Последний день сентября нынче выдался погожим. Мы договорились встретиться с моей нижегородской подругой Ксенией. А у нас с ней почему-то всегда выходит так, что планы на встречу возникают спонтанно, но в итоге получается хорошо. Было тепло и солнечно, сидеть где-нибудь в кафе не хотелось вовсе. Решили пройтись по принципу куда глаза глядят.
— А давай, — говорит она, — заглянем в одно местечко на Ильинской. Слышала, что там в жилом доме красивый старинный подъезд есть...
Ну чем не приключение? Два раза предлагать мне не пришлось, люблю я всякие потайные интересные места. Мы запаслись капучино с корицей и сиропом амаретто (вот тут -Магазин-кофейня "ChocoLatte") и двинулись в путь.
I. Ильинская улица
1505 год. На Соборной площади Московского Кремля закладывают колокольню Ивана Великого, Мюнхен становится столицей Баварии, Леонардо да Винчи публикует Кодекс о полёте птиц, в Польше с принятием Nihil novi окончательно устанавливается шляхетская демократия, а под Нижним Новгородом под натиском пушечных выстрелов терпит сокрушительное поражение казанско-ногайское войско. По случаю великой радости нижегородцы ставят деревянный храм аккурат на месте шатра ногайского мурзы, павшего в сражении. На возведение уходит около года. Церковь освящают в честь Илии Пророка — покровителя грома и огня небесного. Она то и даёт название одной из городских улиц, ставшей впоследствии не просто заглавной улицей Започаинья, но и символом типичной патриархальной застройки города.
За всё время улица лишь однажды меняла название, получив при Советах именование Краснофлотской в честь моряков и речников, участвовавших в боях Волжской Военной флотилии. Но и тогда горожане ласково звали её по старинке Ильинкой.Ильинская — улица длинная, начиналась от Скобы и полого тянулась вверх аж до самых городских ворот. Лучше и не придумать места для подвод с товарами да ездовых повозок. Потому то очень скоро и стала Ильинка городской частью Московско-Владимирского тракта. Понятное дело, эти места облюбовали ямщики, которые и селились здесь обособленными слободками, зарабатывали на жизнь извозом и не слишком зависели от местных воевод. Само собой, подтянулись и купцы разных сословий. Ставили дома и обживали дворы. А вот ремесленников тут практически не было. И, как не удивительно, но не было и ни одного трактира. Поэтому тихая Ильинка считалась местом престижным, и не всякий мог позволить себе тут поселиться. С течением времени улица, конечно, развивалась вместе с городом, но при этом как-то ухитрялась не слишком менять облик и уклад. Недаром о ней говорят, что здесь сохранились специфические черты радиально-лучевой застройки города. Сейчас Ильинка нарядная и удобная — сплошное удовольствие гулять здесь, потому как вряд ли какая либо ещё улица также сможет погрузить вас в атмосферу того старого патриархального купеческого Нижнего. Но было время, когда гости города совсем в иным тонах делились впечатлениями.
«…Внешний вид не сулит ничего хорошего. Большая часть домов – плохо построенные, маленькие деревянные. <...> Улицы камнем не замощены, а покрыты уложенными поперёк брёвнами, между которыми скапливается столь много грязи, что в дождливую погоду возникает опасность в сей жиже застрять…» Так описывал свою прогулку по Ильинке финляндский студент Эрик Густаф Эрстрем в 1813 году. Так, минутку, а почему деревянные, спросите вы, глядя на фотографии. Но всё правильно, была тогда улица и впрямь деревянной, да таковой бы, возможно, и осталась. Но...не было бы счастья, да несчастье помогло. В августе 1839 года полыхнул страшный пожар. Отчего он случился, история умалчивает, но доподлинно известно, что длился он аж 9 часов и буквально смёл строения с лица земли. Но слишком значима была улица чтобы оставить как есть да позабросить. Вот и выделило правительство субсидии на новое строительство, так и появились здесь каменные основательные дома, дошедшие до наших дней. Никогда ранее не видел город столь масштабного частного строительства. И шло оно с привлечением архитекторов, задачей которых было придать улице цельный вид и вписать в общий облик города. А о ходе дел докладывалось на самый верх, и не только губернатору, но самому Николаю I, который, собственно, и был инициатором возрождения улицы едва прочтя доклад о пожаре. Что же такое Ильинка сегодня? Это по сути уникальное место — одно из самых самобытных исторических и ландшафтных в центральной части Нижнего Новгорода. Кстати, именно тут расположена почти половина всех объектов культурного наследия города, включённых в единый государственный реестр. Дом купца Веренинова, 1840 года постройки. Каменный особняк возвели взамен сгоревшего деревянного.
