- GPS
- Камбоджа, Preah Khan Temple
«Священный меч», или храм Пре-Кхан, в честь отца короля.Ч.57
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
11 сентября 2007 г. – вторник
Сиемрип – Ангкор
Сегодня подъем в 5.30. На завтрак спустились в 6.10, и были в ресторане одни, что неудивительно. В такую рань мы всегда встаем в путешествиях, так как «кто рано встает, тому бог подает…» После завтрака успеваем еще сверху снять на фото и видео отельный бассейн и джакузи. Джон опять уже ждет нас в вестибюле в 7.30. Вчера перед отъездом он попросил нас дать ему аванс 10 $, и это было справедливо, мы предлагали больше, но он не взял. На ресепшн мы поинтересовались, какова судьба обещанного нам возврата денег за неприбывший в аэропорт трансфер. Вежливый молодой человек опять начал извиняться перед нами. Но ему не повезло, сегодня мы были настроены решительно, и он попал под раздачу… В результате, он дал нам обещание все решить завтра.
На улице прямо перед нашим отелем был небольшой садик, который при въезде к отелю, сторожили фигуры красивых стражников, выкрашенных в золотой цвет. Балкон нашего номера выходил на улицу, вдоль которой выстроились вереницей отели для туристов, приезжающих сюда со всего мира посмотреть древний город.
Чтобы сформировать сегодняшнюю программу, Джон спросил, желаем ли мы посетить Бантей Срей. Это был не храм-гора, а личный провинциальный храм, посвященный царским сановником своей жене. В путеводителе он характеризуется как великолепный храмовый комплекс, рельефные образы которого выполнены из розового песчаника. Конечно, мы хотели охватить экскурсионной программой как можно больше. Джон сказал, что этот объект находится далеко, в 30 километрах отсюда и за поездку туда надо доплатить по 12 долларов. Это вызвало у нас разногласия, так как справедливо было и то, что дополнительный расход денег не был озвучен сразу, и то что, договариваясь о цене, мы не оговорили программу. Джон, испытывая неловкость, объяснил дополнительную цену и дальностью поездки и плохими дорогами. В качестве альтернативы он снова предложил посетить Плавающую деревню. Правда, там надо было заплатить те же 12 долларов, но это уже за прогулку на катере. К сожалению, мы выбрали последнее. Забегая вперед скажу, что причин сожаления было несколько: затрата 12 долларов для поездки на катере по озеру Тонле Сап, по которому на следующий день мы ехали в Пномпень, и красивые фотографии неувиденного нами Бантей Срея в купленном путеводителе, которые мы рассмотрели позднее. Но что сделано, то сделано…
Итак, первым номером нашей программы на сегодня был Храм Пре-Кхан (Preah Khan). Храм Пре-Кхан, расположенный недалеко от столицы Ангкор Тома, был построен в 1191 году, и его название переводится как «священный меч».
Мы снова едем вчерашней дорогой, минуя Южные ворота в Ангкор Том. Мы уже знаем, что каждые такие ворота венчает башня с высеченными огромными лицами со всех сторон. Они будто следят за всеми сторонами света, взирая на дамбу с балюстрадой, украшенной змеями-нагами. Дорога длиной 100 метров заканчивается воротами высотой 23 метра.
К истории «ангелов и демонов» (Южные ворота Ангкор Тома. Мосты с богами и демонами.Часть 48) можно добавить, что идентифицировать их легко по глазам 54 фигур с каждой стороны: миндалевидные принадлежат богам, а круглые – демонам. И те и другие держат 9-головых наг, защищающих богатство города. Печально, но факт то, что большинство голов здесь-копии, оригиналы были либо украдены, либо вывезены для безопасности в Национальный музей Ангкора.
