Ещё находясь в середине дня на набережной Aker Brygge, красующейся в самом центре Осло, мы, расходясь, договорились со своими спутниками встретиться вечером в парке Вигеланда. Его наш организатор, Юрий, характеризовал как едва ли не самую любопытную достопримечательность норвежской столицы.
Вообще, Юрий – ещё тот хитрован! Обычно любой вопрос к нему натыкался либо на встречный вопрос, либо на такой ответ, после которого возникало ещё больше вопросов.
Вот и на сей раз, на обычный вопрос о месте вечерней встречи он ответил загадочно: «Увидимся возле НЕГО!» Наши вопросительные взгляды «выдавили» из Юрия ещё одну «подсказку»: « Вы ЕГО ни с чем не спутаете и мимо НЕГО никогда не пройдёте!»
Что скажешь, как всегда, всё понятно. В общем, идём туда, не зная куда. Впрочем, поиски парка значительно упрощала карта Осло, которую мы заполучили ещё с утра, находясь в кемпинге. Правда, все названия на ней были на ословском диалекте. Имея в виду это (и нас заодно), Юрий смилостивился, ткнув пальцем место на карте, где по его компетентному мнению располагался знаменитый парк.
Часом позже, после успешного бескровного (т.е. бесплатного) взятия крепости Акерсхус, мы с супругой направились к другой, пожалуй, главной достопримечательности Осло.
До парка Вигеланда мы добрались пешком примерно минут за сорок, по пути задобрив разворчавшийся желудок не очень вкусной пиццей в местной пиццерии. Клюнули мы на этот общепит в основном привлеченные бронзовой решительностью юной особы, немного напоминавшей мне моих сверстниц в пионерском возрасте.
Зашли мы в парк не с центрального входа, и поэтому поначалу он вызвал некоторое недоумение. «И это всё!» — почти одновременно произнесли мы с супругой, разочарованно поглядывая на парк с лысоватым газоном и редкими скульптурами.
Одна из них, почему-то посвящённая Линкольну, и вовсе по форме напоминала надгробный памятник.
Да и в целом, парк поначалу весьма напоминал подобные местности в маленьких провинциальных российских городах, разве что с меньшей концентрацией бытового мусора, но, в то же время, и с ещё меньшей концентрацией скамеек, на которых желательно нам было расположиться перед дальнейшим походом.
Как выяснилось, оказались мы в Парке Фрогнер, который является крупнейшим общественным парком в Осло. Среди местных это довольно популярное место для прогулок со знакомыми, в одиночку, с детьми или собаками.
Но, главное, на территории этого парка располагается едва ли не самая важная и интересная достопримечательность Осло — Парк Вигеланда — общедоступная выставка скульптур Густава Вигеланда. Ну, а поскольку это «парк внутри парка», то словосочетание «Парк Вигеланда» (Vigelandsparken) использовать не совсем корректно. Это неофициальное название, распространенное главным образом среди туристов. Норвежцы утверждают, что правильнее называть это место «пространством Вигеланда».
Но нам, сами понимаете, норвежцы – не указ, поэтому я из вредности называть его буду и далее Парком Вигеланда.
От нашего первоначального расположения в парке Фрогнер, которое вызвало некоторое разочарование, до парка Вигеланда, буквально, рукой подать.
Кто же такой Вигеланд и с чем его едят? У меня — невыдающаяся память на имена, поэтому, когда я пытаюсь запомнить неизвестное мне имя, то стремлюсь вызвать у себя некий ассоциативный ряд. В данном случае напрягаться не пришлось. Имя Вигеланда пробудило сразу у меня фонетическую ассоциацию с булгаковским Воландом. Впрочем, других параллелей Вигеланда с булгаковским персонажем, пожалуй, и нет.
Норвежский скульптор Густав Вигеланд (1869-1943) — своеобразный и плодовитый мастер, известность которому как раз и принёс описываемый парк скульптур в Осло. Мне, как любителю всяческих премий, импонирует в скульпторе то, что Вигеланд был дизайнером медали Нобелевской премии мира, которую мне пока не удалось получить.
Обосновавшись волею судьбы в парке Фрогнер в 1924 г., Вигеланд, будучи уже тогда довольно известным и признаваемым художником, натворил здесь целый музей скульптур под открытым небом.
И хотя он являлся создателем тысячи рисунков, 420 гравюр, множества дизайнерских проектов для предметов интерьера, но главное место в его творческом наследии, безусловно, занимали скульптуры (всего около 1600). Те из них, которые «населяют» парк Фрогнер, главным образом и прославили его как художника.
Парк Вигеланда (то самое «скульптурное пространство» внутри Фрогнер-парка) занимает площадь 3,20 га (тогда как весь Фрогнер-парк — 4,5 га). Это крупнейший в мире скульптурный парк, созданный одним художником. В парке представлено 214 скульптур из бронзы и гранита — всего около 600 фигур.
