Понравился ли Старый Бар? Не то слово. Зацепил так, что и словами не передать. Ведь значительная часть достопримечательностей находится именно в Старом Баре. Хотя сказать в древнем (ведь ему больше 2 500 лет) было бы точнее.
Оказавшись там, хотелось снимать в городе каждый уголок, цветок или все, на что упадет взгляд.
А в крепости каждое строение, уцелевшее или разрушенное – не важно,
почти каждый камень, дерево или виды на раскинувшийся у стен древней крепости город. Красота там какая-то живая, волнующая, необыкновенная!!!
Но, оставив эмоции в покое (хотя равнодушным уйти оттуда точно не получится), какая никакая информация в подтверждении моих слов все же необходима.
Старый Бар, расположенный у подножия горы Румия, в отличие от большинства исторических мест в других городах расположен не в центре современного Бара, а чуть в стороне и километрах в 4 от побережья.
Там есть все, что может привлечь туристов, но лучше это оставить на потом.
Самое интересное за воротами в крепость. Всего 2€ (с билетом дают карту на русском и брошюру с историей), и современность останется за древними стенами, а вниманию туристов откроются руины строений разного назначения (когда-то их было 240), дошедших через столетия, частично сохранившихся, но большей частью развалины.
Ворота X – XI веков, хоть и один из старейших памятников византийского периода в Старом городе, мощи и надежности своей они не утратили.
Заселяться эта территория начала еще на заре бронзового века. В X столетии римляне на месте укрепленного поселения Антипаргал построили город, обнесли его крепостной стеной и назвали Антибариум, созвучным с древним Бари на Апеннинах.
Но с приходом славян город стал называться просто Бар. В конце XI века здесь короновали 1-го короля Дукли, а чуть позже в городе появилась резиденция архиепископа. К этому периоду относятся руины Кафедрального собора св. Георгия, считавшегося покровителем города. Собор был построен на фундаменте еще более ранней церкви св.Федора, где потом короновали правителей.
При Неманичах в XIII веке город получил независимость, имел свой герб и устав, чеканил монеты. Церковь св. Николая с фресками возвели в 1288 году по велению сербской королевы Елены Анжуйской.
Но с завоеванием этих территорий в 1443 году Венецией церкви дали имя св. Марка. Суверенитет славянского государства был утрачен, и город на холме стали называть Антивари. Венецианский лев до сих пор на стене над городскими воротами (см. фото выше) и рядом со старым прессом для отжима оливкового масла).
К слову сказать, производством оливкового масла здесь занимались исстари (в Старом Баре есть даже музей, посвященный его производству), можно купить масло и сегодня.
При входе в крепость в помещении бывшего таможенного поста теперь небольшой музей с предметами быта.
Рядом амфитеатр с атрибутами современности, где проходят концерты и спектакли.
К венецианскому периоду, когда велась активная застройка, относятся и дожившие до нас улочки с фрагментами домов или грудой камней, сохранившие дух времен, мирно покоящиеся на руинах истории.
Они и сегодня интересны любителям побродить по развалинам.
Венецианский дворец, несмотря на свой почти тысячелетний возраст после реставрации выглядит вполне привлекательно, теперь в нем школа искусств.
Рядом с ним (на фото слева) на площади Церковь св. Иоанна, построенная в 1247, но возрожденная заново в 1927. Так что она почти «ровесница» со своим красавцем — соседом.
Епископский дворец, появившийся в XV-XVI веках возле западного бастиона,
даже турки-османы в бытность свою здесь не стали разрушать, и при них в городе продолжал находиться католический архиепископ.
А вот Княжеского дворца XVI века реставрация все еще не коснулась.
Есть еще 2 любопытные церквушки. Это церковь св. Венеранды конца XIV – начала XV века, почитаемой на Балканах великомученицы, во имя веры пожертвовавшей своей жизнью.
Церковь отреставрирована и теперь в ней проходят концерты духовной музыки.
И законсервированная — церковь св. Катарины того же периода неподалеку от Иллирийского кургана, по соседству с Часовой башней, бывшая судя по всему надвратной, так как впереди и позади были ворота, а по центру к церкви вели ступени. Святая Катарина (или св. Екатерина), храмы в честь которой есть во многих городах Европы и в России, почитается в христианстве как великомученица Екатерина Александрийская.
