Начало: Прогулки по Воронежу. Улица Карла Маркса
Мы пересекаем проспект Революции по пешеходному переходу и оказываемся у памятника поэту Ивану Саввичу Никитину.
Отсюда мы продолжим нашу прогулку по улице Карла Маркса. Это пешеходная и самая зелёная часть этой улицы. Ранее она носила название Большая Садовая – летом утопала в зелени, а весной, как рассказывают, здесь исполняли свои трели соловьи.
Улица с самого начала была широкой, она и сейчас гораздо шире своей «подружки» Старомосковской. Имея простор для фантазии, жители устраивали вокруг домов палисадники, которые стали прообразом будущего бульвара.
Итак, приступим.
Правее памятника Никитину, рядом с кинотеатром «Пролетарий» стоит четырёхэтажное кирпичное здание красного цвета с белыми наличниками, карнизами и рустами, с прекрасным навесом над главным входом, украшенным сложным рисунком чугунных деталей (Карла Маркса 70). Этот дом был построен потомственным почётным гражданином города Николаем Тимофеевичем Шуклиным в 1902-1903 годах и на тот момент являлся первым высотным – в 4 этажа — жилым зданием Воронежа.
Доходы купцов Шуклиных складывались из торговли бакалеей и от сдачи в аренду нескольких доходных домов. Участок на Садовой приобрёл ещё в середине XIX века дед Николая – Андриан Федотович. Архитектором предположительно был Александр Михайлович Баранов, с одним из творений которого – домом Михайлова — мы с вами познакомились, гуляя по проспекту Революции.
О самом архитекторе подробностей сохранилось мало. Выпускник Московского Дворцового архитектурного училища, в Воронеж приехал в возрасте 28 лет, руководил технической частью на железной дороге. В 1886 году стал главным архитектором города и исполнял эти обязанности в течении 25 лет. Александр Михайлович тяготел к парадной, радующий глаз русской архитектуре, смешивая её с элементами классицизма и готики. Любовь к праздничной, колоритной эклектике чувствуется во всех его произведениях – иначе, как произведениями искусства я эти дома назвать не могу. Чего только стόит особняк на улице Кости Стрелюка, построенный им! Он, словно терем из фильма-сказки!
Во второй наш приезд в Воронеж мы жили, как раз, напротив этого дома. Я была уверена, что сфотографировала его, но, как оказалось — нет, поэтому фото взяла из интернета.
Его детищами также являются дом семьи поэта Алексея Кольцова, комплекс зданий Казённого винного склада и несколько других красивых домов и зданий в городе. В 1910 году Баранов разработал проект строительства казарм на ул. Валовой (ныне Красноармейская). Во время строительных работ случилось несчастье – одно из перекрытий не выдержало, обрушившиеся стены унесли жизнь одного и покалечили трёх рабочих. Комиссия не выявила вины архитектора, было доказано, что трагедия произошла из-за нарушений подрядчика и использования им некачественных материалов. Но Александр Михайлович не счёл возможным занимать пост главного архитектора и подал в отставку, а через год его не стало.
Судьба владельца дома, Николая Тимофеевича Шуклина, трагична – он был расстрелян в Ялте в декабре 1920 года по постановлению чрезвычайной тройки Крымской ударной группы управления особых отделов ВЧК при РВС Южного и Юго-Западного фронтов.
Дом № 55 – дом С.В. Мартынова не только самое старое здание улицы, но и одно из самых старых, сохранившихся в городе. Построено оно в начале 1770-х годов, и на плане Воронежа 1773 года уже было обозначено, а вот портик с колоннами появился у дома уже в первой половине XIX века.
Я тщетно пыталась сфотографировать дом, но его плотно загораживают деревья, поэтому данное фото я взяла из интернета
Первыми хозяевами дома были Нечаевы. Купцы Нечаевы в нескольких поколениях исполняли обязанности городских глав. Один из них, Николай Тимофеевич, возглавлял город в 1833 году, когда неурожаи постигли многие губернии, в результате чего начался страшный голод.
Нечаев организовал сбор пожертвований на хлеб и призвал «выдавать ежедневно бедным по 3600 фунтов печёного хлеба по 4 копейки, а совершенно неимущим по 480 фунтов безденежно». Он и сам внёс значительную сумму в пользу неимущих.
О инициативе узнали в Санкт-Петербурге и применили её в других регионах. Николай I трижды отметил благодарностью воронежского купца, а в 1834 году наградил его золотой медалью на Аннинской ленте с надписью «За полезное». В 1837 году император пожаловал Нечаеву и его роду герб, где присутствовали изображение пылающего сердца и плывущего корабля, и в результате Николая Тимофеевича внесли в первую часть родословной книги воронежского дворянства.