Путь на территорию парка Вигеланда открывают Монументальные главные ворота (Hovedportalen). Они представляют собой большое сложное сооружение: длинная, закругляющаяся по бокам ограда, включающая пять больших ворот с фонарями, две небольших калитки для пешеходов и два гранитных домика привратника.
Их автором также являлся Вигеланд.
Возле ворот можно познакомиться с Вигеландом «лично», поскольку здесь располагается скромный и малоприметный бронзовый памятник Густаву Вигеланду, созданный в 1942 году самим скульптором и установленный на этом месте в 1993 году (этот автопортрет является, между прочим, чуть ли не единственной одетой скульптурой во всем парке).
Автор изобразил себя в повседневной рабочей одежде, с молотком и резцом в руках.
Пройдя по аллее парка, выходишь на большое пространство, откуда виден Мост со скульптурами.
По краям моста установлены 4 высокие гранитные колонны, на которых изображены сцены борьбы людей с ящерами.
Мотив схватки с драконами и прочими чудовищами нередко встречается в творчестве Вигеланда. Интерес к этим темам восходит к тому времени, когда скульптор занимался реставрацией средневекового собора в Тронхейме.
Мост со скульптурами (Broen) перекинут через пруд Frognerdammen (Фрогнерская заводь).
Мост — одна из самых интересных достопримечательностей парка. Вдоль гранитных парапетов моста размещаются 58 бронзовых скульптур Вигеланда, спроектированных им в 1925-1933 годах.
Все эти произведения посвящены главной теме парка — «состояниям человека». Здесь можно увидеть множество фигур детей, мужчин и женщин разного возраста, одиноких или в группах.
В центральной части, на уровне проходящего через Фрогнерскую заводь водопада, мост слегка расширяется, и это место отмечено двумя необычными скульптурами в виде фигур, помещенных в массивные бронзовые колеса (символ вечности).
Рядом с одной из этих композиций можно заметить самую популярную скульптуру парка — «Сердитый малыш», проект которой был создан Вигеландом в 1928 году.
Эта небольшая (83 см в высоту), но выразительная фигура плачущего, топающего ножкой малыша стала одним из символов Осло и, наверное, самой известной работой Вигеланда. Говорят, что Сердитый карапуз неоднократно подвергался вандализму и даже становился жертвой воров, но всегда возвращался на свое законное место.
Туристы, естественно, обязательно норовят сфотографироваться с капризным мальчишкой и подержать его за ручку. Кто-то таким образом «утешает» малыша, кто-то считает, что это приносит удачу. Так или иначе, кулачок уже натерт до блеска, что вызывает тревогу у специалистов по охране памятников.
Если приглядеться, то становится ясным, что туристы кроме кулачка малыша, норовят притереться и к его причинному месту.
Я, как знатный искусствовед и интерпретатор, могу с уверенностью объяснить негативные эмоции скульптуры. Попробуйте сами постоять здесь на протяжении 70 лет, когда в течение столь продолжительного времени почти каждый прохожий усердно трёт тебе интимное место, отчего это место не только приобретает характерный блеск, но и, возможно, уменьшается в масштабе.
Теперь, надеюсь, вам понятно настроение карапуза?! Я бы на его месте ещё не так рассердился и, более того, предположительно превратился из не писающего в писающего на вандалов мальчика.
Помимо «Сердитого малыша», ещё одной популярной скульптурой в этой части парка является композиция «Нападение младенцев». Кстати, у этой скульптуры масса других вариантов названия: «Человек, атакованный младенцами», «Статуя многодетного отца», «Памятник отцу-герою»). У меня своя версия: короткая, но ёмкая — «Жонглёр».
Здесь представлен мужчина, отбивающийся от целой ватаги младенцев. Кто-то видит в этой сцене борьбу человека со своими детьми — или даже с самой идеей рождения этих детей (психологическая неготовность к их появлению). Кто-то считает это метафорой взросления: избавления от детских привычек и становления мужчиной. Впрочем, если учесть, что официальное название данной работы — «Мужчина прогоняет четырех (злых) духов» (Mann jager fire genier), то возможны и другие интерпретации.
Из всех скульптур парка Фонтан (Fontenen) имеет самую долгую историю.
Идея монументального бронзового фонтана занимала Густава Вигеланда с начала XX века. Представленный в 1906 году на выставке гипсовый эскиз имел большой успех, и городские власти Осло заказали скульптору разработать проект фонтана для площади Эйдсвол-плас (Eidsvolls plass) перед зданием Норвежского парламента (Стортинга). Впоследствии возникли сомнения по поводу выбора местоположения фонтана, и окончание работ было отложено.
Завершить идею строительства фонтана удалось лишь к 1947 году, уже после смерти автора.
Центральная чаша фонтана — это «бремя жизни», которое с напряжением несут на своих плечах могучие титаны.