Храм был построен Джаяварманом VII, буддийским королем, который освободил Ангкор, изгнав оккупационные силы Чама. Он был королем-воином, прославившимся восстановлением Кхмерской империи после периода раздробленности. Джаяварман впервые сделал себе имя в 1165 году, когда известие о восстании достигло его ушей. Спеша домой из Королевства Чам, где он пребывал, он все же прибыл слишком поздно, чтобы помешать узурпатору Трибхуванадитяварману короновать себя королем кхмеров. Джаяварман был бессилен вмешаться, но терпеливо ждал возможности. Наконец, в 1177 году королевство Чам отправило войска для вторжения против кхмерского узурпатора, к нему присоединились местные элементы, которые свергли его в ходе кровавой кампании. Бои даже дошли до Ангкора, опустошив столицу.
Победоносный Чам оккупировал Кхмерскую территорию как иностранная держава, но их правление продлилось недолго. Джаяварман собрал собственную армию, ударив по силам Чама. Он выиграл впечатляющее морское сражение на Великом озере. Это открыло дверь для массового вторжения, которое не только вытеснило иностранных оккупантов, но и нанесло удар по местным королям, сопротивлявшимся его «освобождению».
Только к 1181 году он стал достаточно уверен в себе, чтобы короновать себя, приняв титул правления Джаявармана VII. Мелкая, но очень о многом говорящая деталь – перед храмом даже стояла статуя узурпатора-короля. Хотя это кажется странным, кхмеры верили, что все прошлые короли, даже узурпаторы, охраняли страну после смерти.
Интерьеры западных ворот-гопур третьего корпуса-вложения храмового комплекса Пре-Кхан. Здесь когда-то стояла статуя Вишну
Царь, который ранее посвятил храм Та Пром (он у нас еще впереди) своей матери, посвятил Пре-Кхан своему отцу. Чтобы было понятно, кому посвящен храм, была специально вырезана статуя Локешвары, похожая на отца короля.
Пре-Кхан был храмовым городом, занимающим большую площадь, окруженную рвом. Внешнее ограждение было застроено деревянными домами и хижинами, где жили простые люди, но эти дома давно исчезли. Кроме этого, на территории также находились больница и какой-то непонятный «дом с огнем».
Дом огня — возможно дом для путешествующих и паломников. Один из немногих сохранившихся зданий в Ангкоре
Предполагаем, что это был дом отдыха с обогревом, где размещались путешественники. Другая же версия гласит о том, что, возможно это было хранилище священного огня, используемого в церемониях. Толстые стены и окна, имевшие решетки, хранили под арочным сводом священный огонь, как талисман, сопровождавший Короля.
Интерьер Дома огня. Толстые стены и окна, имевшие решетки, хранили под арочным сводом священный огонь, как талисман, сопровождавший Короля
Небольшая внутренняя территория комплекса была наполнена множеством храмовых сооружений, в том числе хорошо сохранившимся залом танцоров.
Пустые ниши слева ранее содержали изображения Будды, уничтоженные во время возрождения индуизма при короле Джаявармане VIII в 13 веке
Поскольку король Джаяварман VII был набожным буддистом, Пре-Кхан был построен как буддийский храм. К несчастью, большинство изображений Будды были уничтожены или превращены в молитвенные фигуры Риши (мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны) во время индуистского правления короля Джаявармана VIII в 13 веке.
Расчистка заросшего храма началась в конце 1920-х годов. Храм частично восстановлен методом анастилеза, при котором реконструкция проводилась с учетом оригинальных архитектурных концепций. Все это было тем немногим, что мы знали о храме до его посещения.
Джон остановил машину и прямо перед нами оказался водоем, а впереди западные входные ворота на территорию Пре-Кхана. Чтобы попасть к воротам, надо было пройти по узкой дорожке, в начале которой сидели трое камбоджийцев, проверяющих билеты. С левой стороны от наружной ограды, за воротами был расположен обширный пруд Jayatataka Барай.
