230 материалов по 21 объекту, 5 153 фотографии
- GPS
- Камбоджа, East of the Jayatataka baray, North of the East baray
Та Сом – «Жемчужина благосклонного Белого слона». Часть 59
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
Памятник в стиле Байон был построен королем Джаяварманом VII в конце 12 века.
Царь посвятил этот храм своим предкам. Стиль Байон легко узнаваем по входным воротам-гопурам внешней ограды, которые увенчаны большими лицами Локешвары, Бодхисаттвы сострадания, обращенными на все четыре стороны.
И это неудивительно, потому что храм Та Сом был построен в период правления одного короля.
Храм ориентирован на Восток. Три ограды и ров окружают единственную башню святилища в центре храма.
Посвященные Будде, перемычки (кхмеры не знали арки) и фронтоны Та Сома также содержат рельефные скульптурные индуистские изображения. Джон сообщает, что Та Сом был очищен от растительности джунглей в 1930-х годах. Рядом груда камней, это развалины частично разрушенного храма.
От ворот-гопур идет стена из красного латерита, внутри находится сам храм с центральной башней, венчающей сооружение и выполненной в виде распускающегося лотоса.
Латеритную стену ограждения прорезают два входа-гопуры с восточной и западной стороны. В центре крестообразных гопур находятся входные ворота, увенчанные башней с уменьшающимися ярусами.
По бокам две маленькие комнаты с окнами. Стены украшены рельефными скульптурами деват, в то время как перемычки содержат резное изображение стоящего Локешвары с вытянутыми руками, в окружении множества последователей.
Дорожка от гопуры третьей (внешней) ограды ведет ко рву. Крестообразная терраса пересекает ров со вторым ограждением, а его латеритовая стена прорезана входными зданиями гопур с портиками.
Внутренняя стена длиной 30 метров и шириной 20 метров состоит из галерей. В каждом из четырех углов галерей расположены угловые павильоны, а в центре каждой стороны — входное здание гопуры, увенчанное башней с двумя ярусами уменьшающихся размеров.
Скульптуры вооруженных Дварапал на стенах охраняют внутреннее святилище. На внутреннем дворе возле юго-восточного и северо-восточного угловых павильонов расположены два библиотечных корпуса, из которых лучше всего сохранился южный.
В центре стоит единственное крестообразное святилище, с входом, которому предшествует притвор с каждой из четырех сторон. Фронтоны и перемычки содержат как индуистские, так и буддийские изображения. Несколько изображений Будды были испорчены в 13 веке, когда официальная религия Ангкора была изменена обратно на индуистскую.
Предположительно, именно об этом храме говорится в тексте, нанесенном на стелу в Пре-Кхане. И там его называли не современным Та Сомом, а «Gaurasrigajaratna» (Жемчужиной благосклонного Белого слона). Во времена Джаявармана подданные входили в храм с востока, в то время как современные посетители обычно заходят с запада.
Многие из резных фигурок сохранились в хорошем состоянии, и показывают прекрасное мастерство работ конца 12-ого столетия. «Храм был оставлен в состоянии значительной степени запущенности, с многочисленными деревьями и другой растительностью, растущей среди руин. В 1998, Мировой Фонд Памятников (МФП) добавил храм к своей программе восстановления и начал работу, чтобы остановить разрушения и сделать храм более безопасным для посетителей».
Как выяснилось позднее, мы мало, что увидели в этом храме, просто пройдя его насквозь и попав во дворик, заросший деревьями.
В глубине двора снова ворота-гопуры с ликами. Среди деревьев легко представить, каково это в джунглях найти такие забытые храмы-сокровища! Полуразрушенная гопура, с выросшими сквозь камни деревьями («фиговыми душителями»), «стекающими» вниз своими корнями, являет собой привлекательную картину для съемок.
Свисающие с лиан деревья образовали качели, чем мы не преминули воспользоваться и покачались на них. Умненькие детки здесь разыграли перед нами спектакль. Они выучили счет до десяти на разных языках мира (итальянском, французском, испанском, английском, немецком) и почти нараспев, но быстро, как скороговорку, постоянно повторяли ее. Заглядывая нам в лицо, они пытались угадать нашу национальность, чтобы поупражняться перед нами в своем мастерстве. Они хором шпарили свой текст, ожидая за это подношений, за что и были одарены конфетками.
"Запротоколировав" увиденное, мы едем дальше, к святилищу Восточный Мебон — Островной храм Восточный Мебон. Часть 60
Продолжение следует...
- Адрес:
East of the Jayatataka baray, North of the East baray
Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)
- 16 янв 2019, 01:04удалить"Фиговый душитель" в храме Та Сом — ну это реальный шедевр!
Татьяна, как Вам кажется, подобные храмы нужно полностью восстанавливать или после этого уйдёт дух времени? - 16 янв 2019, 21:15удалитьВопрос сложный и вызывает массу мыслей. В том состоянии, в котором находится там сейчас большинство храмов, наверное, лучше оставить деревья и некую таинственность в угоду туристам. Но если взять хотя бы один храм и довести его до первоначального состояния, то все забудут про деревья и будут только восхищаться архитектурой. Вот если сравнить Ангкор Ват с Шведагоном — сразу видна БОЛЬШАЯ разница. Кстати, не представляю, как можно было бы на таких отреставрированных пагодах встречать сумасшедший по духу закат, который мы увидели в Багане.
Если взять наши иконы, покрытые копотью, грязные, с наслоением следующих правок, то что для нас будет лучше — оригинал или дух веков? Как вы думаете?
Мне тоже интересно ваше мнение по этому вопросу....