
... правда основные детали, с том числе распятие датируются 12-13 веками...
А далее проходим непосредственно в собор...
Знаете, когда собор выделяется ЮНЕСКО, от него ждешь чего-то особенного, причем сразу и наповал. А здесь как бы мгновенного вау-эффекта не возникает. Но скажу сразу, собор реально крут, просто он хорош в частностях, раскрывается постепенно, так сказать, рассчитан на эстета.
Итак, мы имеет трехнефную базилику с клиросами в восточной и западной сторонах. Клиросы от основного помещения отделялись восточным леттнером в познероманском стиле (это самый древний, сохранившийся с 1230 года немецкий леттнер)...
...и западным леттнером в стиле ранней готики, датируемой 1250 годом.
Лично я впервые встречаю слово "леттнер", и предполагаю, что я такой не один, потому на всякий случай убедился в Вики, что такой термин действительно используется в русском языке, и мы не имеем типичный случай автоматического перевода, которым могли воспользоваться немецкие составители информационного листка. Действительно, читаем в "Словаре архитектурно-реставрационных терминов" :
Леттнер (нем. Lettner, от Letter — буква, писание)
В соборах средневековой Германии — поперечная преграда, отделяющая западную часть главного нефа от хора — восточной части, примыкающей к алтарю (ср. канкелла; лекториум).
С трибуны леттнера читали библейские тексты (отсюда название), в центре возвышается Триумфальный крест. Английское название подобного сооружения — скрин (terms.archodessa.com)
Западный леттнер, по признанию того же инфолиста, больше является фасадом другой церкви, которой фактически выступает западный клирос.
На фасаде мы видим сцены судилища и последнего пути Иисуса Христа...
А вот внутри мы обнаруживаем главную особенность собора, благодаря которой он стал знаменит на весь мир... Но не сразу.:))) Сперва нам предлагается обратить внимание на витражи, и на проходящую в данный момент их реставрацию. На трех окнах западного клироса сохранились росписи 13 века, еще два были полностью заменены в 19 веке.
А вот дальше то самое уникальное явление. Скульптура в католических соборах используется довольно часто. Но практически везде соборы украшают скульптуры святых и сцены из бытия. В Наумбурском соборе в западном клиросе в 1260 году были выставлены ростовые скульптуры так называемых донаторов, или учредителей и спонсоров строительства этого собора.
Их создал неизвестный скульптор, который вошел в историю, как "Мастер из Наумбурга".
Всего 12 скульптур, 8 (четыре мужских и четыре женских) — одиночные...
А главных основателей, два маркграфа и их супруги, были выполнены как семейные пары. И вот здесь мы и находим то самое женское лицо, сопровождающее все информационные источники об этом соборе. Маркграф Эккехард II и его супруга Ута.
Сама Ута Балленштедтская (Uta von Ballenstedt), или Ута Наумбургская, в своей жизни не прославилась настолько, как мне кажется, чтобы мы ее вспоминали спустя тысячелетие. Брак дочери маркграфа Балленштедта с маркграфом Мейсенским Эккехардом II был по политическим интересам и оказался бездетным. После смерти мужа, который успел по-править 15 лет, его род прервался и Ута, отказавшись от наследства, ушла в монастырь. Ее точная дата смерти осталась неизвестной... Ее единственное изображение дошедшее до нас — как раз скульптура "наумбургского мастера", на которой ее лицо настолько " излучает чистоту и силу", что скульптурное изображение Уты признается самым ярким женским образом в искусстве Средних веков.
Покидаем западный клирос и направляемся к восточному.
Чтобы на него попасть, нужно подняться по лестнице.
А у этой лестницы оказались перила, которые больше всего запомнились именно мне.
Да, они совсем не старинные. сделаны в 1983 году наумбургским скульптором Генрихом Алелем, но так выразительно изображают стремление практически всех сословий человечества достичь небесного рая...
... где по мнению автора их встретят Адам и Ева:))
Восточный клирос, как мы отмечали, самый старый в Германии...
был существенно дополнен молитвенниками и сидениями из дерева в 13-15 веках.
Главный молитвенник датируется 1400 годом.
Здесь есть еще одна боковая дверь, ведущая к лестнице наверх.