А вот ещё один пышно украшенный дом — усадьба купца 1-й гильдии Никандра Чеснокова. Был он родом из Самары и владел совместно с нижегородским купцом Григорием Кудряшовым одной из крупнейших транспортных компаний на Волге. Вслед за делами перебрался в Нижний, да и выстроил себе усадьбу, выкупив пустующий участок на Ильинке. Особняк является ярким представителем нижегородской эклектики, фасад и интерьеры обильно декорированы лепниной, является памятником культуры. Ныне отреставрирован, и поскольку принадлежит одной из нижегородских фирм, то доступа к свободному осмотру здания изнутри нет. Говорят, что внутреннее убранство и планировка максимально сохранены, хотя и подверглись изменениям в ходе восстановительных работ. А я вот думаю, ну и что ж... Пускай так, но зато имеем великолепное здание в целости и сохранности, да и ещё и с садиками с цветущими гортензиями. Обратите внимание, что дом Чеснокова объединён одним двором с соседним — купца Григория Пачкунова. Это объединение произошло уже после национализации в советское время. Но интересно, что судьбы двух домовладений переплелись историей куда раньше. Изначально Пачкунов владел "чесноковским" участком, а соседний принадлежал дворянке Теофили Войткевич. Оба участка пустовали, потому как расположены были очень неудобно — на окраине Почаинского оврага. Но со временем его подсыпали и место стало более пригодно к застройке, на которую первой и решилась Теофиль. Купец Пачкунов подумал-подумал, да решил сделать "ход конём". Продал свой участок, а себе купил у Войткевичей уже готовый дом, пригодный для жилья. Собственно, в нём он и проживал, некоторое время ничего не изменяя. После всё же обновил хозяйственные постройки, ну и фасаду придал куда более нарядный вид. По тем временам о достатке владельца судили и по внешнему убранству дома, так что для купца этот момент был весьма существенен. Занятно, что обильный декор и штукатурка ввели в заблуждение даже комиссию «Спецпроектреставрации», которая в 80-х годах 20 века исследовала здание. Специалисты посчитали постройку каменной, хотя на самом деле она была возведена из дерева. Если вы посмотрите фото дома прошлых лет, то удивитесь насколько прежний внешний облик здания разнится с нынешним — в ходе реставрации всё же были сделаны изменения. Хотя состоятельные купцы предпочитали строить дома каменные, находились и такие, кому ближе и милее было по старинке — дерево. Правда, и их всё же богато украшали. Пример тому дом купцов Лошкарёвых, обильно декорированный пропильной резьбой. Его выстроили в первой половине 19 века, а спустя 30 лет перестроили. В своё время он считался одним из самых богатых в городе. Здание является памятником культуры и одновременно жилым домом. Яркий, выкрашенный в осенние тона, небольшой домик трудно не заметить. Я назвала его про себя "дом набекрень" — каким-то немного скошенным он смотрится. Но усадьба купца Вагина, построенная в 60-е годы 19 века, ещё крепка и действует теперь как учреждение. Кстати, цвет стен у этого здания изначально был ровно таким же.
