128 материалов по 42 объектам, 2 400 фотографий
- GPS
- Лаос, Lane Xang Avenue, Vientiane, Вьентьян 0100, Лаос
Краткий экскурс по столице Лаоса. Ват Сисакет. День 1. (ч.3)
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
Минивэн уже ждал нас на стоянке, водитель погрузил наши вещи, и мы поехали в город. Через плачущие дождем окна машины видеосъемку было вести сложно, и мы закидали Мона вопросами о климате вообще и о погоде в это время года, в частности. Он сразу дал нам понять, что для Лаоса дожди – это благо, так как от этого зависит урожай, а, следовательно, и жизнь населения.
Поскольку во Вьентьяне мы пребывали только до нашего следующего рейса в Луангпрабанг (18.00), то сверили программу своего ваучера с программой Мона. Он сказал, что мы все увидим и даже успеем перекусить. Учитывая дождик, мы в этом и не сомневались, так как наружные съемки вряд ли могли бы быть многочисленными, а именно на это у нас уходит много времени.
Лаосская Народно-демократическая республика, государство ЮВА, находится в самом сердце Индокитая и граничит почти со всеми его странами – Вьетнамом, Камбоджой, Таиландом и Бирмой. Лаос единственный из стран Индокитая не имеет выхода к морю и лежит в горах вдоль долины Меконга.
Площадь страны – 237 тыс.кв.км. Глава государства – президент.
Население страны около 6,5 млн. человек, (100 место в мире). В городах проживает 19% населения. По количеству туристов страна занимает 102 место в мире.
Разница во времени с Москвой – 3 часа. Итак, спустя чуть более суток началась наша экскурсионная программа в столице Лаоса, городе Вьентьяне. Собственно полное название города — Кандапури Сисаттанак Маханагара (Город сандалового дерева). Такое имя уже достопримечательность. Город раскинулся на 4 километра вдоль реки Меконг. Матерью всех рек здесь называют эту реку, одну из крупнейших в Азии. Самая маленькая азиатская столица была основана в 1563 году Сеттатхиратой, королем государства Лансанг ("Королевство миллионов слонов"), и она является центром для начала всех путешествий по стране.
Первым объектом культурной программы был один из самых древних храмов в городе Ват Сисакет (Wat Si Saket).
Он был построен в 1818 году при короле Анувонге. Все храмы города были сожжены во время нападения сиамцев в 1828 году, кроме этого. Его спасло наличие множества Будд и традиционный тайский стиль архитектуры. Тем не менее, в 20-м веке он тоже был подвергнут реставрации.
Несмотря на дождь, а вернее благодаря дождю, зелень вокруг была необычайно сочная, а яркие цветы вплетались в этот зеленый ковер красивым узором. Мон предложил нам зонтики, чтобы мы не промокли, пока дойдем до Вата.
Английский язык у него, и произношение в частности, был хороший, все было понятно. Радовал еще тот факт, что подготовка не прошла бесследно, я зачастую подхватывала его информацию, вспоминая прочитанное. А ему, чувствуется, было приятно, что мы знаем историю его страны. Стоимость билетов входила в экскурсионный пакет, поэтому он везде брал нам билеты сам. Мы прошли на территорию монастырского комплекса.
В азиатских странах, в которых господствующей религией является буддизм, существует 2 основных типа религиозных построек — ступы, называемые здесь тхаты, и храмы с внутренним пространством, носящие название сим. Эти сооружения вместе с другими постройками формируют монастырские и храмовые комплексы, носящие, как и в Таиланде, название ват.
Любой комплекс монастыря обладает несколькими признаками: наличием сима или большого тхата, малых тхатов (колумбариев), священного барабана хоконга, библиотеки священных текстов (хоттай), здания келий (кути), школы, здания для паломников (хотек) и даже кладбища.
Мон сказал нам, что в Лаосе традиционно каждый мужчина должен провести от недели до 5 лет в монастыре в качестве послушника. Считается, что при этом родители сына быстрее попадут в рай после своей смерти, благодаря его послушничеству. Женщин- монашек, в отличие от Бирмы, здесь нет.
