Мостар… Даже по прошествии времени он очаровывает, а фото добавляют красок и живости воспоминаниям…
Смешение культурных традиций ощущается в архитектуре фотогеничного города, раскинувшегося у подножия гор и привлекающего туристов мостами, кривыми узкими улочками, булыжными мостовыми, восточными базарами и атмосферой Средневековья. И по мере приближения к центру происходит почти погружение в восточную сказку.
На склонах прилепившиеся друг к другу строения (среди которых и отели с ресторанами)
с буйной растительностью среди камней,
зреющими на деревьях гранатами
и устремленными вверх пиками минаретов приковывают взгляды. Где-то внизу журчит речка Радоболья, впадающая в Неретву,
а берега ее соединяет Кривой мост.
Он начал строиться в 1558 году и появился даже раньше моста, давшего название городу. В подтверждение даты существует закладная, выданная Чейван-чехаем, финансировавшим строительство, где говорилось, что содержание моста будет осуществляться на проценты по кредиту. Точных сведений об авторе этого арочного моста, увы, не сохранилось. Хотя есть мнения, что на нем архитектор Хайруддин решил опробовать свой главный проект, прежде чем приступать к созданию более грандиозного сооружения.
Многие годы он оставался связующей нитью между частями города. При австро-венгерском правлении понастроили более удобных, ровных и широких мостов, и активность передвижения по Кривому мосту спала.
Этот мост, возведенный еще в эпоху владычества Османской империи, поврежденный частыми наводнениями и войной 1992-1995 годов, вплоть до 1999 года был самой старой архитектурной постройкой в Мостаре, хотя уже остро нуждался в серьезной реконструкции. И помощь от княжества Люксембург при поддержке ЮНЕСКО пришла. В 2001-2002 Кривой мост восстановили, дав ему вторую жизнь. И для туристов он по-прежнему привлекателен.
Это точная, хоть и уменьшенная копия символа и главной достопримечательности Мостара — Старого моста, включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 946.
Небольшие средневековые поселения по берегам реки сначала соединяла переправа, в XV столетии уже деревянный мост на толстых цепях, который охраняли стражники – «мостари». Отсюда пошло и название города.
Много ли в мире городов, название которым дали уникальные сооружения? Мостар, история которого началась с приходом турков-османов в XVI веке, один из таких.
Необходимого для торговли и как стратегический объект, мост с высочайшего соизволения султана Сулеймана I Великолепного, величайшего из династии Османов, и под руководством лучшего архитектора своего времени Мимара Хайруддина был построен. Остается диву даваться, как всего за 9 лет (1557-1566) получился такой высокий (21 м), прочный и красивый арочный мост. И это когда не было ни техники, ни оборудования, а блоки из известняка вытачивались и подгонялись вручную.
За пользование мостом стражники, а по совместительству и таможенники взимали дань. Чтобы контролировать перемещения по нему построили 2 башни. Слева – башня Тара, охраняющая восточные подступы к городу, в ней в нижних этажах с 3-метровыми стенами прежде хранились боеприпасы, с деревянной пристройкой, появившейся при турках, теперь там музей истории моста.
А справа — башня Халебия защищала мост с западной стороны, в конце XVII в. перестраивалась, этим занимался капитан крепости Халебия, он превратил построенную по европейским традициям башню в караульную или сторожевую, как принято у турков.
Стражники на верхних этажах с окнами должны были следить за порядком на мосту и за своими «подопечными» — узниками, томившимися без света и воздуха внизу башни, бывшей заодно и тюрьмой.
Обе башни будто круг (в сечении), рекой разрезанный пополам, с плоских сторон, обращенных к реке, так удобнее в случае надобности было отстреливаться от неприятеля.
Из небольшого поселения здесь возник важный военный пост и прошел торговый путь от Адриатики вглубь страны, к концу XIX века он превратился в большой город, защитную функцию которого выполняли уже крепостные стены, а не башни у моста.
Мост же, прослуживший более 4 столетий, в 1993 году во время Хорватско-боснийской войны был взорван. И не просто как переправа, а мост между цивилизациями. После многократных обстрелов он рухнул вместе с башнями и частью скалы, на которую опирался. Но уже в 1994 году специалисты ЮНЕСКО подняли вопрос о восстановлении уникального моста.
На исследования и сбор средств, участие в котором приняли несколько стран и Совет Европы, и воссоздание сооружения с использованием частей, поднятых со дна реки, со всеми историческими нюансами ушло несколько лет, и в 2004 Старый мост – главная туристическая достопримечательность была открыта.
Кстати, притягателен мост не только своей историей и архитектурой, экстремальные прыжки в воду с него (язык не поворачивается назвать это развлечением) все же несут в себе элемент шоу, но это и заработок ныряльщиков.
Сопровождающая нас гид договорилась о трюке специально для группы,
молодой человек помахал нам рукой, мол «внимание!», и устремился из жары в холодные (около +15°С) иссиня-зеленоватые воды Неретвы. Все происходит стремительно быстро (на серии фото моменты прыжка), но публика, завороженная под действием аттракциона, продолжает стоять даже когда пловец выберется на сушу.
Традиция эта повелась с 1664 года. Ныряльщиков обучали с малых лет (в помещении, пристроенном к башне Халебия, теперь клуб «Мостари», где учат юношей), длилось это годами. И если раньше парни таким образом показывали свою смелость, то теперь прыжками они зарабатывают себе на жизнь. А с 1968 года проводятся даже международные соревнования готовых продемонстрировать свою ловкость и храбрость.
