121 материал по 43 объектам, 1 845 фотографий
- GPS
- Бельгия, Sint-Baafsplein 2, Ghent
Огнедышащий дракон Беффруа в Генте. Часть 149
Этот совет является частью дневника «ГДЕ-ТО ЕСТЬ ГОРОД, ЧУДНЫЙ КАК СОН…»
театром (Большой дом на площадь грешника и монаха Бавона в Генте.Ч147), и памятником ((«Великим сыновьям – благодарная Фландрия» в Генте. Часть 146) — здание суконных рядов.
Над суконными складами и торговыми суконными рядами возвышается городская башня Белфри (Беффруа), украшенная флюгером в виде золотого дракона, как символом стойкости и несгибаемости.
Стоя почти рядом с суконными рядами, я снимаю панораму ансамбля площади со зданием театра, входом в Собор Святого Бавона и небольшим фонтаном с памятником в центре. Пока я медленно веду камеру, ничего не замечая вокруг, на меня чуть не наезжает экипаж с запряженной в него лошадью. Еще шаг назад, и колесо могло проехать мне по ноге. Уважаемые туристы, будьте бдительны!
Гентская колокольня Белфри была очень важна для жителей города, так как символизировала его автономию. Это красивое сооружение было построено в 14 веке, но его деревянная конструкция, по понятным причинам, неоднократно обновлялась и в 1853 году была заменена, а в 1913 году, по плану архитектора Валентина Vaerwyck, ее сменила каменная башня. Медный дракон 1377 года, венчающий башню, выполняет функцию флюгера, и является любимцем и гордостью горожан.
Колокольня, как осколок древности, напоминает им о лучших, богатых временах прошлого, когда город мог позволить себе такую дерзость, как строительство нерелигиозного здания. Особенностью башни Гента являются Суконные ряды и дом причта, по прозвищу Mammelokker, которые становятся естественным продолжением колокольни.
Последний характеризуется особым рельефом на тимпане: на нем изображена женщина, кормящая грудью пожилого мужчину. Этот классический сюжет расположен на вершине небольшого здания между колокольней и Lakenhalle (Палатой суконщиков). Это здание было входом в городскую тюрьму, а также в дом надзирателей (с 1742 г. по 1902 г. городская тюрьма располагалась в крипте Lakenhalle).
Сцена взята из Римской легенды про «отцелюбие римлянки», повествующей о том, как заключенный, приговоренный к смерти от голода и жажды, был спасен своей взрослой дочерью. Римлянин Кимон был приговорен сенатом к голодной смерти. Дочь Кимона, Перо, желая продлить жизнь отца, ежедневно приходила к нему в тюрьму, потому что ей разрешили каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому. День за днем отец становился все слабее и слабее, и дочь была не в силах наблюдать эту медленную агонию умирания. Дочь решила поддержать отца, а поскольку она недавно родила, то дала ему грудь также, как давала своему младенцу, когда кормила его. Власти день ото дня ждали смерти старика, а Кимон все не умирал, и никто не мог понять причины такой живучести, пока один из тюремщиков не проследил за Перо. Когда он доложил о том, что дочь подкармливает отца грудью, то судьи пришли в замешательство: с одной стороны кормление грудью взрослого, тем более отца, приравнивалось к инцесту, кровосмешению, за что ее могли осудить и казнить. Но с другой стороны, как благороден был ее поступок, что, несмотря на страх наказания, дочь готова была на все, лишь бы продлить жизнь своему отцу. Необыкновенная преданность дочери заставила жестокосердных судей Древнего Рима помиловать Кимона, освободить его и не наказывать его дочь.
Поскольку Кимон был патрицием, его хотели уморить голодом, потому что будь он рабом или простолюдином, то ему бы без затей сделали «секир-башка». Смысл этого повествования в готовности к самопожертвованию и покаянию перед родителями.
По-видимому, в Генте эта история повторилась, ведь недаром барельеф появился над входом в тюрьму, как бы напоминая о том, что родителей надо любить при жизни, отдавая им частицу своей любви и тепла. Появился он в 1741 году по проекту Дэвида Киндта.
Прямоугольное здание Lakenhalle, примыкающее к колокольне, было построено в 15 веке для управления делами суконной торговли, сделавшей город богатым в Средние века. Внутри шерсть официально осматривали и измеряли, договаривались о сделках. Поскольку впоследствии суконная промышленность утратила свое значение, в зале появились новые жильцы, в том числе Гильдия ополченцев и школа фехтования. Строительство суконного ряда началось в 1425 году и завершилось через 20 лет, и только семь из одиннадцати запланированных зданий были завершены. В 1903 году сооружение было расширено на четыре проема в соответствии с первоначальным планом.
Как любой древний город, утративший свою былую славу и могущество, Гент тщательно хранит память о тех славных днях, поддерживая городские традиции и многочисленные памятники старины. Башни соборов и церквей словно ощетинившись, возносятся в небо своими золочеными шпилями, готовые и сегодня отразить атаки врагов, но своих друзей они впускают к себе в гости. Так и в высокой готической башне Белфри можно залезть наверх, заплатив что-то около полусотни рублей.