Дождик лил, не переставая, поэтому мы буквально изворачивались под зонтом, чтобы снять панораму двора и сам храм. Внутри крытой галереи (коммальен) по периметру двора вдоль внутренней стены в нишах было собрано 20 000 серебряных и керамических статуй Будды всех видов и размеров.
Когда видишь столько много божеств, то на мой православный взгляд, это как многоженство в мусульманском мире в сравнении с моногамной семьей у христиан. Кто к чему привык; но молиться единственному богу (хоть и в триедином слиянии) как-то нам привычнее.
Посещая азиатские страны, мы давно привыкли к такому обилию Будд в храмах и монастырях и относимся к ним не как к символу веры, а как к произведению искусства, да еще древней и незнакомой нам культуры. Сам храм (сим) расположен в центре комплекса, и стоит на невысокой платформе, на которую со всех сторон здания ведут несколько лестниц.
Эта оштукатуренная постройка желтого цвета с характерной для лаосской архитектуры крышей. Несколько двускатных крыш как бы положены одна на другую, свесы их опускаются очень низко над землей. Это как одетые друг на друга раскрытые книжки. Скаты крыш слегка прогнуты. Загнутые кверху края украшены узором в виде звериных когтей, голов извивающихся драконов, стилизованных цветков лотоса.
Кое-где висят связки колокольчиков, которые при малейшем дуновении ветра издают нежный перезвон. Наличники окон и дверей выполнены в технике резьбы по штукатурке. Центральное место в храме занимает статуя Будды, сидящего на свернувшейся кольцом кобре.
На улице тепло, несмотря на дождь.
Во дворе пышным цветом краснел молочай, добавляя красок к общей охристо-коричневой гамме. На задней площадке храма на подставке из 2-х палок расположен вырезанный из дерева змей-наг (искуситель, ха-ха!), у него для устрашения открыт рот, но краски облупились, и он смотрится немного жалко.
Сим кстати, тоже нуждается в реставрации, чего не скажешь о других постройках при входе: башне с барабаном и позолоченных фигурках Будд под навесом.
На свободных местах расположены небольшие тхаты, представляющие собой надгробия, внутри которых замурованы урны с прахом покойных.
Мон дал нам время походить и сделать фотографии. Когда мы уже покидали территорию вата, к нам подошел лаосец. Оказалось, что в наши коммунистические времена он учился в Советском Союзе, в Воронеже. Здорово! Прошло столько лет, а он вполне прилично говорил по-русски. Это была наша первая встреча с русскоязычными лаосцами.
Надо сказать, что история страны полна драматизма. Первые упоминания о раннем протолаосском и одновременно протайском государстве Нантяо относятся к I тысячелетию. Территорией Лаоса тогда владело государство Фуньнань. В начале II тысячелетия лао-тайцы переселяются ближе к Камбоджийскому государству со столицей в Сиемрипе (Золотом городе).
Далее вплоть до 13 века земли Лаоса находились под властью кхмерских государств Ченлы и Ангкора. В 80-х годах 13 века Северный Лаос, явившийся колыбелью национальной лаосской культуры, вошел в состав первого тайского государства Сукхотай. Король Рама I завоевал раздробленные государства Лаоса, разрушил города и увез в свою столицу всех тамошних музыкантов, художников, строителей, танцоров, резчиков по дереву, поэтов, а также едва ли не главную буддийскую святыню Индокитая – Изумрудного Будду.
Получается, что все известные достопримечательности Бангкока этого периода были созданы усилиями лаосцев.
Следующим посещенным храмом будет Ват Пра Кео —
Продолжение следует...
- Адрес:
Lane Xang Avenue, Vientiane, Вьентьян 0100, Лаос
- Дополнительная информация:
Храм и музей расположены на пересечении улиц Сеттхатхлат и Лань Ланг.
Вход — платный
Дешёвый ✈️ по направлению Вьентьян
- 26 дек 2018, 21:20удалитьВсё как кругом. Завоевали страну и всю интеллектуальную элиту вывезли. Спасибо за показ!
- 26 дек 2018, 22:18удалитьЗнакомые места. У нас по городу примерно такой же маршрут был.
- 3 янв 2019, 10:43удалитьА мы в ЛуангПрабанг летели напрямую из ЧиангМая, поэтому Вьентьян остался пока за бортом. Но он однозначно достоен того чтобы его посетить!