147 материалов по 41 объекту, 3 408 фотографий
- GPS
- Лаос, Луангпрабанг, Khem Khong Wat Xieng Thong
- +856 71 212 470
Сим монастыря Сиенгтхонг города «тысячи храмов». Часть 12
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
07 сентября 2007 г. – пятница
Луангпрабанг
Вчерашний день закончился ночным маркетом (Ночной рынок в Луанг-Прабанге. Часть 11). На следующее утро ровно в 9 часов мы были внизу, машина с гидом уже ждала нас. Сегодня нам предстояло посетить несколько храмов и пещеры. Мы ехали вдоль Меконга, на левом берегу которого при впадении небольшой реки Кхан и расположен Луангпрабанг. Наш путь лежал к комплексу Королевского Вата Сиенгтхонга (Wat Xieng Thong), «монастыря Золотого города».
По дороге мы обогнали процессию, несущую длинную-длинную лодку. Гид объяснил нам, что скоро в Луанге состоятся соревнования на этих длинных лодках.
В Луангпрабанге опять входные билеты покупал гид, а мы в это время зашли на территорию святилища через парадный, увенчанный ступой, кирпичный, оштукатуренный вход.
Самый знаменитый ват Луангпрабанга основал король Сайсеттхатхилат в 1559 г., и до 1975 г. он находился под патронажем королевской семьи. Царь, его семья и другие строили, украшали и поддерживали его многочисленные сооружения. Невозможно узнать его первоначальный вид, так как, несомненно, на протяжении веков в первоначальных зданиях осуществлялись многочисленные изменения.
Святилище Вата Сиенгтхонг – классический пример лаосского средневекового храма с многоярусной кровлей и колонным портиком, украшенным резьбой по дереву. Надо еще сказать, что для Лаоса характерна красочная обработка стен, столбов, резных деталей. Ват Сиенгтхонг является наиболее исторически значимым и впечатляющим из всех храмов Луангпрабанга, а Зал собраний, или сим, — это самое впечатляющее здания монастыря Ват Сиенгтхонга.
За свою красоту этот сим был назван «праздником для глаз и души», и это справедливо, так как ни одно из существующих здесь сооружений (мы это увидим позже, о чем я буду писать в ) не поражает больше, чем Сим, так как и его экстерьер, и интерьер украшены богатым величием.
Этот Сим (место практики и медитации буддистов) создает исключительно прекрасный пример классического стиля Луангпрабанга. Низкая широкая двухъярусная крыша (передний портик фактически образует третий ярус) свешивается почти до земли, а в центре расположена трехъярусная секция, верхнюю часть которой украшает позолоченный декоративный элемент, состоящий из 17 миниатюрных ступ, покрытых семиярусными зонтиками (Dok so faa, о чем я уже писала в Символ единства нации и чистоты веры-Ват Тхат Луанг. Часть 5), тянущимися к небесам, к горе Меру, и символизирующими королевское покровительство.
Позднее, уже дома, в интернете я нашла очень информативный материал об азиатской исторической архитектуре англоязычного автора. Попытаюсь дать перевод его статей, благодаря которым, можно многое узнать из того, что редко встречается в рассказах других туристов, и спасибо автору за его исследования. Итак, поехали…
Богато украшенный фасад портика представляет собой сложную комбинацию бордового, черного и золотого цветов с использованием позолоченного дерева в изящных завитках флоры, колес Дхармы и трафаретных рисунков. Четыре черные лакированные колонны с черно-золотыми трафаретными рисунками поддерживают крышу переднего портика. Золотой трафарет на черном лаке фасада рассказывает о сценах из учений Джатаки, изображает различные божества, апсар, киннари, мифологических животных, цветочные мотивы и сцены наказания злодеев. Дверной проем главного входа и его окружение являются наиболее сложными, так как ансамбль почти достигает внутренней крыши портика. Боковые наружные стены из черного лака и золотого трафарета несут на себе темы передней стены, в то время как на задней части Сима находится большое Дерево жизни в мозаике. Эта красочная мозаика Дерева жизни на красном фоне выполнена в 1960-х годах.
В верхней части картины — стоящий Будда, в нижней части картины – идущий с посохом человек, и несколько животных, включая тигра и двух павлинов. По обе стороны мозаики — затейливо вырезанная позолоченная входная дверь.
Богатый интерьер Сима впечатляет не меньше, чем его внешний вид. Большие, покрытые трафаретной росписью, колонны из тикового дерева поддерживают крышу; на стены нанесен рисунок золотым трафаретом на черном лаке с цветочными мотивами, животными, сценами повседневной жизни и сюжетами из Джатаки.
На одной из стен изображены небеса с Буддой и несколькими божествами, Земля с людьми и деревьями, а также ад с изображениями людей, получающих наказание за свои грехи.
В центре Сима со сложного основания на вас взирает Будда в позе Bhumisparsha мудры, вокруг него целый хоровод Будд размером помельче. Большой центральный Будда установлен перед замысловато украшенной стеной в окружении множества других статуй и объектов почитания, он символизирует момент просветления, когда он сидел под деревом бодхи.
Восемь массивных внутренних деревянных (из тика) столбов, которые образуют основную опору конструкции крыши, выкрашены в бордовый цвет, на которые нанесены рисунки золотым трафаретом. Нас поражают эти черные или розовые лаковые стены с золотым орнаментом, которые в Симе везде: на стенах, балках, опорах, на потолке и окнах, выполненные с богатым вкусом и с большой точностью. Очень хороши небольшие позолоченные святилища внутри Сима. Здесь даже можно увидеть позолоченные церемониальные лодки под потолком, также интересны узкие окна, обрамленные цветочным орнаментом.
