• 33 воина Гэсера — так поэтично назвали остроконечные пики Саян.
  • Местные жители несут подношения — молоко, сало, масло, мед, и прочие продукты.
  • Лама Самаев
  • Лама Самаев
  • Старинное бурятское кладбище. Нам повезло увидеть такое: их почти не осталось. Буряты никогда не приходят сюда после похорон — считается дурным местом. Они заказывают специальные службы у лам.
  • Старинное бурятское кладбище. Вместо плит и надгробий здесь втыкают шест с флагом и буряскими символами — полумесяц, солнце и огонь.
  • Старинное бурятское кладбище.
  • Ритуалы подношения
  • Подношения могут быть и сладкими. Божества такое любят.
  • Лама Данзан Самаев — хороший астрогог. Многие обращаются к нему решить семейные проблемы и неурядицы.
  • Ритмичные удары в барабан и раскаты специальных труб призывают Будд-защитников
  • Восхождение на священную Красную Скалу.
  • СОоружение Субургана
  • Все, что осталось от огромного монастыря. Всех монахов расстреляли большевики.
  • В пещере, где медитировали ламы-отшельники.
  • Вот он — як, домашнее животное, гуляющее по горам само по себе.
  • Народный умелец полгода вырезал из дерева модель Дэвачена -буддийского рая.
  • Праздник Майтреи — грядущего Будды
  • Праздник Майтреи — грядущего Будды
  • Праздник Майтреи — грядущего Будды. Считается, что новый Будда явится на зеленом коне.
  • Жители окрестных сел брызгают молоком, задабривая Хозяев гор.
  • Поход к трону Чингисхана начинается.
  • ФОрсируем бурную горную реку.
  • Вот он. таинственый Трон Чингисхана. Камень, у которого великий воитель, по преданию стариков, собирал свое войско
...
1
Старинное бурятское кладбище. Вместо плит и надгробий здесь втыкают шест с флагом и буряскими символами — полумесяц, солнце и огонь. Бурятия, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Старинное бурятское кладбище. Вместо плит и надгробий здесь втыкают шест с флагом и буряскими символами — полумесяц, солнце и огонь.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Бурятия

    Бурятия

    LAT
    Регион ЗТ
    Я здесь был
    Было: 214
    Хочу посетить
    1753

    135 материалов по 33 объектам,  3 015 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Nobody 300
     
    isfoto
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 8 авг 2010

    Будда в Сибири,или путешествие к Трону Чингисхана

     
    22 августа 2010 года||2 (2)| 22| 1444314

    Среди непроходимой тайги в горах Бурятии есть магический камень, называемый Троном Чингисхана. По преданию, у этого камня будущий основатель великой империи совершал тайные ритуалы, которые помогли ему победить соперников в борьбе за власть. Найти этот камень было главной целью нашей экспедиции.

    О Троне было известно немного. Например, что находится он в горах Бурятии, называемых Малым Тибетом, что точное место его располо¬жения всегда было известно только посвященным и что уже восемьсот лет приходят к нему шаманы и буддийские монахи, чтобы совершать свои священные ритуалы. Ехать нам не советовали. Мол, дойти до Трона очень нелегко - тайга, горные реки, карты только приблизительные. Было и еще одно обстоятельство, на которое мы поначалу не обратили внимания, как потом оказалось, ЗРЯ.

    Ранним жарким утром мы вышли из аэропорта Улан-Удэ. В небе над нами кувыркались ласточки и не было ни тучки - все предвещало удачу. На стоянке нас уже ждал проводник - очень энергичный мужчина лет сорока. “Лама Данзан Хайбзун Самаев”, - представился он. Позже выяснилось, что буряты почитают его чуть ли не как святого и называют Багши, что означает Учитель.

    Когда выезжаем?” - заторопились мы. “Не ищите прямых дорог, вы еще не готовы”, - ответил Самаев. “В Иволгинском дацане (дацанами здесь называют монастыри) празднуют Майдари-хурал - День грядущего Будды, едем туда”, - закончил лама. И мы двинулись в монастырь, все больше и больше удаляясь от таинственного Трона.
    В Иволгинский, самый большой дацан Бурятии, строившийся с личного одобрения Сталина, съез-жался народ со всех концов республики. Мы подъехали, когда было еще темно, и расположились на большой поляне.