К 12 веку Гент становится центром фламандских земель, а еще через три века численность его населения превосходит Париж. Золотым веком Гента становятся XIV и XV века, которые стали «эпохой высшего расцвета его экономической мощи, обилия и многообразия международных связей, образования крепко сколоченных гильдий, отстаивавших свои привилегии в постоянной кровопролитной борьбе с феодальными правителями страны».
Постараюсь привести сведения из интернета:
Строительство башни началось в 1313 году по проекту мастера-каменщика Яна ван Хельста. Его планы до сих пор хранятся в Городском музее Гента. После периодических войн, эпидемий и политических потрясений работы были завершены в 1380 году. Ближе к концу этого периода позолоченный дракон, привезенный из Брюгге, занял свое место на вершине башни.
Интересно, что драконов было три, их поднимали наверх, используя простые шкивы, да и два из них были не простыми «золотыми тельцами», а реально «огнедышащими драконами», извергавшими огонь из пасти. Здесь снова нужно вспомнить историю династии Габсбургов во Фландрии, и конкретно Карла Y (Императора Римской империи), к которому жители Гента испытывают двоякие чувства – ненависти и любви одновременно.
Имея родителей-испанцев, он родился во Фландрии (чем гентцы, безусловно, гордятся), но не заботился о его жителях, и стал повышать налоги, что вызвало бурный протест свободолюбивых граждан. Дракон не даром был символом независимости, свободы, так как он был и символическим хранителем «привилегий» знати, ведь записи об этом и хранились в башне. При подавлении бунта, многих казнили, а оставшимся возмутителям спокойствия Карл нанес несмываемое оскорбление, заставив их носить петлю на шее, и удивительное дело, это стало для жителей города символом непокорности и независимости.
Говорят, что в ходе ежегодного фестиваля «Gentse feesten», можно встретить людей с петлей на шее, которые таким образом идентифицируют себя как истинные фламандцы и жители Гента, участвуя в шествии висельников. Возвращаясь к драконам, добавлю, что каждый раз, когда Император Карл возвращался в Гент, в пасти дракона на Белфри разводили огонь, приветствуя своего монарха. В дополнение к драконам, на четырех углах малых башенок стоят на страже каменные воины, копии тех, которые теперь можно увидеть в музейной экспозиции башни. Узнав такие подробности, как можно не согласиться с тем, что башню заслуженно включили в список ЮНЕСКО.
В 1684 году местный архитектор Ливен Круйль разработал проект барочного шпиля. Его проект не был реализован, и в 1771 году колокольня была закончена шпилем по проекту архитектора Луи Киндта. Неоготический шпиль из чугуна был установлен на башне в 1851 году. Этот железный шпиль был снесен в 1911-1913 годах и заменен нынешним каменным шпилем. Работы проводились под руководством Валентина Вервийка, чьи проекты были вдохновлены оригинальным дизайном 14-го века.
Верхние части здания неоднократно перестраивались, в том числе для размещения растущего числа колоколов. По аналогии с Беффруа Брюгге, гентская Белфри также служила не только колокольней, сторожевой башней, а и городским архивом и депозитарием ценностей. Задуманные для исполнения религиозных целей, вскоре колокола стали исполнять в большей степени светские функции, особенно с момента появления колокола Roland (Roeland), который был установлен в 1325 году.
Звуку этого колокола предшествовали предупредительные сигналы на трех меньших колоколах с различными тонами. Это был предшественник карильона, который был построен знаменитыми Питером и Франсуа Hemony в 17 веке, общим весом в 30 тонн. После реставрации в 1982 году карильон постепенно расширился до 53 колоколов. В 1993 году к карильону был добавлен еще один колокол, названный Робертом, с четким звуком.
Оля обращает наше внимание на то, что главный колокол в башне, называемый Роланд, использовался для предупреждения жителей Гента о приближении врага или победе в битве. Он был когда-то очень известен, были времена, когда его «голос» созывал народ. Именно за это император Священной Римской Империи Карл V, после покорения Гента, восставшего против него, и приказал убрать Роланда. Сегодня этот «предвестник бурь и побед» можно увидеть приземленным, но не побежденным, то есть не разрушенным, и он стоит в садике, за Беффруа.
Может, я не так поняла, или что-то пропустила мимо ушей, но в интернете я нашла другую версию того, почему колокол установлен на специальной площадке, и причина оказалась банальной: в 1914 году он просто треснул, его восстановили и выставили на общее обозрение.
Мысленно машем рукой дракону, и следуем за Олей дальше…
Продолжение следует…
- Адрес:
Sint-Baafsplein 2, Ghent
Дешёвый ✈️ по направлению Гент
- 28 ноя 2018, 00:31удалитьПоследний характеризуется особым рельефом на тимпане: на нем изображена женщина, кормящая грудью пожилого мужчину.
Интересный сюжет. Спасибо, что рассказали! - 28 ноя 2018, 00:58удалитьПомнится, еще в Италии говорили про эту легенду, но ни имен, ни канвы я не отметила, и вот надо же, где припомнилось...