Пока она смиренно ожидает своей очереди на реставрацию, двухметровые стены ее постепенно разрушаются и зарастают плотным покровом зелени.
Кроме надвратной была и подземная церковь св. Иллариона (XIII века) пещерного типа,
где полом служила скала, а потолком бастион Гавадола, значение которого говорит само за себя. Под руинами и теперь спрятаны целые подземелья.
С 1571 по 1878 год город, оккупированный турками, находился под властью Османской империи. За эти 300 лет здесь появились мечети и бани, акведук, часовая башня.
Акведук – каменный водовод длиной 3 км использовался для снабжения города питьевой водой из горных источников, которая подавалась по керамическим трубам, и как мост через долину на массивных столбах.
Он восстановлен после землетрясения 1979 года и его прекрасно видно со стен старого города. Это единственный сохранившийся акведук на территории бывшей Югославии. Он может и сегодня выполнять свою основную функцию, оставаясь при этом памятником Средневековья.
Как и Мечеть Омербашича XVII века находится за пределами крепости напротив ворот, но минарет виден из разных точек древнего города.
Мечеть названа именем своего основателя и интересна тем, что почти 1,5 века потомки ученой семьи Ибришимовичей были в ней имамами. Возле мечети находится гробница очень почитаемого исламского проповедника Дервиш-Хасана (появившаяся даже раньше самой мечети). Рядом здание для имамов и паломников.
Идея же построить мечеть вне города пришла знатному торговцу по имени Омер-баша. Возвращаясь как-то с сыновьями из поездки, он не успел попасть в крепость к вечернему намазу. Так на месте, где ему пришлось произнести традиционную молитву, было решено заложить мечеть.
Со времен османских завоеваний сохранился и Хамам – турецкая баня (XVII в.),
в куполе отверстия со стеклянными шарами, через которые в помещение проникал солнечный свет.
На улочках Старого Бара кое-где сохранились мостовые среди каменных изгородей, покрытых зеленью, остатки стен, через которые проросли деревья,
и городских ворот.
Непременно обратит на себя внимание Часовая башня – Сан-Кула, построенная турками в 1753 году.
После реставрации в 1984-м часы (с подсвечивающимся циферблатом) на ней разместили с 4-х сторон.
Из памятников османской эпохи еще Пороховой склад перед цитаделью (там сейчас лапидарий — склад элементов декора и осколков колонн задний).
Но «крепость внутри крепости», пожалуй, самое заметное строение X века.
Кроме того, что в Цитадели предусмотрены площадки для обстрелов противника,
с обзорных площадок открываются потрясающие виды на горные массивы и город у подножия холма.
Пусть не единожды перестраиваемое и некогда грозное оборонительное сооружение сегодня не в боевом порядке, но даже руины смотрятся живописно и внушительно.
Во время освобождения черногорцами города в 1867 из-за взрыва пороховых складов «легкие» постройки взлетели на воздух, и большая часть строений была уничтожена. Проще было построить новый город в прибрежной полосе вместо того, чтобы восстанавливать старый. Позже так и появился Новый Бар. А уцелевшие строения здесь использовали как тюрьму.
Во внутреннем дворе цитадели Плита памяти о партизанах, казненных в июле 1941. Бесчинствующие здесь фашисты Муссолини сбросили в колодец 4 бойцов, заживо «похоронив» их. Имена погибших высечены на памятнике.
Переживший войны город в очередной раз снова пострадал от разрушительного землетрясения в 1979. Покосившиеся стены и отколовшиеся камни – свидетели разгула стихии.
Грандиозные планы по восстановлению во времена Югославии по многим причинам рухнули с развалом страны. Однако Старый город медленно, но верно восстанавливается (работы ведутся и сейчас), в будущем там планируют создать рекреационно-туристический центр.
А все уцелевшие фрагменты – часть экспозиции музея под открытым небом, который условно можно назвать «Великий Старый Бар» — целый город среди гор, оливковых и цитрусовых деревьев на площади 4 га, один из немногих, сохранивший для нас следы седой древности и бурного средневекового прошлого.
Ну а после погружения «в старину» не меньшим удовольствием будет и променад по рынку Старого Бара,
где продают свои изделия местные мастера-умельцы, витают запахи местной кухни, и где с утра до вечера, впитывая колорит старого города, толчется народ.