Продолжение заметки Групповой экскурсионный тур по Испании: Барселона. Часть 1.
Пасео де Грасиа
Барселона имеет довольно простую и удобную для туристов карту центральной части города. Эти качества она приобрела благодаря своим широким проспектам, одним из самых красивых является Пасео де Грасия. Поэтому потеряться сложно, а гуляя по этому проспекту, вы получите массу удовольствий от увиденного квартала Раздора с Домами Бальо, Амалье и Льео-и-Мореры, а также Дома Мила и Дома де лас Пунчес. Да и большинство других зданий тоже очень своеобразны. Проспект усажен деревьями, поэтому вы всегда найдете тенистую сторону в жаркий день.
Дом Бальо
«Квартал Несогласия» на Пассеч-де-Грасиа является еще одной точкой притяжения туристов в Барселону. Всего три дома, а сколько эмоций и разноречивых суждений! И Дом Бальо – одна из главных причин этих эмоций. Мы, привыкшие к коробкам домов в наших городах и на наших улицах, как завороженные смотрим на дом, на фасаде которого нет прямых углов! И это чудо задумал и реализовал великий Гаудио… Мы живем в компьютерную эпоху 3D. Может быть, через десятки лет появятся строительные 3D принтеры, которые будут реализовывать подобные проекты с легкостью, как сейчас они могут быть нарисованы на плоской бумаге. И тогда дома на наших улицах утратят прямоугольники и параллелепипеды, и превратятся в сказочные трехмерные конструкции, радуя своим неожиданным многообразием наш взгляд. Но и тогда люди будут вспоминать Гауди, который показал человечеству этот путь в архитектуре, искусстве и строительстве в начале XX-го века…
Каса Амалье
Дом Амалье, дом Бальо и дом Льео-и-Мореры это творческая дуэль трех знаменитых архитекторов Ж. Пуч-и-Кадафалька, Антонио Гауди и Луиса Доменек-и-Монтанера. Каждый из них прекрасен и своеобразен, достоин восхищения, а пришедшим посмотреть на них туристам остается только определить свое предпочтение и отдать пальму первенства кому-то из трех архитекторов знаменитого квартала Несогласия. А также соглашаться или не соглашаться с предпочтением своего спутника или спутницы, потому что они легко могут отличаться. Дом Амалье был построен чуть раньше, чем дом Бальо. Поэтому Ж. Пуч-и-Кадафалька еще не знал что рядом с его домом (точнее домом кондитера, который заказал и стал его владельцем, увековечив свое имя) будет стоять дом Антонио Гауди. Поэтому у последнего было некоторое преимущество, так как дом Амалье уже был готов, когда он приступил к своему проекту. Сумел он реализовать это преимущество, или нет, судить вам. Мне дом Амалье больше напомнил дома Амстердама, так как голландскую готику архитектор принял за основу. А еще он напоминает кондитерский торт, чего, видимо и хотел заказчик-кондитер.
Каса Льео-и-Мореры
Три дома в квартале Несогласия (или Раздора) – как три богатыря на картине Васнецова. Каса Льео-и-Мореры, несомненно, Алеша Попович. Каса Амалье — Добрыня Никитич, хотя находится в центре. А Каса Мила мне больше напомнил Илью Муромца. Впрочем такая аллегория может вызвать и ваше несогласие, но я возражу – и правильно, ведь это квартал несогласия. К сожалению, автор здания Луис Доменек-и-Монтанера не дожил до окончания строительства в 1906 году и не услышал мнений критиков и зевак, сравнивавших достоинства и недостатки каждого из трех домов. Но свое имя он увековечил! Львы и тутовые деревья (Leo и Morera) аллегорически напоминают его имя всем, кто приехал в Барселону, чтобы восхищаться ее неповторимой архитектурой.
Каса Мила
Так как творения Антонио Гауди обязательно входят в перечень объектов для знакомства и изучения Барселоны, то дом Мила ни в коем случае не будет вами обойден. Он находится в нескольких сотнях метров от квартала Несогласия, и, осмотрев дом Бальо, вы непременно отправитесь смотреть дом Мила. Это – последнее гражданское строение великого архитектора, один из лучших образцов каталонского модерна начала прошлого века. Не очень благозвучное для нашего российского слуха другое распространенное имя дома – Педрера, означает всего лишь «каменоломня». Этим именем называют дом люди, которым он не нравится. Однако, нравится-не нравится, а следует признать, что дом Мила действительно стал новым словом в архитектуре. В отличие от дома Бальщ, в котором Гауди сохранил построенную до него коробку и работал лишь с фасадом и интерьерами, дом Мила он строил с нуля. Его округлые формы стали возможны потому, что Гауди заменил несущие и опорные стены опорными колоннами. Это дало возможность экспериментировать с фасадом со всем его богатым воображением. Можно подняться на крышу дома, осмотреть внутренний двор и посетить выставочную экспозицию на одном из этажей.