Историческая часть города раньше была одним большим рынком, где торговали там же, где и производили. Старый базар начинается еще на подступах к центру, местные умельцы раскладывают и развешивают свои изделия вдоль дорог, по которым следуют туристы.
Начинающийся с небольшой улицы, образовавшейся здесь еще в середине XVI века, где сегодня полно кафэшек с национальной кухней,
кондитерских, сувенирных магазинчиков, мастерских и торговых лавок с изделиями местных мастеров,
он ведет через мост в самую колоритную часть рынка, где одноэтажные постройки сменяются домами в 2-3 этажа.
На что все обращают внимание, так это что мостовые здесь холмистые и очень скользкие, выпуклые камни настолько отполированы, что ходить по ним небезопасно. И сделано это было намеренно по требованию ревнивцев-мужей, дабы их жены смотрели себе под ноги, а не по сторонам. Кроме того и фотографировать здесь проблематично, в час пик людской поток беспрерывно движется в двух направлениях, особо не затормозишь.
Улицы оружейников и медников, ткачей и кожевенников исстари назывались по ремеслам и товарам. Со временем некоторые переименовывались, лишь малая часть сохранила оригинальные названия. Куюнджилук – улица золотых дел мастеров – одна из немногих, хотя ювелирные лавки на ней давно выместили сувениры, галереи и рестораны.
Чуть в стороне от туристического маршрута, в Табхане (по-турецки «табакчи») — районе кожевников сохранилась мечеть, в простонародье Табачица, хотя официально она именуется Хаджи-Куртова мечеть.
Ее основал хаджи Алии Курт, как и прочие разбогатевший благодаря семейному ремеслу. Подобно другим мечетям в городе, появившимся на рубеже XVI — XVII веков, она каменная, с деревянным навесом – галереей, но без декоративных излишеств, поскольку ее считали «цеховой» и предназначалась она только для кожевенников, работавших по соседству.
Дубление кож сопряжено с неприятными запахами, и это закрывало кожевникам двери в другие мечети, даже несмотря на наличие турецкой бани — хамама здесь же на площади, где люди смывали с себя стойкие запахи после работы, но от этого мало что менялось. Да и прочие жители обходили Табачицу стороной, дабы не оскорблять свои благородные носы жутким зловонием.
Табхана недалеко от воды, ведь для обработки кож ее требуется много. Когда власть турков здесь сошла на нет, и популярность бань упала. К ним относились не как к памятникам архитектуры, а как к служебным помещениям, а посему и сносили без сожаления. Здешний хамам без окон и декора, построенный даже раньше самой мечети — единственный из уцелевших в Мостаре. Сейчас в нем музей.
Да и Табачица, входящая в комплекс Старого моста, для молитв ныне не используется, разве что иногда здесь совершают брачные церемонии.
Но долгое господство турков оставило много следов на этой территории. И мусульманских мечетей в Мостаре немало. Мечеть Коски Мехмед-паши удобно расположена в районе Старого моста, поэтому неминуемо окажется на пути гуляющих по городу туристов.
Построена мечеть по велению наместника Коски Мехмед-паши в 1617-1619, в честь него и названа. Возводилась она из белого известняка и по революционным на тот момент технологиям, став образцом исламской архитектуры в стране. Но это не самая древняя мечеть в Мостаре, среди подкупольных зданий по возрасту она 3-я. Как и многие постройки, мечеть пострадала во время Боснийской войны, но после восстановления приобрела свой первоначальный вид.
Внутрь не заходили (убранство мечети, со слов гида, весьма скромное), бегло осмотрели двор с фонтаном
и кладбище (уже за это с нас хотели получить деньги).
Мечеть недалеко от ресторана, где был запланирован обед.
Мостар – город 3-х религий, где сосуществуют мусульмане, католики и христиане. Но всегда со своим религиозным разнообразием эта область и земля бывшей Югославии была раздираема конфликтами между православными сербами, мусульманскими боснийцами и католиками-хорватами.
Культовые постройки, пострадавшие во время военных действий, восстанавливаются в первую очередь. Среди них Церковь Св. Петра и Павла, построенная орденом францисканцев, каждый день собирает католиков на молитвы. Туристов же привлекает не ее внушительность, а 107-метровая колокольня – самая высокая в Боснии и Герцеговине.
Что касается православных храмов (из южных славян Босния приняла христианство последней), то один из красивейших на Балканском полуострове собор (со страхом строившийся при турках и оформленный не без помощи России) разрушен во время последнего кровопролития (как и город на 90% стерт с лица земли) и пока не восстанавливался.
Так и живет Мостар, 5-й по количеству населения в стране город, считающийся неофициальной столицей исторической области Герцеговина, разделенный водами Неретвы и Старым мостом на восточную мусульманскую часть и западную католическую и христианскую, и вместе с тем объединяющий эти культуры.
Так повелось исстари, и вчерашние соседи с распадом Югославии не сразу стали врагами. Хотя прошло уже ¼ века с той поры, и враждующие стороны закопали топор войны, но ничто не забыто.
Следы разрушений есть даже в историческом центре.
События не потеряли еще живых красок и правдоподобности, и напряжение витает в воздухе, ни хорваты, ни боснийцы прошлых обид не забыли и забывать не собираются, они по-прежнему испытывают друг к другу внутреннюю неприязнь. Даже памятники не национальным героям посвящают, а людям, которых знают все.
Но как бы то ни было, яркий и колоритный город врезался в память.
И хочется верить, что разум людской и уважение к традициям друг друга все же возобладают, раны постепенно заживут, и Мостар широкой поступью войдет уверенно в светлое завтра.