От Люсеботна – городка, в котором мы остановились накануне и от которого берёт своё начало Люсе-фьорд, до местечка Øygardsstølen, что в переводе на русский означает «Орлиное гнездо», всего ничего – 7 километров по горному серпантину.
Здесь – последний островок цивилизации перед подъёмом на плато Кьёраг, возвышающегося над Люсе-фьордом на 1084 метра.
В этом месте автомобилизированные туристы расстаются на время похода со своими транспортными средствами, а также при желании имеют возможность посидеть в кафе, набрать водицы, освободиться от её излишков и отправиться, поздравив друг друга с облегчением, в путь длиною около 4 километров в одну сторону.
Чем же влечёт приезжих плато Кьераг?
Главным образом, находящимся здесь одним из самых необычных камней мира – огромным валуном Кьерагболтен (Горошина) объёмом в 5 кубометров, застрявшим между двумя отвесными скалами, высотою около одной тысячи метров.
Тропа на плато Кьераг по норвежской классификации является маршрутом красной категории.
В целом, норвежцы делят все пешеходные маршруты на 4 категории.
Зелёные – легкие маршруты для начинающих, проходят по асфальтированным дорогам или утоптанным тропинкам, без перепадов высот, и не очень длинные, до 5 км. Такие маршруты подходят даже для путешественников в инвалидных колясках. Например, обычные прогулки по парку можно считать походом зеленой категории.
Синие – средние, похожи на зелёные, но могут состоять из более сложных отрезков, например, каменистого спуска или небольшого подъема в пределах 600 метров над уровнем моря. Длина зелёных маршрутов до 10 км. Примером маршрутов зелёной категории является тропа к Прикестулену (Кафедре проповедника), о которой я расскажу другой раз.
Красные – требовательные маршруты, считаются подходящими для более опытных путешественников, требуют хорошей физической формы и хорошей походной обуви! Они проходят по крутым склонам с каменистыми участками, крутыми подъемами и спусками, иногда может быть необходимо в буквальном смысле слова карабкаться по откосам и переходить вброд ручьи. Красные маршруты проходят в пределах 1000 метров над уровнем моря и их длина не превышает 20 км. Яркий пример всего вышеописанного – как раз поход на Кьёраг.
Чёрные – сложные. Это маршруты для опытных туристов. Они требуют хорошей физической формы и наличия добротной обуви, а вдобавок еще и умений пользоваться картой и компасом. Они могут включать в себя переход вброд ручьёв и не имеют ограничений по длине или высоте. Примером чёрной туристической тропы является поход к Троллтунге, или к Языку Тролля. Об этом походе, надеюсь, также удастся рассказать позднее.
В общем, когда познакомишься с норвежской классификацией туристических маршрутов, самооценка резко повышается. Во всяком случае, я, как мне казалось, путешественник – не самый тренированный, после прохождения маршрутов всех четырёх категорий, ощутил себя туристом опытным, тренированным и, в общем, без лишней скромности — бывалым.
Однако, если говорить откровенно, то путь на Кьёраг — маршрут вполне доступный даже для не слишком тренированных людей. Правда, и лёгкой прогулкой его не назовёшь. Он занимает 2,5 – 3 часа в одну сторону и столько же в обратном направлении.
Путь к Горошине помечен специальным маркером — красной буквой «Т». Это здорово выручает, поскольку на скальной поверхности тропа нередко теряется.
В особо сложных местах для удобства «скалолазов» сооружены перила в виде натянутых цепей, которыми можно пользоваться не только при подъёме, но и при спуске.
Разумеется, для достижения цели нужна хорошая трекинговая обувь, чтобы нога не скользила по камням и тем самым уменьшалась опасность травмирования. Кроме того желательно, чтобы и одежда была достаточно удобной и тёплой, поскольку на плато чаще всего ветрено и прохладно.
Тропа начинается на отметке 640 м. над уровнем моря от упомянутого выше Орлиного гнезда и, минуя две долины, приводит туристов на плато Кьёраг (1020 м.), откуда предстоит немного спуститься вниз к камню-горошине.
Первый подъем, пожалуй, — самый сложный, начинается с удобной «мостовой» из плитняка.
Но затем начинается самое интересное – подъём с углом склона, градусов в 45. У меня, во всяком случае, в зобу дыханье спёрло, как говорил известный баснописец, от такого удовольствия.
От приличной нагрузки весь покрываешься испариной, однако скинуть с себя лишнюю одежду – не получится. Порывы ветра быстро «остужают» такое желание.
Я-то ладно! Ирине, которая и пешком по тротуару ходит нечасто, эти сотни метров давались особенно нелегко. Но она — молодец! Выдержала первое настоящее испытание на твёрдую четвёрку. Чего от неё, честно говоря, я не ожидал. За что, забегая вперед, получила от меня (напоминаю, матёрого туриста) заранее заготовленное на всякий случай удостоверение Туриста СССР третьей степени.
Но худо-бедно первый подъем преодолён. Далее начинается спуск в долину Litle Stordalen («Маленькая большая долина»).
Дыхание восстанавливается, уверенность в своих возможностях возрастает, а удовольствие от созерцания скорбных трудов карабкающихся навстречу туристов растёт. Преодолевать трудности «хором» всегда лучше!
Litle Stordalen оказалась очень живописной долиной. Её зелёное покрывало пронзают ручьи с кристально чистой ледяной водой.
Говорят, что именно отсюда берёт начало тот самый «кисейный» водопад, который я демонстрировал в предыдущей заметке о Люсе-фьорде.
