Симпатичный маленький древний городок Сремски-Карловци, что в сербской Воеводине, расположившийся меж холмов гряды Фрушка-гора, не сразу стал важным духовным и образовательным центром страны.
Много раньше во времена античности при римлянах здесь была всего лишь небольшая крепость. На ее руинах в 1308 выросла венгерская цитадель Каром, захваченная в 1521 турками-османами и названная (судя по упоминаниям 1532 года) как Карловцы.
После разгрома под Веной в 1683, остановившего их продвижение по странам Европы, именно здесь в небольшом селении на берегу Дуная в 1699 году встретились дипломаты христианского и мусульманского миров. После 72 дней напряженных переговоров был подписан Карловицкий мир между Османской империей и Австрией с союзницами — Польшей, Венецией и Россией, при посредничестве Англии и Голландии. Территории поделили, разве что России кроме 2-летнего мира договориться ни о чем не удалось, и в результате Карловцы, став частью Военной границы, отошли к Австрии.
А на месте переговорного домика в 1710 сербы соорудили часовню Богоматери Мира, правда, с выходами не с 4-х сторон, как раньше, а с 3-х, с турецкой стороны вход заложили основательно, показав тем самым, что обратной дороги для них нет.
Влияние православия росло, тем более что долгое время в городе в своей резиденции проживал митрополит Сербский. В Патриаршем дворе за оградой
великолепный дворец конца XVIII — начала XIX века, окруженный садом.
Это резиденция Патриархии,
а на 2-м этаже покои патриарха Сербии, его летняя резиденция (куда доступ посетителям закрыт).
Музей Сербской Православной церкви на 1-м этаже дворца.
В 1791 здесь была открыта 1-я в Сербии гимназия (свой нынешний вид она приобрела век спустя),
а через 3 года духовная семинария св. Арсения Сремаца (1794).
Новое здание построено в 1900 году на народные пожертвования,
рядом в 1903 появилось общежитие для семинаристов. Оба заведения существуют и функционируют в наши дни.
Рядом с дворцом соборная церковь Св.Николая с барочным фасадом и элементами неоклассицизма
и башнями, выполняющими роль колоколен,
которая в 1758-1762 годы считалась Кафедральным собором Сремской епархии Сербской православной церкви. В период 1762-1848 это был Кафедральный собор Карловацкой митрополии, потом до 1920 Карловацкой патриархии.
В церкви хранятся мощи святого Арсения Сремского, а иконостас признан шедевром сербского барокко. Собор признан памятником культуры исключительного значения.
В городе, который называют центром сербского православия, храм, конечно, не единственный, имеются и другие — церковь св. Петра и Павла (1719) и римско-католический храм Св.Троицы (1768). И во время войны досталось всем, немцы с союзниками нещадно грабили сербские храмы, лишь 1/5 часть похищенного потом вернулась в лоно здешних церквей.
Здесь же по завершении работ по созданию 1-го водовода в городе на площади Радичевича установлен в 1799 году фонтан «Четыре льва», из красного мрамора и с головами львов из той же меди, что и трубы,
который всегда был и остается местом притяжения (а ныне и фотосессий) горожан и туристов.
Бытует даже мнение (рассчитанное, конечно, на гостей), что выпившие из фонтана воды непременно вернутся в Сремски-Карловци и здесь обвенчаются.
Автономия провинции Сербская Воеводина была провозглашена в 1848 и просуществовала до 1920 года, здесь же была и ее столица.
Это значимое для города событие произошло с балкона здания мэрии (1808-1811) на площади поэта-романтика Бранка Радичевича в центре города, как и сегодня, украшенного цветами. Здесь заседает администрация Сремски-Карловци, и находится городской архив.
А на подступах к центру есть еще кое-что любопытное. На тихой улице в сквере 2 памятника. Один из них памятник графу Рагузинскому.
Многие ли знают о нем? А ведь это дворянин, потомок боснийских князей, серб по происхождению, родившийся в Боснии Савва Лукич Рагузинский-Владиславич (1669-1738) на собственные средства выкупил в Стамбуле арапчонка из рабства и привез в Россию. Того самого Ганнибала, будущего прадеда А.С.Пушкина, ставшего впоследствии светочем русской поэзии.
Как дипломат на службе у Петра Великого он много сделал для России, был сподвижником и тайным советником царя, не раз выполнял личные поручения Петра I, возглавлял посольство в Китае и стал основателем Троицкосавска (ныне Кяхта). Оборотистый негоциант постоянно расширял круг интересов и проворачивал торговые операции.
А здесь он занимался вопросами просветительства, построил школу (которая хоть и обновлена, по-прежнему на своем месте)
и больницу.
Да и Сремски-Карловци, как оказалось, самым тесным образом связан с Россией и уже давно. Наши соотечественники неоднократно бывали в Сербии, и сербы часто наведывались в Россию.
Сюда в маленькую страну с разрешения правителя сербов, хорватов и словенцев Александра I Карагеоргиевича (с 1921 по 1934 короля Югославии) хлынул многотысячный поток эмиграции, и в 1921 году перебазировалась основная часть штаба белогвардейского движения под командованием Главнокомандующего Русской армией П.Н. Врангеля. А заодно перебрался и Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей.
Местные власти не имели возможности предоставить достойное жилье всем и сразу, многие эмигранты вместе с семьями ютились в больнице, построенной Рагузинским. И барон Врангель с семьей в том числе. Через полгода Его Превосходительству предоставили невзрачный 2-этажный дом неподалеку, на фасаде которого теперь памятная табличка, свидетельствующая о том, что в 1922-1926 годах в нем жил и работал генерал-лейтенант, правитель юга России Петр Николаевич Врангель.
Проверяя боеготовность своих подопечных, он ежедневно устраивал смотр войска. На том месте, где маршировали белогвардейцы, недалеко от больницы теперь разбит сквер и установлен памятник П. Н.Врангелю (умер он в Брюсселе, а похоронен в Белграде), за ним стенд с фотографией офицеров Русской Армии.
Памятник «Черному барону», бронзовый бюст на гранитном постаменте выполнил питерский скульптор Василий Аземша на средства одного из российских благотворителей, который был торжественно открыт 14 сентября 2007 года.
Связь Сербии с Россией и ее историей продолжается, побратимами Сремски-Карловци являются сразу 3 российских города – Новочеркасск, Батайск и Сергиев Посад.
А город, возвращаясь к хронологии событий, помотала судьба: уже в 1941 он отошел к Хорватии и был переименован в Хорватские Карловцы, но после 1945 все вернулось на свои места, правда, с 1980 он побывал в составе Нови-Сада (их отделяет 8 км), но по волеизъявлению граждан в 1989 вышел из него.
И ныне Сремски-Карловци — городок в автономной Воеводине, зеленый и тихий,
идущий в ногу со временем,
не слишком избалованный туристами (особенно большими группами) и посещаемый разве что в сезон.
Для свободного досуга здесь имеются художественная галерея, музей пчеловодства Живановичей и краеведческий музей, винотека аграрного факультета университета Нови-Сада на площади Радичевича и возможность посещения погребов семейных виноделен, истоки традиций которых начались еще 17 веков назад.