Во второй половине XIX века Нечаевы сдали дом в аренду городской полиции. Отсюда, скорее всего, и пришло второе название дома «Дом полицмейстера».
Дворянин, народоволец, писатель и врач Сергей Мартынов был последним владельцем дома с 1897 до 1919 года. До революции в доме проходили нелегальные собрания революционеров, а хозяин успел даже два раза побывать в ссылке.
С 1940 года здесь размещался Дом пионеров, а после 1993 года – управление Федеральной антимонопольной службы. В настоящее время дом находится на реконструкции.
«Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку»…
Или
«Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей»…
И ещё
«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной»…
Я думаю все узнали с детства любимые стихи Самуила Яковлевича Маршака.
Памятник этому знаменитому поэту и профессиональному переводчику, драматургу, педагогу и редактору установлен на улице Карла Маркса напротив дома под № 72. И это не случайно.
Жизнь Самуила Яковлевича тесно связано с Воронежем – он здесь родился в слободе Чижовка, раннее детство и школьные годы провёл в Острогожске, что недалеко от Воронежа, а в доме № 72 по тогда Большой Садовой он жил с весны 1915 по январь 1917 года у своего дяди, знаменитого воронежского дантиста Гительсона. Его квартира находилась на первом этаже, слева от парадного входа. Маршак с женой приехали в Воронеж после смерти их маленькой дочки. Самуил Яковлевич хотел пойти на военную службу, но в армию его не взяли из-за плохого зрения. Тогда, потеряв собственного ребёнка, он начал помогать детям беженцев, что и определило его дальнейший путь в литературе.
Мы сами, многие своим детям, а некоторые уже и своим внукам читали и читают книжки Маршака. Поэтому, когда было объявлено решение о создании памятника поэту, сотни людей горячо поддержали эту идею и приняли участие в сборе средств на его сооружение. И это были не только воронежцы, но и жители других городов активно присоединились к акции.
Памятник Маршаку установили в Воронеже в 2015 году рядом с домом № 72. На открытии присутствовал внук поэта – Александр Маршак.
Памятник представляет собой скульптурную группу — поэт держит на ладони маленькую птичку и внимательно смотрит на маленькую девочку с крылышками – свою Музу.
Автором скульптурной композиции стал местный художник Максим Дикунов. Вот так он рассказывает о своём детище: « Эту скульптуру я увидел во сне уже готовой. И только потом понял, что это Маршак. Это часть его биографии, и девочка в нее укладывается. Это и муза, и символ детства вообще, и просто ребёнок, которому Маршак показывает птичку».
Артисты Воронежского Камерного театра выдвинули идею своеобразного литературного мероприятия – МАРШАКция. Оно проводится 3 ноября — в день рождения поэта. Это яркий, костюмированный, музыкальный и поэтический праздник! Актёры театра и все желающие, как взрослые, так и дети, проходят весёлым маршем от театра до памятника, а потом читают стихи Самуила Маршака, поют речёвки и песни.
Праздник проводился три года подряд, но, к сожалению информацию о последнем мероприятии я нашла только за 2017 год. Жаль, если такое начинание увянет.
А еще у воронежцев появилась очень трогательная традиция, связанная с памятником Маршаку – зимой на ручку маленькой Музы надевать варежку :).
А приехав в Воронеж летом, мы увидели в руке поэта букет цветов.
И немного о самом доме №72 и его владельце. Здание было построено в 1912-1913 годах и принадлежало камергеру, коллежскому советнику, члену многих благотворительных обществ, меценату Митрофану Михайловичу Сомову. Он был директором воронежского отделения Императорского русского музыкального общества. Владел несколькими доходными домами. В 1912 году пожертвовал участок земли на Большой Дворянской (проспект Революции) для строительства здания Воронежского музыкального училища – того, которое ныне несёт имя Ростроповичей.
Само здание привлекает внимание наличниками на окнах – на каждом этаже они разные, и очень интересным оформлением парадного входа. В 2008 году дом был выкуплен частным лицом и к нему был пристроен еще один подъезд.
А мы с вами движемся дальше к памятнику поэту, актёру театра и кино, автору произведений и сценариев и автору-исполнителю песен – Владимиру Высоцкому.
Памятник появился в Воронеже в 2009 году. Автором выступил уже известный нам Максим Дикунов. Постамент памятника выполнен в виде сцены, а сам Высоцкий сидит с гитарой в руках на стуле задом на перёд. На мой взгляд памятник спорный. В отличие от памятника Маршаку, который выполнен с любовью и, я сказала бы, даже трепетом, в этом ваянии я души не чувствую.