В древние времена здесь была даже небольшая пристань для лодок с парой львов, стоящих на страже. С этого пирса король мог сесть на лодку и добраться до храма Ник Пин, который расположен в центре Барая. 100-метровая дорожка с бордюрными камнями ведет нас к водоему и через него. Изображения Будды, вырезанные на пограничных камнях, были уничтожены давным-давно, остались только изображения мифических птиц Гаруд.
Оградительные столбики вдоль водоема, ведущего к храму Пре-Кхан. Внизу изображены птицы-гаруды, а наверху ниши, в которых раньше было изображение Будды
Ров пересекает мост с гигантами, держащими тело мифологической змеи-Наги.
Место очень красивое, уединенное, располагающее к созерцанию. Мы обратили внимание на множество людей, по пояс находящихся в воде. Приглядевшись, мы убедились в том, что они занимались сбором лотосов. Уж, не знаю, для чего они это делают здесь, но вообще-то лотосы едят. Вернее семенные коробочки, остающиеся после цветения, и надо сказать, что салат из них, нарезанных тонкими дольками, очень вкусен. Мы пробовали такой в Китае.
В 1939 году Морис Глэйз, французский архитектор, археолог и хранитель Ангкора, обнаружил стелу Пре-Кхан под грудой щебня. Стела размером 2 метра на 0,60 метра содержит ценную историческую информацию об истории храма, нанесенную со всех четырех сторон. Она содержит обращение к Локешвара и Праджняпарамита, а также к Трем Драгоценностям буддизма, а именно к Будде, Дхамме, или буддийскому учению, и Сангхе, буддийской общине.
В тексте восхваляется Джаяварман VII, царь, который построил этот храм, а также упоминается, что царь основал город под названием Nagara Jayasri, что переводится как «город Священного меча». Из текстов известно, что около 100 000 человек были посвящены служению храму, включая рисоводов, монахов и танцоров. В нем также перечислены богатства храма, включая серебро, золото и драгоценные камни. Из текста на стеле можно узнать, что в 1191 году была освящена статуя Локешвары, Бодхисаттвы сострадания, вырезанная, чтобы походить на отца Джаявармана VII.
После вчерашнего ливня земля была влажной, в воздухе парило. Был слышен звук цикад, и таким спокойствием веяло от всего вокруг!
Повторюсь, что время постройки храма вторая половина 12 века, период правления Джаявармана YII. Этот обширный буддийский монастырь Пре-Кхан площадью 56 га «на протяжении 13-14 веков служил важными северными воротами Ангкора и был временной королевской резиденцией.
Святилища храма были посвящены 430-ти божествам и каждое получало подношение в виде пищи, одежды, духов и даже москитных сеток.
Храм был богатым, золото, серебро, драгоценные камни, 112300 жемчужин и священная корова с золочеными рогами. Этот храм играл по сути роль храма, города и буддийского университета. В нем проживало около 100 тысяч человек, в том числе 1000 танцоров и 1000 учителей.
Территория храма разделена на четыре части. Ворота-гопура Западного входа состоят из 3 башен, центральная из которых является самой большой, пригодной для пропуска слонов.
Вход в центральный комплекс храма сторожили фигуры 2-х воинов Дварапалов, вооруженных мечами, очень напомнивших мне египетских колоссов Мемнона.
Жаль, что все приходит в упадок, вот и эти воины стояли обезглавленные. Фронтоны содержат несколько изображений, включая Кришну, поднимающего гору Говардхана, чтобы защитить людей и их скот от проливного дождя, Кришну, Вишну и батальные сцены из эпоса Рамаяны, такие как битва за Ланку.
Мы прошли по длинному центральному коридору через весь храм, заглядывая в боковые галереи. Нас почти незаметно сопровождали местные дети. Здесь, как и в Багане, по-видимому, у каждого своя зона обслуживания. Они не приставали, просто шли параллельным курсом.
Кое-где встречались предостерегающие плакаты: No passing – нет прохода, Danger – опасно. И это было объективно, так как в некоторых местах перекрытия поддерживались деревянными конструкциями, иначе каменюки могли упасть прямо на голову.
