Крепость Калемегдан – одна из древнейших достопримечательностей Стари-Града и самая известная из историко-культурных памятников Белграда. Она находится на слиянии рек Савы, впадающей в Дунай, и состоит из Нижнего (водного) и Верхнего города, обнесенного стеной, и парка, окружающего «каменное сердце» города.
Обжили эту территорию люди, занимавшиеся земледелием и ремеслами, еще в эпоху неолита. Потом кельты образовали здесь укрепленное поселение Сингидунум, их сменили римляне. При Юстиниане I город окружили мощными каменными укреплениями. Во время Великого переселения народов пограничная крепость стала для многих целью №1. Штурмы, осады, захваты и оставленные после очередного вторжения пепелища – безрадостная картина, продолжавшаяся на протяжении веков.
От византийцев в XI веке крепость, за стенами которой размещалось все население, перешла к венграм, в 1284 к королю Сербии Драгутину, при котором и строительство велось, и церковь усилила свое влияние, но с кончиной правителя в 1319 венгры снова вернули себе лакомый кусок.
И потом кто только не посягал на эту землю и цитадель, пространство перед которой не раз становилось ареной жесточайших битв (с воды она неприступна). Турки-османы и австрийцы, при которых крепость, опоясывающая город, перестраивалась, попеременно владели городом, пока в 1739 Австрии не пришлось-таки уступить Белград Турции по мирному договору. При новой власти внешние укрепления, казармы и ряд построек снесли, церкви переделали в мечети. А твердыню назвали Калемегдан, что с турецкого как нельзя точно и характеризует «крепость на поле битвы».
Город в 2-х уровнях даже в свое время считался не маленьким, и ворот, чтобы попасть в него, было 12.
Заходя с улицы Князя Михаила, Ворота Карагеоргия становятся, можно сказать, на пути первыми, но не самыми старыми. Внешние Стамбульские ворота с казематами и помещением для караульных на этом месте строились в 1750-1760 годах, позже им дали имя лидера I сербского восстания, вошедшего в твердыню именно через них.
А внутренние укрепления, возведенные еще австрийцами,
османы снесли и на том же месте возвели новые, с мощными стенами, разделенными рвами, с помещениями для хранения арсенала и постами караула. Так в Белградской крепости, находившейся в вассальной зависимости, и появились внутренние Стамбульские ворота, над которыми до 1876 реял турецкий флаг.
Напротив них очередные ворота, над которыми в промежутке 1740-1789 построили белую башню с часами,
из-за них и назвали ворота Часовыми и башню Часовой. Волею судьбы их пощадили войны и время, а часы, начавшие свой отсчет более 2 веков назад, до сих пор идут.
Между ними Военный музей, экспонаты в хронологическом порядке находятся в помещении, но большая часть выставлена прямо у стен со следами застрявших в них ядер под открытым небом.
Здесь собрана военная техника разных времен – танки, бронемашины, артиллерийские орудия, разве что образцов авиации не хватает.
Рядом экспозиция древнего оружия сербов и народов, населяющих эти территории прежде. Средневековые орудия пыток, как свидетельства того, что Сербия от своих европейских соседей не очень отставала, тоже имеются.
А за воротами в Верхнем городе тоже сплошь отпечатки прошлого или то, что еще осталось.
Вот памятник князю Стефану Лазаревичу по прозвищу Высокий и деспоту Сербии с 1402 по 1427. небезызвестной для сербов личности. Он был сторонником образования, поощрял развитие местных ремесел и торговли, ограничивая деятельность иноземных купцов, и освободил белградцев и жителей других городов от уплаты налогов. При нем в Верхнем городе возвели замок с мощными стенами и башнями, рвом и подъемным мостом через него.
За памятником, установленным в 1981 году, Башня деспота Стефана или Диздарева башня, возведенная на территории крепости в XV веке. Ворота в стене сохранились практически в своем первоначальном виде, башне же повезло меньше. После реконструкции, в конце 70-х в башне заработала обсерватория.
