Город Фада, как и положено оазису, находится в низинке. К нему подступают горы.
По приезду в городок, нам было предложено, прогуляться по центру, опять-таки ничего не фотографируя. Две машины ушли заправляться соляркой, две остались с нами. Мы прошлись по лавкам, что-то подкупили и далее просто сели в тени, ожидая машины.Рядом остановился джип с военными. Мне удалось завязать контакт с тучным сержантом, выходцем с юга. Я надеялся, что с минуты на минуту приедет Марина, владеющая французским, и я задам сержанту интересующие меня вопросы. Не сложилось. Их джип уехал, тогда как с другими служивыми контакта найти уже не удалось.
Одним словом, мои познания о Фаде остались довольно скромными и тем не менее об увиденном и услышанном хочется рассказать. Население городка к настоящему моменту перевалило за 35 тыс.
Христиан, если не считать прикомандированных военнослужащих, нет. Местное население исповедует суннитский ислам. Городок весьма колоритен. Когда-то Фада являлся перевалочным местом для караванов работорговцев. Местный люд промышлял набегами и разбоем.Прошло сто лет, и о тех временах в настоящем ничто уже не напоминает. Пришедшие французы искоренили работорговство. Африканцы свою историю знают плохо и потому никто в Фаде не скажет, где располагался невольничий рынок. Город дышит историей, однако нам, приехавшим издалека, понять его импульсы довольно сложно.
Интересны кривые наполненные песком улочки. Частные территории огорожены заборами, за которыми колышат листвой пушистые пальмы.
Увы, не смотря на то, что Чад одна из беднейших стран мира, здесь есть свои богатые и свои бедные. Последние легко определимы по их соломенным, как у Ниф-Нифа, домикам. Единственный минус Фады, всё что хочется и что понравилось, не сфотографируешь...
Главным достоинством Фады являются грунтовые воды. Они расположены на глубине 2-4 х метров. Конечно, такая вода не может быть идеально чистой. По-большому счёту, это грунтовые стоки, тем более что местные за экологией особо не следят. Возле технических колодцев они могут и машину помыть, и постирушки устроить.
В любом случае, вода — источник жизни. Когда вернулись две наши машины с бочкой солярки, мы все, рассевшись по местам, отправились за водой. Общественный колодец находился на краю города. Вчера ребята его не нашли и потому воду налили за деньги у частника.
Общественным колодцем может пользоваться любой желающий.
До поездки мне приходилось слышать, если вода в Сахаре не глубоко, значит она солоноватая на вкус. Даже не знаю? Я подобного не заметил. Единственный момент, если наших родниках вода всегда холодная, то здешняя просто прохладная, почти комнатной температуры.Как это обычно бывает на Востоке, за водой ходят исключительно женщины. Нам довелось лицезреть девчушку лет тринадцати. Пусть глубина у колодца небольшая, но, если упасть, выбраться оттуда будет затруднительно. Меня удивило, как девчонка уверенно вставала на самый край.
Движения девушки отточены. Глядя на неё, понимаешь, что за водой она ходит с самого детства.
Увидев иностранцев, к колодцу прибежали дети.
Конфеты помогли наладить контакт. Заметив у пацана интересную машинку, я попросил его, дать мне поиграться.... Покатал, вспомнил детство. Хотя, как вспомнил?... У советских детей были более современные игрушки. Несчастная Африка....
Ради справедливости замечу, Африка полна загадок и подчас самых удивительных. Один из наших гидов по имени Ив, имел фамилию Делакруа. А вот является ли он потомком великого французского художника, выяснить не удаётся.
Эжен Делакруа (1798—1863 гг.) художник, получивший мировое признание.
Напомню, Делакруа является автором картины «Свобода, ведущая народ» 1830 г.
В 1832 г. в составе официальной дипломатической миссии он посетил Марокко. Как проходил визит? Как его встречали? С кем он общался? Разобраться в подобном невозможно. Однако, отметим, Делакруа был француз и это даёт варианты...
В последующем марокканские мотивы в творчестве художника присутствовали.
По картинам понимаешь, в Африке Делакруа понравилось.
В Чаде Эжен Делакруа не был. Франция на ту пору этими территориями ещё обогатилась. В 1857 году французы принялись из местных африканцев формировать воинские части, с помощью которых осуществляли дальнейшую экспансию континента. Эти подразделения вошли в историю под названием Сенегальские стрелки. Они же осуществили захват нынешнего Чада. Одно из таковых подразделений долгое время располагалось в Фаде.
Теоретически в составе отряда мог находиться внебрачный сын или правильнее внук художника. Ив ничего определённого сказать об этом не может. История семьи начинается с прадедушки, родившегося именно в Фаде. Перед Второй мировой войной он служил во французской армии, занимая должность сержанта (или капрала).
В последующем, когда началась война, их часть перебросили в Европу. Во время Второй мировой войны 15 тыс. чадцев воевали в рядах армии Франции. Прадедушка погиб в Париже уже после окончания войны от несчастного случая.
Пятая Республика своего героя не забыла. Семье выплачивали пенсию, благодаря которой двое детей погибшего солдата получили хорошее образование.
Насколько я понял, семья Ива принадлежала к местной элите. В последующем сам Ив, отучившись в Нигерии, вернулся на родину, где решил работать в туризме.
Пытаясь узнать родословную, парень ездил во Францию, где нашёл потомков Эжена Делакруа. Увы, контакт не задался. Наследники имени и творчества художника решили, что их чадский родственник попрошайка...
Зато Ив нашёл старика француза, служившего под командованием его прадеда. Француз чёрного сержанта вспомнил и очень тепло о нём отозвался.
Удивительные переплёты в жизни Делакруа на этом не заканчивается. В своё время в Харькове учился студент из Чада. Африканец встретил и полюбил девушку. Они поженились и уехали в Чад. Бывший советский студент стал министром Республики. С украинкой у них две дочери, одна из которых — жена Ива Делакруа.
Глядя на Ива, невольно отмечаешь его благородство (справа от меня)
Он хорошо образован, владеет несколькими языками. От прадедушки остались только дочь и сын (дед Ива), зато в настоящем их семья, вместе с невестками, с зятьями и, конечно, с детьми разрослась до 117 человек.Ив провёл нас по неприметной улочке, показав дом и двор, где жила его бабушка.
В настоящем территория пустует. Все фадские Делакруа, после смерти бабушки, перебрались в столицу.Фада городок маленький, но в истории страны особо значимый. Неподалеку от Фады в 1952 г. родился нынешний Президент Чада Идрис Деби. Президент относится к родственному для Тубу народу Загава.
В 1976 году Деби прошёл обучение во Франции и получил диплом лётчика. В последующем занимал различные должности и в итоге в 1990 г. захватил власть. С той поры Идрис Деби постоянно переизбирается на должность Президента. Он пережил, и покушения, и попытки государственного переворота. Одна из главных его заслуг — Деби сумел найти контакт с Каддафи и этим нормализовал отношения Чада и Ливии.
В 1994 году Международный суд ООН вынес решение о суверенитете Чада над полосой Аузу. Каддафи вердикт принял.
Вот такие дела! Казалось бы, Фада городок маленький, но своих тайн здесь никак не меньше, чем у Мадридского двора.
Рассаживаемся по машинам и движемся дальше. Прощай, Фада! Вряд ли мы ещё раз увидимся.