Туристов здесь было — по пальцам сосчитать, и это тоже было прекрасно.
Самая священная часть храма состоит из четырех частей, разделенных галереей крестообразной планировки.
Внутри имеется стена с изображениями Будды, частично избежавшие разрушения индуистского правления в 13-м веке.
Удивительным образом сохранившееся трио Будды наверху дверного проема центрального святилища Пре-Кхан. Возможно были скрыты за бронзовыми пластинами
Но большинство изображений Будды были либо уничтожены, либо переделаны в фигуры молящихся Риши (отшельников). Фронтоны святилища содержат несколько изображений Вишну, Кришны и Будды.
Храм разбит на сектора, в индуистской части мы обнаружили лингам – каменное изваяние символического фаллоса, воплощения бога Шивы. Сегодня этот лингам стоит на пъедестале в боковой галерее главного святилища храмового комплекса Пре-Кхан, а в центре стоит обездоленный пъедестал, на котором раньше стояла статуя Вишну.
Также там находится небольшая ступа в ланкийском стиле, построенная спустя столетия после завершения строительства храма Пре-Кхан, в эпоху возрождения буддизма.
Ступа в ланкийском стиле отмечает центр святилища. Установлена в 16 веке, в эпоху возрождения буддизма
Эта ступа установлена на месте оригинальной статуи Авалокитешвары. Не забудьте сделать множество фотографий этой ступы с разных ракурсов, так как она чрезвычайно фотогенична! На стенах следы от крепления давно украденных бронзовых пластин, которыми были украшены стены центрального святилища в храмовом комплексе.
На стенах следы от крепления давно украденных бронзовых пластин, которыми были украшены стены центрального святилища в храмовом комплексе Пре-Кхан
Мы видим пустые ниши, ранее содержавшие изображения Будды, уничтоженные во время возрождения индуизма при короле Джаявармане VIII в 13 веке, пилоны для светильников, вокруг которых до разрушения были устроены деревянные часовенки.
Подходим к выходу с восточной стороны и видим деревья, растущие из храма. Они взяли на себя функцию опоры некоторым строениям, и одновременно привнесли особый колорит. Выглядело это, как будто щупальца огромного осьминога обхватили стены храма, корни свешивались со стен, буквально вгрызаясь в них. Это были первые, увиденные нами храмы с так необычно растущими деревьями. Эти впечатляющие деревья, как, оказалось, могут соперничать со знаменитым Та Промом.
Рельефные фигуры апсар (в изгибах танцевальных па) были как живые и так прекрасны!
Танцовщицы держали в руках бутоны лотосов на длинном стебле. Но, увы! До нас здесь давно побывали «ловцы древностей», у многих женщин были полностью отбиты головы.
Судя по обилию фигурок прекрасных танцорок, мы увидели хорошо сохранившийся зал танцоров, но позднее мы выяснили, что это было неправильное предположение.
В любом случае, здешние фигуры апсар и рельефы тимпанов в отличном состоянии, и ими можно долго любоваться. Но есть и почти уничтоженные.
И если уж зашла речь о рельефах, то вот описания только некоторых из них: западный фронтон мандапы (открытого зала с колоннами или павильона для публичных ритуалов) содержит рельеф сидящего Шивы;
Рельеф сидящего образа Шивы на западном фронтоне мандапы (открытый зал с колоннами или павильон для публичных ритуалов)
на восточном Фронтоне мы уже видим лежащего Шиву. Рядом с ним, в его ногах угадываема его жена Лакшми, и оба они изображены на спине Ананты (одна из форм Бога) в виде дракона.