    Майдари-хурал начинался рано утром. Старые буряты обходили монастырь по кругу. Этот ритуал, как считается, очищает от накопленной в жизни скверны. На всем их пути стояли молитвенные барабаны. Старики касались их морщинистыми руками - один оборот барабана заменяет чтение ста тысяч мантр. В утренней тишине были слышны только шелест шагов да скрип барабанов и больше ничего...

    Вдруг загудели трубы - монахи натужно дули в морские раковины. Вереница людей потянулась к алтарю с подношениями: молоком, маслом, медом, мясом...
    Примерно через час на поляну перед храмом выкатили огромную зеленую фигуру лошади. Согласно местным представлениям. Будда спустится на Землю именно на такой. Статую Просветленного вынесли из храма монахи, их лица были закрыты повязками. “Чтобы не осквернить дыхани¬ем”, - пояснил наш проводник. Будду водрузили на лошадь, и процессия начала движение. Впереди всех шел монах и пером павлина разбрызгивал на четыре стороны воду, верховный лама звонил в колокольчик, остальные монахи били в большие барабаны и тарелки, гудели в огромные трехметровые трубы. Вся эта какофония, как пояснил Учитель Самаев, призывает мощные защитные энергии, которые должны оберегать всех приехавших на праздник, в том числе и нас, в нелегком пути к Трону Чингисхана.

    Первые упоминания о бурятских племенах содержатся в знаменитой монгольской хронике “Сокровенное сказание”. В 1206 году, повествуется в хронике, Чингисхан на¬правил старшего сына Джучи для покорения “лесных народов, которые не подчинились монгольским завоевателям”. Среди этих народов называются ойраты и буряты.
    Основной религией в те времена был шаманизм, сохранивший свои традиции, кстати, и по сей день, но давно утративший былое влияние. На смену шаманизму с вершин Гималаев, из Тибета, через Монголию пришел буддизм, который по указу Екатерины II был признан официальной религией. Сегодня Бурятия - центр буддизма России, в Улан-Удэ находится резиденция Хамбо-ламы, главы российских буддистов.

    Поход к Трону опять откладывался. “Еще не время”, - говорил лама Самаев и убеждал, что нам необходи¬мо принять участие в самом священном буддийском таинстве - строительстве Субургана. Субурган (аналог тибетской и непальской ступы) -ритуальное сооружение, модель Вселенной, символ пяти первоэлементов. Буддисты верят, что Субурганы устраняют негативные энергии. “Только очистившись, мы сможем дойти до Трона, иначе может случиться беда”, - очень спокойно произнес Самаев.

    И мы отправились в Окинскую долину, в деревню Орлик, в самое сердце Малого Тибета. Здесь находится священное для буддистов место -Красная Скала, на которой и собирались установить Субурган. Внизу некогда стоял Жэлгэнский дацан, в котором жило около двухсот лам и монахов. Каждый год здесь совершали “круговорот” учения: приглашали мудрецов из Тибета, Монголии, грузили на лошадей священные тексты и шли по всем святым для буддистов местам. Шли по кругу, по горному хребту. Поход занимал 2-3 месяца. И начинался отсюда, с Красной Скалы. Раньше на ней уже стояла ступа, но ее взорвали в тридцатых, когда разрушали и сам дацан.

    По дороге к Красной Скале к нашей группе присоединились чуть ли не все жители деревни. Во время пути они останавливались у Обоо (святых для бурят мест, украшенных ленточками) и делали подношения местным божествам. Этот старинный обычай восходит к временам шаманизма. Буряты не говорят “делать подношения”, они говорят “брызгать”. Брызгают обычно молоко, чай или водку и просят помощи и защиты в пути у местных духов. Духи были к нам благосклонны, и мы благополучно взобрались на вершину скалы.

    На месте старой, разрушенной ступы на груде камней развели огонь. Началась церемония освяще-ния. Зазвенел колокольчик, призывающий Будд и Бодхисаттв, зазвуча¬ла ритмичная буддийская молитва - пуджа. Когда монахи поют пуджи, мощная голосовая вибрация проникает глубоко внутрь тебя и возникает ощущение, что время остановилось, что все слилось в одной точке: старые мудрые йогины, принесшие учение Будды из Индии в Тибет, а потом в Монголию и Сибирь, годы разрушений и осквернении, годы восстановления - все собралось здесь, сейчас. А может, ничто никуда и не уходило...