По периметру фонтана располагаются 20 двухметровых бронзовых групп «людей в деревьях», которые были спроектированы Вигеландом в 1906-1914 годах. Они представляют собой человеческие тела, переплетенные с ветвями и стволами деревьев. Так скульптор хотел передать неразрывную связь человека с природой.
Кроме того, тут переданы разные этапы человеческой жизни, от колыбели до смерти. «Деревья жизни» опутывают и детей, и молодых людей, и стариков, и даже скелеты. Наше время на земле — лишь часть вечного цикла, не имеющего начала и конца. И не случайно за скульптурной группой с разлагающимся скелетом стоит дерево, крона и ветви которого буквально облеплены младенцами. Так на костях умерших рождается новая жизнь. Не исключено, что Вигеланд намекал на Всемирное дерево жизни и судьбы — ясень Иггдрасиль, в виде которого древние скандинавы представляли Вселенную.
Вы спросите, а где же про монументально-фаллическое, о котором было заявлено в названии заметки? Где, наконец, про НЕГО, о чём непрозрачно намекал Юрий при нашем расставании?
Настало время раскрыть завесу «тайны». Речь идёт о «Монолите».
Плато Монолита – возвышенность, составленная из концентрических рядов ступеней и 36 скульптурных групп.
Хотя эти композиции выполнены в совершенно ином стиле, чем Фонтан, они тоже посвящены теме «круговорота жизни» и отношений человека с родными и близкими.
Все эти гранитные скульптуры изображают людей разного возраста, в разнообразных жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях. Особое место уделяется теме отношений между мужчиной и женщиной, а также материнству и вообще отношениям между представителями разных поколений в семье.
Вы без труда сможете увидеть здесь как светлые моменты взаимопонимания и нежности, так и конфликтные истории: передача опыта и воспитание детей не всегда происходит гладко и безболезненно, а дети зачастую черствы и неблагодарны.
Самую высокую точку Плато, да и парка, в целом, занимает скульптура «Монолит» (Monolitten). Композиция выточена из единого гранитного блока. Основная часть массивного монумента, представляющая собой нагромождение переплетенных человеческих тел (всего 121 фигура), имеет высоту 14,12 м, а общая высота Монолита составляет 17,3 метра.
Трактовать символику обелиска можно по-разному. С одной стороны, может показаться, что перед нами жестокое изображение всё того же извечного жизненного цикла, в ходе которого новые поколения рождаются на костях отцов и дедов, — или олицетворение борьбы за существование, безудержного эгоистичного стремления к счастью, которое заставляет человека, забывая о других, попирать ногами и старых, и малых.
С другой стороны, возможна и более позитивная трактовка, которой, кстати, придерживался и сам Вигеланд. По мысли скульптора, Монолит символизирует тягу людей к высшему началу, стремление стать ближе к божественному и духовному. Множество человеческих тел, сплетаясь, образуют колонну, которая тянется ввысь. Ими движет не только горечь и отчаяние, но и радость, надежда, а также чувство общности. Волной взмывает в небо человеческий поток, выбрасывающий наверх маленьких детей.
Люди поддерживают друг друга, крепко цепляются друг за друга в этом движении от конечной земной природы к спасению. Кому-то из них трудно, а кто-то почти без усилий поднимается наверх: жизнь не всем дается одинаково.
Наконец, существует еще одна трактовка, которой, очевидно, придерживался Юрий, да, и что греха таить, ваш покорный слуга, согласно которой Монолит является фаллическим символом. На такую очевидную мысль меня, как проницательного ценителя искусства, наводит форма композиции.
Как видим, у Вигеланда очень своеобразный пластический язык. Его трудно оценить по принципу «нравится»-«не нравится». Всё сложнее, ведь не случайно скульптурные произведения Вигеланда вызывали споры уже при жизни автора. Не стихают они и сейчас.
Однако одно можно сказать — его творения запоминаются сразу и навсегда. Парк Вигеланда – это не просто книга жизненных сцен, это, скорее, философский трактат автора. В любом случае это не простое собрание разрозненных скульптур, а монументальный комплекс, целостное произведение о судьбе человека.
Мне, откровенно говоря, стилистика Вигеланда показалась несколько жесткой и даже грубоватой, а, значит, не близкой. Однако языческая энергия и осязаемая эмоциональность творений норвежца произвела впечатление и на меня.
К слову, как часто бывает, автор, посвятивший 35 лет жизни своему главному детищу, так и не увидел его в оконченном виде.
Теперь по поводу того, как добраться до Парка Вигеланда.
Тем, кто боится ходить пешком или ограничен во времени, можно сесть на трамвай №12 в центре Осло, у Ратуши, напротив которой проходят трамвайные пути, и доехать до остановки Vigelandsparken.
Мы, как я рассказывал, прошлись пешком, используя карту Осло. Можно обойтись и без неё, следуя по маршруту трамвайных путей. Это около 3 километров.
Парк открыт круглосуточно. Вход в него бесплатный.
Адрес парка: Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро — Majorstuen.