Рельеф лежащего образа Шивы на восточном фронтоне мандапы. Его жена Лакшми сидит у него в ногах. Оба изображены на Ананте (одна из форм Бога) в виде дракона
Рельеф лежащего образа Шивы на восточном фронтоне мандапы. Его жена Лакшми сидит у него в ногах. Оба изображены на Ананте (одна из форм Бога) в виде дракона
В другом месте на фронтоне мы видим Возницу, который может быть Рамой, и он едет по телу дракона. Под ним — Агни (Бог огня с луком), едущий на носороге, а впереди у него оберег-хамса в виде гуся (справа).
Деталь фронтона. Возница, который может быть Рамой, едет по телу дракона. Под ним — Агни (с луком), едущий на носороге, а впереди у него оберег-хамса в виде гуся (справа)
Вокруг стояла такая тишина, что грех было ее нарушать словами, но охота пуще неволи, то бишь надо было делать видеосъемку. За нами, как тень, везде здесь следовала местная девочка, она ничего не просила, ничего не говорила, просто молча стояла рядом с нами. «Прекрасное далеко, не будь же к ним жестоко…»
Внутри мы обнаружили, как часть прошлого, красивую колоннаду, стоящую остовом римских развалин, рядом росло маленькое деревце папайи, олицетворяя жизнь сегодняшнюю.
Предполагается, что это двухэтажное здание с большими уникальными круглыми колоннами могло быть зданием зернохранилища.
Справа — зал танцовщиков, слева — любопытное двухэтажное здание, одно из трех аналогичных, обнаруженных а Ангкоре и хорошо сохранившееся
Если это так, то хорошо же они жили, что строили такие здания в качестве амбаров! В комплексе Ангор это одно из трех аналогичных, но самое сохранное. Деревянные пол и лестницы на второй этаж сегодня отсутствуют.
Здание зернохранилища, уникальное своими колоннами. Пол и лестницы, отсутствующие сегодня, были выполнены из дерева
Во внутреннем дворе были уже узнаваемы маленькие здания библиотеки.
При выходе на траве газона увидев множество мелких грибов, мы посмеялись, что вот где растут галлюциногенные грибочки, которые потом используют при приготовлении «Happy Pizza» с добавлением марихуаны.
Дело в том, что марихуана в стране используется как пищевая приправа, и с ней, действительно, готовят пиццу разной крепости. Официально распространение наркотиков, продажа курева с травкой запрещено, но, как пишут именно за этим сюда едут иностранные туристы. Не пробовали, не знаем, да и не хотим.
В заключение могу сказать следующее — руины, фотогеничные деревья, внушительные дамбы, впечатляющий зал танцоров, здание с колоннами, напоминающее римскую архитектуру, детальная резьба, тихие уголки ... можно долго продолжать описывать Пре-Кхан, изюминку большого маршрута. Сидеть здесь среди руин, наблюдая за светотенями, слушая пение птиц, ощущая лицом легкое дуновение ветерка – ну разве это не счастье и волшебство?
Мы ехали по дороге, и вдруг Джон дернул руль влево, и чуть было не задел мотобайкера-европейца. Каково же было наше удивление и ужас, когда этот европеец развернулся, догнал и перегнал нас, рукой требуя остановиться. Когда мы тормознули, то услышали крик “You want to kill me?”. Нервный европеец несколько раз повторял эту фразу о том, что его хотели убить. Джон вышел и молча стоял перед ним, я сидела на переднем сидении, и европеец апеллировал ко мне: “Вы видели это? Видели?” Я сидела, не шелохнувшись, частично от неожиданности, частично не зная, что делать и чью сторону принять. И это было единственно правильное решение в данной ситуации. Спустив пар, европеец укатил, а мы начали обсуждать случившееся. Джон поведал нам, что иностранцам в Камбодже не разрешено водить любое транспортное средство, так как было очень много аварий, связанных с нарушением правил движения иностранцами. Особенной бедой было нарушение скоростного режима.
Отсюда было совсем недалеко до следующего храма — Ник Пин, куда мы следуем —
Продолжение следует...
- Адрес:
Preah Khan Temple
Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)