Через ворота Дефтердара (что-то вроде казначейских) раньше можно было попасть из Верхнего города в Нижний. Тот вид, в котором они сегодня, ворота приобрели в XVIII столетии.
Справа от ворот необычный фонтан в стенной нише – сооружение XVI века, сохранившееся в крепости со времен османского владычества. Это фонтан Мехмед-паши Соколовича, которого считают инициатором создания многих фонтанов, и этот лишь один из них.
От византийского же замка деспота Стефана Лазаревича с подворьями (слева от ворот) остались только руины.
Рядом камень — Памятный знак, установленный в честь победы сербско-венгерского гарнизона в 1456 году над 70-тысячным войском султана Мехмеда II, потерпевшим у стен Калемегдана сокрушительный разгром и потерявшим 1/5 часть его воинов. Обороной тогда командовал Янош Хуньяди (чьим именем назван замок Вайдахуняд в Будапеште), который выстоял в боях, но вскоре пал жертвой эпидемии, разразившейся в лагере.
А это знаменательное сражение на многие десятилетия остановило турецкие нападки на Европу.
Следов же здесь они оставили много. Мавзолей Дамада Али Паши — великого визиря султана Османской империи Ахмеда III стоит почти в центре крепости с 1784 года. Это одно из напоминаний того периода, когда сербами и Белградом правили турки.
В мавзолее похоронены несколько комендантов, управлявших цитаделью. По сей день сербы и турки совместно поддерживают сооружение в должном состоянии.
С площадки открывается красивый вид на Саву, несущую свои темные воды в Дунай, (правда, тоже давно не голубой), мосты через реки, районы Нови-Града с бульварами и парками.
Любуясь видами со стен крепости, в поле зрения непременно попадет пушечная башня Небойша с красной черепичной крышей.
22-метровая башня имеет 5 уровней. Ее соорудили у подножия Нижнего города в 1460 для зашиты Дунайской пристани. А турки использовали эту башню как темницу для мятежников. Здесь один из революционеров в 1789 году сказал перед казнью: «Я посеял свободу, пусть другие придут и пожнут её».
После реставрации в 1963 в башне открыли музей, посвященный памяти борцов за свободу Сербии.
И было бы странно, не имей веками сражавшийся за независимость Белград Памятник Победителю. Победник – бронзовый монумент, символизирующий победу над турками — неотъемлемая часть крепости Калемегдан. На постаменте атлет с мечом в одной руке, соколом в другой и готовностью в случае необходимости всегда прийти к сербам на помощь.
Идея создания памятника возникла еще в 1913 году. Иван Мештрович (известный по мавзолею Негуша в Черногории, галерее в хорватском Сплите и др.) начал работу над ним, когда в планы вмешалась I Мировая война. Зодчий снова вернулся к запылившейся на складе скульпторе лишь в 1923.
Когда же памятник был готов, возникли разногласия из-за места установки. Все дело в наготе Победителя. Кого вдруг испугало обнаженное мужское тело (можно подумать, до этого мужчин ваяли исключительно застегнутыми на все пуговицы), непонятно. В конце концов, в 1928 году нашли соломоново решение и установили 14-метровый монумент не на площади в центре города, а в крепости Калемегдан на возвышении. Приурочив открытие к победе сербов в Первой мировой, а заодно и к победе над Австро-Венгрией, обратив в их сторону «фасад» статуи. Самим же белградцам (хотели — получили) достался «тыл» отвернувшегося от них Победителя. Нонсенс, но такова реальность.
В двух шагах от памятника Победителю чуть левее здание, построенное в XIX веке для сербских военных. Примерно столетие назад его реконструировали, ныне в нем Институт сохранения памятников Белграда.
Что касается памятников, то горожане в честь французов, вместе с сербами оборонявшими их земли в годы войны, в 1930 установили «на самом красивом месте в центре парка в крепости Калемегдан» (как было в указании муниципалитета) монумент «Благодарность Франции».