Но идти туда я бы не советовал. Я поднялся, в надежде попасть на какой-нибудь балкон с видом на интерьер собора, а обнаружил глухую комнату, в которой были выставлены немного каких-то церковных артефактов...
Так что просто любуемся работой средневековых мастеров...
... и спускаемся по другой лестнице, тоже с оригинальными перилами.
Этот поручень был создан тем же мастером, только по-раньше, в 1972 году, и изображает процессию зверей к проповедующему святому Франциску.
В принципе это все. можно вспомнить, что традиционно этот собор был местом захоронения местной знати...
Еще, что бросилось в глаза — видимо из-за присутствия двух клиросов, собор не обладает роскошным органом, который мы привыкли наблюдать на противоположной главному алтарю стене. Не знаю, как из этой ситуации выходили в давние времена, но с 1982 года здесь играет вот такой орган Вальтера Зуппера...
Ну и в конце, как мы и планировали, мы заглянули во внутренний двор собора...
... где к тому моменту уже никого не оказалось:))
- Адрес:
Domplatz 16, 06618 Naumburg (Saale), Германия
- Телефон:
+49 3445 2301133
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Наумбург
- 25 фев 2019, 01:07удалитьВ 1933 году Н.К.Рерих написал картину «Держательница Мира». На фоне неба и снежных вершин изображена прекрасная женщина. На плечах красный плащ, ниспадающий к ногам. На голове убор, напоминающий корону. В одной руке ларец. Другой рукой характерным жестом она придерживает высокий ворот плаща. Картину Николай Константинович посвятил своей жене, спутнице в путешествиях, верной сотруднице во всех начинаниях, «другине» Елене Ивановне Рерих.
Маточкин Е.П. в статье «Космичность искусства Н.К.Рериха», говоря об облике Держательницы Мира, упоминает «замечательный памятник ранней готики, – скульптуру маркграфини Уты из Наумбургского собора»
nowimir.ru/DATA/010016_4.htm - 25 фев 2019, 10:55удалитьИрина, спасибо за коммент. Посмотрела картину Рериха, и в самом деле, похоже.
Параллели исторические... - 25 фев 2019, 20:44удалитьПосмотрите заметку Ларисы по Наумбурну, там много интересного
- 26 фев 2019, 19:13удалитьПрочитала, спасибо, что подсказали. Очень интересно. Потрясающее женское лицо!!!
- 25 фев 2019, 01:11удалитьСпасибо, Павел, за оперативность.
Bот когда я увидела картину Рериха, я заинтересовалась Утой.
На самом деле все просто. Фотографию Уты сделали в 1921 году и растиражировали. Ута стала идеалом немки 30-х годов. Так она попала на картину Рериха. Но из-за одиозности 30-х годов сейчас об культе Уты международные источники молчат. - 25 фев 2019, 01:20удалитьВ принципе культ создавать не из чего: просто очень выразительная работа мастера, реальный шедевр. Для культа, все же, нужна личность, мне кажется)))
- 25 фев 2019, 09:41удалитьСпасибо, Павел! Замечательный собор и конечно, достоин ЮНЕСКО!
- 25 фев 2019, 11:40удалитьСпасибо!
- 25 фев 2019, 10:53удалитьПавел, огромное спасибо. Собор, безусловно, достойный ЮНЕСКО.
Очень ценю то ваше качество, что ведете последовательно, и копаете глубоко.
11 век, начало тысячелетия. Подумать только какая пропасть между нами, мы ведь только-только приняли крещение на Руси... - 25 фев 2019, 19:52удалитьСкульптуры великолепны! А перила — это что-то потрясающее! Они прекрасно вписались в интерьер собора!
- 26 фев 2019, 16:51удалитьКак то ему повезло: не разграбили, не разбомбили... просто в 16 веке он утратил значение, как резиденция епископа (я забыл указать этот момент), вот о нем и подзабыли))
- 27 фев 2019, 00:11удалитьОднозначно! Хотя сразу впечатления не произвёл — на эстета))
- 28 фев 2019, 20:16удалитьПаша, у меня тоже первой мыслью была: снаружи-то собор поинтересней будет, а потом, потом... распробовала!
- 6 мар 2019, 21:57удалитьвсегда сложно выдержать грань между "очень" и "черезчур")) Надеюсь здесь так, как ты сказал)))