Кстати, нагружать себя перед подъёмом на Кьёраг водными запасами нет никакого смысла. Практически по всему маршруту вас будут сопровождать источники с безупречной питьевой водой. Резонно разве что прихватить с собой небольшую ёмкость, поскольку вода в источниках очень холодная.
Второй подъем — самый лёгкий из трёх, идёт от 740 м. до 870 м. над уровнем моря. Высота подтверждается попадающимися то тут, то там островками снега.
Кстати, именно здесь нам встретились первые «высокогорные овцы». Любопытно, что здесь, как и по всей Норвегии, они пасутся не большими отарами, а тройками.
Почему по трое, а не, скажем, по двое, мне выяснить не удалось. Возможно, как у нас, у них принято соображать на троих, а может, это влияние новых человеческих веяний – так называемая скандинавская семья.
Овечий народ оказался весьма благосклонно относящимся к фотографированию и фотогеничным.
А этот легко одетый джентльмен – второй наш водитель, Владимир Индусович.
Человек – очень колоритный, с неиссякаемым чувством юмора и по-своему уникальный.
По поводу своего «отчества» ещё в первый день нашего знакомства он пояснил, что родился на Шри-Ланке в интернациональном браке и что паспорт гражданина России ему вручил никто иной, как нынешний министр иностранных дел, Лавров С., который был в прошлом послом России в шри-ланкийской республике.
Поначалу я, учитывая склонность Владимира всё немного преувеличивать, не очень ему поверил. Однако затем, разглядев его получше (мы поначалу путешествовали в разных автомобилях), отметил про себя: «А ведь, и на самом деле, Индусович!»
Впоследствии же, заглянув в интернет, выяснил, что, действительно, в 1972 году молодой дипломат Сергей Лавров был отправлен на стажировку в посольство СССР на Шри-Ланке, где до 1976 года занимал должность атташе. Вот тебе и Индусович! Не соврал, однако же!
Наконец, третий, тоже с цепями, последний подъём. Даётся он тоже нелегко, но уже более привычно, по инерции.
С уступов скалы можно рассмотреть Люсеботн, где мы накануне переночевали. Отсюда он и вовсе выглядит крошечным.
Ну и, конечно, с головокружительной высоты есть возможность любоваться самим Люсе-фьордом, зажатым с двух сторон 1000-метровыми скалами.
Третий подъем выводит на самую высокую точку похода, 1020 метров над уровнем моря, на плато Кьёраг.
Затем идёт плавное снижение, которое приводит, если следовать указателям, к знаменитому камню-горошине.
Впрочем, первое, что там видишь, это не сам Кьерагболтен, а скопление людей на площадке перед ним.
Одни стоят в очереди на посещение «аттракциона» с Горошиной, другие — релаксируют, фотографируя, созерцая или просто закусывая.
Аттракцион, о котором я упомянул выше, заключается в том, чтобы взобраться на знаменитый камень-горошину и сделать «уникальный» снимок.
Фокус в том, что камень, зажатый скалами, расположен над огромной пропастью, и поэтому стоит здесь оступиться – и ты, подобно Икару, будешь парить некоторое время над Люсе-фьордом и, возможно, успеешь проклянуть тот день, когда тебе пришла мысль залезть на эту Горошину. И, полагаю, разочарование при этом будет гораздо большим, чем у сказочной принцессы, которой другая горошина, поменьше, мешала всю ночь почивать.
Удивительно, но за всё время этот, как его иногда называют «Самый опасный камень в мире», не унёс ещё ни одной человеческой жизни.
Однако людям с расстроенным вестибулярным аппаратом, таким, как я, не рекомендуют осуществлять эксперименты с Горошиной.
Мои спутники в основном с помощью инструктора камень сумели-таки оседлать. При этом все признались, что дрожь в коленках испытывал каждый.
Кстати, этот снимок можно с полным основанием назвать «Невеста на Горошине».
Дело в том, что эта молодая женщина с хорошей физподготовкой из нашей компании перед самой поездкой в Норвегию вышла замуж и осуществила сюда со своим избранником свадебное путешествие.
Вообще, я считаю, что Кьёрагболтен очутился зажатым между скалами случайно. Думаю, он совершенно не планировал стать местом массового фотографирования. Возможно, ему даже неприятно, что по нему толкутся тысячи людей, иногда в неприличном виде.
Камень, скорее всего, хотел сигануть с километровой высоты в прохладные воды Люсе-фьорда. Но этот полёт ему не удался по стечению обстоятельств. Очевидно, камень подвёл его же глазомер. Просто не рассчитал, что не сможет протиснуться между двумя скалами, где, собственно, он и застрял.
Внутренне сопереживая камню по поводу его неосуществившейся мечты, я констатировал про себя, что у меня такой мечты нет, поэтому, поглядев со стороны на позирующих на Kjeragbolten, я решил ограничиться фотографированием под ним.
Кьёрагболтен, конечно, хорошо, но и Люсе-фьорд с угла зрения камня-горошины тоже весьма живописен.
Обратный путь с плато Кьёраг был значительно сложнее. И дело не в усталости, а в начавшемся дожде, который сделал спуски по скальным поверхностям гораздо опаснее. Положение несколько улучшало то, что каменная поверхность гор здесь имеет небольшие щербинки, что усиливает эффект сцепления.
Впрочем, одна из наших спутниц всё же не удержалась и подскользнулась, вывихнув сустав. Благо вывих оказался не серьёзным, да и происшествие случилось ближе к окончанию маршрута. Так что ей удалось добраться до «Орлиного гнезда» самостоятельно.
В общем, первый серьёзный поход по Норвегии удался. Все вернулись живы и относительно здоровы. Ну, а дождь и промокшая одежда?! Это обычные атрибуты путешествия по этой стране.
И сетовать тут нечего!