    Малый Тибет
    Малым Тибетом бурятские буддисты называют собственно республику Бурятию, особенно ее горную часть, расположенную в Восточных Саянах, почти на границе с Монголией. Во-первых, ландшафт очень похож на гималайский. Во-вторых, как и в Тибете, здесь разводят яков (буряты их называют “сарлыки”), которые столь неприхотливы, что пасутся в горах зимой и летом, ведя полудикое существование. В-третьих, даже бурятское национальное блюдо “замба” готовится также, как тибетская “цампа”: смешивают прожаренную муку, масло, соль, зеленый чай, и получается невероятно питательный суп-каша-чай.

    Убежище Чингисхана

    Вот теперь, когда в главных буддийских делах был соблюден надлежащий порядок, лама Самаев был готов углубиться с нами в тайгу, чтобы показать, наконец, Трон Чингисхана. Старики говорят, что Чингисхан со своим отрядом скрывался в этих местах от врагов, которые не хотели допустить его к власти. Он совершал у магического камня тайные ритуалы, которые помогли ему завладеть монгольским троном, а потом завое¬вать половину мира. Это место всегда было известно только посвященным. В советские времена дорога к нему и вовсе была забыта. Кроме Самаева, с нами к Трону отправилось еще несколько лам.

    Доехав на наших “вездеходах” -“Ниве” и “УАЗике” до места, где дальше уже невозможно было двигать-ся на автомобиле, мы сделали короткую остановку и продолжили путь пешком. Шли без тропинки, напрямую. Проводники из местных уверен¬но шагали впереди. Дорога станови¬лась все круче, послышался оглуши¬тельный шум протекающей где-то неподалеку бурной горной речки. Неожиданно ламы остановились, что-то обсуждая между собой, - только тут мы заметили, что проводников не видно. Наконец они появились. Хотя все говорили по-бурятски, по расте¬рянным лицам было понятно, что дорогу мы потеряли.

    Самаев объяснил, что его стараний и хождения по монастырям оказалось недостаточно и у кого-то из нас все равно возникли “нечистые” мысли и надо как можно быстрее совершить ритуал подношения Хозяевам Гор. Как будто в подтверждение его слов над нами стало зловеще погромыхивать и усилился ветер.

    Найдя удобное место, наши ламы сели и сразу же приступили к церемонии. Ритмичное баритональное декламирование тибетских текстов, позванивание колокольчика, мерные удары в барабан, перекликающиеся с грохотом грома и шумом реки, - все это посреди тайги производило довольно странное, но сильное впечатление. Наш лама вошел в медитативное состояние, потом бросил кости (тибетское гадание Мо), подозвал одного из проводников, что-то быстро ему объяснил и махнул рукой, показывая направление. Минут через пятнадцать тот вернулся - дорога была найдена!

    Переправившись по черному от времени и дождей бревну через бурную речку, мы скоро пришли к заветному месту на выступе скалы, со всех сторон окруженному деревьями. Там стоял Трон Чингисхана. Это был огромный плоский камень, поросший мхом. Когда приближались к нему, казалось, что от Трона дует теплый ветер, если удалялись - наоборот, что ветер дует по направлению к Трону.

    Ламы растянули на веревках над камнем портрет Чингисхана и сели молиться. Сильные голоса, барабан, шум ветра, колокольчик, гром и гул реки... Было ощущение, что все стихии собрались здесь специально для того, чтобы показать, на что они способны.
    Ритуал был недолгим. Сделав подношения, очистив камень от мха и листвы, мы быстро стали возвращаться - вот-вот должен был начаться дождь. Чингисхан охранял нас до самых машин: потоки воды с неба хлынули сразу, как только мы захлопнули двери.

    © Игорь ШЕРМАН Фото автора

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    35 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Бурятия
    сообщить модератору
    • Leleka
      помощь
      Leleka
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 авг 2010
      25 авг 2010, 01:38
      удалить
      слышала об этом камне, но никогда не читла ни одного рассказа очевидца. Спасибо!!!!
    • HozaikaMG
      помощь
      HozaikaMG
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 янв 2011
      23 фев 2012, 12:35
      удалить
      У Вашей поездки есть ещё один солидный плюс. Выполняя все эти обряды Вы побывали в трех районах Бурятии (как минимум).
    Читайте также
    chedty|3 окт 2013|31| 29| 21
    Tajima|9 апр 2012|5| 14| 16
    Наверх