Я не сразу заметила крест на шпиле здания ярко-синего цвета в стиле ампир на пересечении Карла Маркса и Никитинской (Карла Маркса 65). И только подойдя поближе, и прочитав памятную табличку, я опознала в этом сооружении культовое.
Протестантские общины появились в Воронеже еще начале XVII века, когда Петр I пригласил иностранцев для строительства флота. Позднее их диаспора пополнилась переселенцами, приехавшими по приглашению Екатерины II. Две деревянные кирхи были построены в Немецкой слободе рядом с Адмиралтейским собором (Прогулки по Воронежу. Адмиралтейская площадь) Пожары их не пощадили и одно время евангелическо-лютеранский приход Святой Марии Магдалины снимал помещение в доме архитектора Ивана Ивановича Волкова (Карла Маркса 43). Прогулки по Воронежу. Улица Карла Маркса
В 1811-1819 годах для церкви было построено новое здание, предположительно по проекту губернского архитектора Фридриха Древица. 31 августа 1819 года храм был торжественно освящён. При Советской власти церковь не минула участь всех храмов, не взирая на конфессии — община была ликвидирована, а с купола здания был сброшен гранёный шпиль с крестом. В 1983 году здание приняли под государственную охрану, как памятник истории и культуры, провели реставрацию, а в 2008 году его вернули верующим.
Вход в церковь свободный и ещё здесь проводятся концерты органной музыки. К сожалению, об этом я узнала уже после нашего отъезда.
Книголюбам на заметку: на небольшой площади напротив Лютеранской церкви организован букинистический рынок, где можно найти очень приличные экземпляры за небольшие деньги.
Здесь же на пересечении Карла Маркса (№82) и Никитинской располагается здание, которое в 1908-1910 году занимало частное семиклассное Реальное училище Веры Митрофановны Чернозубовой.
Здание построено в конце XIX века почётным гражданином Воронежа Фёдором Ивановичем Полянским для сдачи в наём.
В 1910–1911 гг. одноэтажный дом был надстроен вторым этажом. Оба этажа были неоштукатуренными и имели разнообразный кирпичный декор. Во время восстановления дома, завершившегося в 1950 г., фасады получили новую обработку в духе классицизма. При этом, был сбит выступающий кирпичный декор. В 2012 г. проведены ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых на втором этаже главного фасада раскрыты и восстановлены два участка кирпичной кладки начала XX в.
Училище нам интересно тем, что здесь учился Анатолий Анатольевич Дуров – правнук известной кавалерист-девицы Надежды Дуровой, сын одного из двух основателей цирковой династии, выдающийся артист, клоун, создатель знаменитого «Театра зверей».
И еще один примечательный дом на улице Карла Маркса № 94, о котором я хочу рассказать – так называемый, Дом-Гармошка. Жилой дом построен в 1929 году по проекту архитектора Николая Владимировича Троицкого. Мы уже знакомы с одним из его проектов на проспекте Революции – здание управления Юно-Восточной железной дороги.
В 1928 году городскими властями был объявлен конкурс на строительство многоквартирного дома. Сложность заключалась в том, что участок, выделенный по возведение строения, представлял собой треугольник с острым углом, направленным на пересечение улиц Карла Маркса и Студенческой. Многие именитые архитекторы отказались от проектирования, считая задачу невыполнимой. Но Троицкий был молод и дерзок! Он горячо взялся за дело и выполнил его, причём в свободное время. Его проект занял первое место на конкурсе и был принят в работу.
Решение оказалось остроумным и, на первый взгляд, простым. Четырёхэтажная конструкция по своей форме напоминает меха гармошки (отсюда и название) и кажется, что несколько домов стоят вплотную друг к другу. И только подойдя ближе понимаешь, что это одно здание. Таким необычным образом на небольшой территории архитектор разместил 70 квартир. Дом спроектирован так, чтобы солнечный свет в течение дня проникал во все комнаты. Квартиры – не стандартные, в каждом подъезде планировка различная. Новинкой также были стенные шкафы – это позволило решить вопрос о месте для хранения вещей.
Проект задумывался, как дом-коммуна, в нижних этажах располагались прачечные, магазины и кухни-столовые, при этом в самих квартирах кухни не предусматривались, как и ванные комнаты – люди посещали общественные бани. В настоящее время, конечно, все эти удобства в квартирах присутствуют :).
Со слов жителей этого интересного дома, в нём находится комфортно в любое время года – зимой всегда тепло, а летом не жарко. Это связано с тем, что толщина кирпичной кладки в здании достигает 70 см, поэтому зимой они не успевают промерзать, а летом – прогреться.
На этом наше знакомство с улицей Карла Маркса мы заканчиваем. А дальше... дальше нас ждёт всё новое и неизведанное…