Каза де лас Пунчес (Дом с Шипами)
Этот дом – еще одно творение Жозепа Пуч-и-Кадафалька (наряду с Каса Амалье в квартале Раздора). Причем Каза де лас Пунчес (так звучит имя дома по-каталонски), считается вершиной творчества архитектора. Дом строился в начале прошлого века. Задачей Пуч-и-Кадафалька было объединить в один дом три дома, находящихся на углу проспекта Диагональ, улицы Брук и улицы Росельо, и принадлежащих трем сестрам Террадес (поэтому дом еще называют этим именем сестер). И это ему удалось сделать настолько хорошо, что дом стал восприниматься как сказочный замок, благодаря шести островерхим башням, которые напоминают шипы и дали основное имя дому, а также заимствованным архитектором элементам фламандской архитектуры. Подобные здания мы можем видеть в Бельгии и Голландии. К сожалению, внутрь попасть нельзя, можно любоваться и фотографировать снаружи.
По пути к Саграде Фамилии со мной произошел неприятный инцидент. На бульваре ко мне подошел молодой человек и о чем-то спросил. Я ответил, что я не местный, не знаю… Он отошел, но тут же ко мне подошел другой человек, представился полицейским, показал какой-то жетон, и стал выяснять, кто я и откуда и почему общался с тем молодым человеком. Это происходило на повышенных тонах. Я показал паспорт, но в руки ему не дал, чтобы не лишиться документа и не испортить себе путешествия. Так мы поговорили друг с другом несколько минут, из чего я понял, что он вымогает у меня деньги за то, чтобы я не попал в полицию за связь с наркоторговцем. Я круто развернулся, посла его, и пошел дальше. К счастью, он остал…
Саграда Фамилия
Как бы каждый из нас не относился к творчеству Антонио Гауди, но уже сейчас непреложным фактом является притягательная сила его архитектурных шедевров для посещения Барселоны туристами. Невозможно даже представить, что вы приехали в Барселону с целью знакомства с городом и не пошли к церкви Саграда Фамилия… А, если вы уже бывали там и неоднократно, то в следующий свой приезд вам нужно посмотреть как продвигается строительство. Некоторые туристы, недостаточно подготовленные к встрече с Саградой, испытывают разочарование, попав на строительную площадку, вместо того, чтобы увидеть, как они ожидают, законченное здание. И это в наше время! Представляю, каково было тем, кто видел начало строительства в конце позапрошлого века, продолжение строительства перед гражданской войной в середине прошлого века, длительную паузу в течение почти двадцати лет, и новый бум строительства, начиная с 50-х годов прошлого века. А все из-за того, что храм строится на частные пожертвования, не имеет ни государственного, ни церковного финансирования. А проект, который задумал и начал реализовывать великий архитектор – сверхсложный с инженерной и технологической точки зрения. Просто возвести здание, не имеющее прямых углов в сочленениях, а вместо этого – экзотические геометрические фигуры от эллипсоида до гиперболоида, — немыслимо трудная задача. И все это на заоблачных высотах до 170-и метров. А ведь это чудо не могло бы состояться, если бы не анонимное частное пожертвование, которое подвигло Антонио Гауди кардинально изменить первоначальный проект и приступить к строительству объекта, который он даже надеяться не мог увидеть завершенным. А мы с вами можем на это надеяться! Ведь объявленный срок окончания строительства – 2026-ой год может прийтись на время нашей с вами жизни! Представляю, какими ошеломленными мы с вами будем, когда вновь приедем туда и увидим завершенное воплощение задумки Гауди…
В декабре 2018-го по пути в Буэнос Айрес у меня будет стыковочный рейс в Барселоне и несколько часов времени. Я полагаю потратить их, чтобы осмотреть, как продвинулось строительство Саграды за 12 лет…
Мои видеоролики
[youtube]hCgVL7JEhd8[/youtube]
[youtube]5djPg5JBphE[/youtube]
[youtube]okoYsXOqnaA[/youtube]
[youtube]TxJ1DSQ02Gc[/youtube]