Гид коротко дает нам информацию об этом монастыре, берущем начало в 16 веке. По его словам Король Сайсеттхатхират, или Саи Ксеттхатхилат, (1548-1571) основал его в 1560 году в память о Чантафаните (8-й век нашей эры?), торговца бетелем и легендарного первого короля Луангпрабанга. В те времена сим, без сомнения, обладал монашескими покоями. Внутри сима можно увидеть историю Чантафанита, а также житие Будды (Джатаки) и сюжеты из буддийской космологии; все это в графичном виде нанесено на стены золотом по черному полю, и производит впечатляющий эффект. Как часто бывает, сам основатель, Король Сайсеттхатхилат недолго наслаждался монастырем, поскольку вскоре перенес столицу во Вьентьян.
В двадцатом веке был проведен ряд реставраций, в том числе примечательная реставрация, в которой участвовали французы. Крупные проекты имели место в 1950-х и 1960-х годах, когда был построен погребальный каретный сарай, и особенно в последнее время, чтобы восстановить ущерб, причиненный годами разрухи из-за войн и пренебрежения. С момента, когда Луангпрабанг стал доступным для внешнего мира, монастырь стал главной достопримечательностью для туристов и паломников». Особо в информационных сведениях отмечается, что «сезонные изменения температуры и влажности требуют постоянного технического обслуживания и ремонта», а это может означать, что доступ сюда может быть закрыт временами.
Стены центрального храма как будто обтянуты шелковой тканью.
Достигалось это тем, что черный лак наносили на стены в несколько слоев, причем тщательно полировали каждый слой, когда он высыхал. Черная эмаль, много золота – это мозаики, изображающие различные аспекты жизни Будды, включая мозаику "Дерево жизни" в центральном «Симе» или часовне. Один из сюжетов повествует о Будде – победителе злых духов (bad guys – как сказал наш гид). В этом ему помогала богиня мать-земля, которая создала океан и смыла в него всех злых духов. Внизу изображен ад с котлом, в котором варятся грешники.
Настенная живопись украшала также и внутренние интерьеры симов, красно-золотые орнаментальные росписи покрывали потолки. Сюжетной основой скульптуры и настенных росписей были житие Будды Гаутамы, сцены из Рамаяны и просто образы окружающего растительного и животного мира. Значительное место занимали изображения божеств – духов-хранителей пхи и, конечно, змей-драконов (нагов), как непременных членов древнего культового пантеона всех стран Индокитая.
В этом здании хранится большая позолоченная статуя Будды. Снаружи одна из стен украшена большой декоративной головой слона, выступающей из стены и покрытой мелкими осколками зеркала. Наш гид сказал, что это символический кран для воды.
Внутри каждого храма предусмотрен водопровод, по которому подается насосом вода для уборки и помывки внутренних помещений. Так вот, если бы водопровод был исправен, то изо рта слона текла бы вода.
Может, мы не так что-то поняли, но у английского автора было сказано, что во
время празднования лаосского Нового года, из пасти зеркального слона течет священная вода, и жители омывают ей себя и своих родных.
Храм действующий, после 17 часов внутрь центрального храма приходят монахи, чтобы помолиться. Интересная деталь: из денег, вышедших из обращения, свернутых особым образом и скрепленных скрепками или степлером, изготовлены своеобразные флаги. Это так называемые пожертвования.
С внешней стороны Сим окружен разнообразными ступами различных форм и украшений. А с левой стороны фасада, около входной лестницы, установлены столбы, украшенные мозаичными бутонами лотосов. Гид акцентирует, что зеленый, голубой и бирюзовый цвет бутонов является своеобразной фишкой Сиенгтхонга. Они символизируют перерождение, сострадание, чистоту, преданность и другие принципы буддизма, впрочем, как и других религий.
Если встать перед главным входом в Сим, то можно сразу увидеть всю его красоту: крыши, фронтон, тимпан, ламбрекены и другие декоративные элементы этого восхитительного ансамбля. Чего стоит только резной позолоченный тимпан с цветочным орнаментом, колесами Дхармы на фоне красной лакированной поверхности!
Не могу снова не вернуться к портику храма и входу в сам Сим, оформленному как позолоченная пагода.
Жаль, что здесь иногда случаются протечки, результаты которых видны невооруженным глазом. За сплошным ковровым рисунком не сразу замечаешь полуколонны с двух сторон от входа, они также покрыты замысловатыми узорами. С правой стороны от колонны видна юная дева, мифологический лев с драконьей головой и вьющаяся лоза винограда. Ты еще не вошел внутрь, но даже портик заставляет тебя «снять шляпу» перед великими мастерами-лаосцами, стоит только поднять голову и оглядеться по сторонам.
Гид сообщает нам, что на территории монастыря есть более двадцати «интересностей», включая святыни, павильоны и резиденции, в дополнение к саду с различными цветами, декоративными кустарниками и деревьями. Многие сооружения также примечательны, не только великолепный сим, а некоторые из них даже заслуживают особого внимания.
Следующей мы осмотрим Часовню Стоящего Будды — Часовня Стоящего Будды в Сиенгтхонг Вате. Часть 13
Продолжение следует...
- Адрес:
Луангпрабанг, Khem Khong
Wat Xieng Thong - Телефон:
+856 71 212 470
Дешёвый ✈️ по направлению Луанг-Прабанг
- 1 янв 2019, 20:42удалитьИ содержат они все очень и очень достойно...
Загляните в рассказ Часовня Стоящего Будды в Сиенгтхонг Вате. Часть 13 я ТАКИЕ фото в интернете нашла специально, чтобы все увидели синих павлинов. Почему-то никто не лайкнул это фото....
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.