Он занял место, где в 1913 стоял памятник Георгию Петровичу Карагеоргиевичу. При захвате Белграда австро-венгерскими войсками он был разрушен и пошел на переплавку колоколов. Все тот же И. Мештрович показал союзницу, спешащую на помощь, добавив на постаменте слова «Мы любим Францию, как она любила нас 1914-1918 гг.»
Ответным жестом французов стали памятники правителям Сербии Петру I и Александру I в Париже.
Но с памятником связаны и такие вопиющие моменты. Король Югославии Александр I, присутствующий на открытии, вместе с главой МИД Франции через 4 года был застрелен в Марселе македонским террористом. А в 1999-м самолеты НАТО (куда входит и Франция) бомбили Белград. Памятник, «одетый» в черное с такими же цветами у подножия, лучше всяких слов выразил к бывшим союзникам свое отношение «Как вы могли?»
В 1804 сербы, возглавляемые Карагеоргием, подняли восстание, и через 3 года Белград был освобожден от турков и провозглашен столицей Сербии. Но только начавший зализывать раны город и крепость, которую воинственные османы поэтично называли «холм размышлений», с разгромом восставших в 1813 снова был занят турецким гарнизоном. Репрессии привели к новому восстанию в 1815, после чего сербскому вождю (князю и основателю династии Обреновичей) с помощью России хоть и в рамках Османской империи все же удалось добиться для Сербии автономии.
И русские братья-славяне, всегда стоящие на стороне добра, которые сложили здесь свои головы, защищая Белград, не забыты.
Парк всегда был и есть местом притяжения жителей Белграда и приезжих,
там проводятся праздники и народные гулянья, устраивают фотосессии молодожены.
А в музыкальном павильоне, открытом в 2004 году, летом каждые выходные дают концерты.
Ближе к выходу со стороны улицы князя Михаила фонтан «Рыбак» (или «Рыбак, душащий змею»). На выставке в Риме в 1907 скульптура произвела впечатление, и власти города решили приобрести ее для Белграда. С местом установки опять все сложилось не так гладко, как хотелось бы, но в результате «Рыбака» водрузили на постамент из груды камней в центре фонтана здесь в парке (а копию скульптуры в 1908 установили в Загребе).
И палатки с традиционной сувенирной продукцией (куда без них?) присутствуют.
Окружающий Белградскую крепость парк Калемегдан, насчитывающий почти 1,5 века, вправе удостоиться лавров самого старинного парка Сербии и одного из старейших в Европе. Когда сербскому князю Михаилу Обреновичу турки вручили ключи от крепости, правитель повелел превратить эту территорию в оазис, засадив ее 3 тысячами деревьев.
Как и в любом парке кроме каменных лестниц, извилистых аллей вдоль величавых деревьев — «старожилов» есть беседки и фонтаны, скульптуры, придающие месту особый шарм.
Но стены и многочисленные ворота (Королевсие, Карла VI и др.) привлекают больше всего. И самые впечатляющие своей массивностью Тюремные ворота, которые относятся к XV веку, когда верховодил в Сербии Стефан Лазаревич. Скорее комплекс башен Зиндан с воротами и мостом через ров (по названию среднеазиатской подземной темницы), где в нижних ярусах круглых башен пришедшие сюда турки содержали христиан.
Современность, вторгшаяся на территорию старинной крепости,
заполнила ее кортами и спортивными площадками,
парком развлечений с тиром,
«Динозаврами»
и зоопарком. Есть музей природы, музей каменных памятников времен античности, Бункер времен Холодной войны, бывший пороховой склад, руины резиденции митрополита, церкви Ружицы и св.Петки, Римский колодец (его дно ниже речного дна Савы), правда, никакого отношения к римлянам он не имеет и сейчас закрыт. Еще Хамам (турецкая баня), где сегодня планетарий. Могила народных героев, жертв фашизма, где 20 октября в день освобождения Белграда собираются люди, и Савский променад с лестницами, созданный по проекту 1-ой в Сербии женщиной-архитектором.
Короче говоря, если позволяет время, в крепости есть что посмотреть.