Ещё одно здание Ильинки определённо заслуживает того, чтобы о нём рассказали предметно. Речь об усадьбе Рябининой. Дом сейчас обозначают по имени последней владелицы, хотя за всю историю своего существования он не раз менял хозяев и соответственно достраивался, перестраивался и реставрировался. Усадьбу возвели в 18 веке, тогда состояла она из основного дома, большого сада и внушительных хозяйственных построек. Участок как бы огибал Вознесенскую церковь. Сейчас часть его стала пешеходным сквером у церкви, где установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому. Хозяйственные постройки тоже сохранились, но судьба их печальнее главного дома. Если за последним регулярно следили и после национализации, максимально сохраняя исторический облик, то первые были переделаны и обезображены пристроями из кирпича и дерева, которые делались под нужды жильцов коммуналок и после владельцев контор, располагавшихся тут, и не особо заботящихся об историко-культурной ценности здания. Основным украшением хозстроений была колоннада тосканского ордера, выходившая во двор. В принципе, этот элемент можно увидеть и сейчас, немного углубившись за красную линию Ильинки. Теперь тут располагается станция Скорой помощи. Но главное в том, что усадьба обладает тремя чертами, делающими её уникальной и непохожей ни на один дом в Нижнем Новгороде. Ещё в 19 веке в окнах тут были цельные зеркальные стёкла, коими не мог более похвастаться никто. Также только в этом доме была бронзовая, местами позолоченная решётка — ограда. Кстати говоря, купец Н.А. Акифьев, который владел усадьбой на тот момент, возжелал вызолотить ещё и крышу своего дома, а заодно позолотить и главки соседней Воскресенской церкви, но планы его были пресечены духовным руководством. Ну и третий момент — маскароны в виде женских головок «с платочками под узелок», которые появились на фасаде в 20-х годах 19 века. Подобных вы не увидите нигде в городе. Признаюсь, именно они и заставили нас остановиться возле усадьбы, а потом и поинтересоваться её историей. Пока мы ещё здесь, пару слов об упомянутом выше храме Вознесения Господня. Церковь старинная, впервые о ней упоминается в 21 году 17 столетия. А нынешний облик она приобрела в результате нескольких перестроек и обновлений только к 1876 году. И всегда немаловажную роль в поддержании храма играли хозяева уже знакомой нам соседней усадьбы. Вознесенская церковь была одной из самых богатых в городе и имела писаные иконы, украшенные драгоценными камнями и золотом. Приход её к началу 20 века насчитывал более тысячи человек. При храме работала церковная лавка, большая часть доходов которой шла на благотворительность. В советское время была отдана под склады, после под библиотеку и даже под жилые квартиры. Сейчас действует и входит в состав Центрального архиерейского подворья. Дом купца Якова Котельникова, признаюсь, привлёк нас раскидистой берёзой, обнимающей желтеющими ветвями яркий фасад, да буйно разросшимся девичьим виноградом, густо оплетающим все три этажа со стороны двора. Купец строил дом основательно, в итоге получилось три квартиры — по одной на этаж, у каждой был отдельный вход. В советское время дому сохранили назначение, но теперь людей селили покомнатно. Ныне и сейчас здесь живут, а внизу работает магазин. Мы обратили внимание на диссонанс внешнего и внутреннего фасадов, и такое часто приходилось видеть на Ильинке: по красной линии всё отремонтировано, а вот с непарадной стороны всё...не парадно. Зато можно было разглядеть старинные детали почти в неизменном виде, как вот здесь выход вентиляции в оригинальной стене. И как это всё атмосферно! Казалось, что Ильинка будто создана специально служить натурой для съёмок каких-нибудь исторических фильмов. Отчего их тут не снимают... Но оказалось, что ещё как снимают. На съёмочный процесс одной из сцен нам даже удалось всласть поглазеть. То будет военная драма, вроде бы под названием "Идущий с надеждой". Дом на Ильинке 1917 года постройки, видимо, изображал какое-то административное здание 40-х годов. Непростое, скажу вам, это дело — в кино сниматься. Пока свет выставят, наставления дадут, грим поправят... Да ещё если что вдруг не так, то реви вот в кадр раз за разом. Главная героиня уже всю организменную жидкость из глаз вылила, а режиссёру всё мало:) А нам зело понравился "офицер вермахта", который в перерывах между дублями отходил в сторонку, легким движением руки извлекал из кителя мобильник и изрекал: "Да, слушаю!" А я предлагаю остановится ещё у одного исторического здания, в котором с 30-х годов 20 века располагается Нижегородский строительный институт — один из ведущих учебных заведений данной отрасли в России. И вот представьте себе, что это ничто иное, как тоже купеческий дом! И принадлежал он купцу Рычину. Позже усадьбу арендовали под Мариинский институт благородных девиц, который был создан по волеизъявлению императрицы Марии Александровны и носил её имя. Здесь обучали дочерей зажиточных купеческих семей, притом содержали девушек в строгости, буквально никуда за пределы института не выпуская. Даже в церковь их сопровождали городовые для пущей безопасности. Позже в этих стенах была открыта Мариинская женская гимназия, где два года преподавал отец будущего вождя пролетариата Илья Николаевич Ульянов. А мы шли по Ильинке и заглядывали за кулисы нарядных фасадов. Внутренние дворики умиляли и печалили одновременно. По осенней распутице их неухоженность была особенно заметна. Но солнце и природные краски немного смягчали впечатление. Попутно мы находили весьма занятные вещи. Вот какая-то часть из привратных украшений минувших лет. А интересно, что всё-таки это такое и как использовалось? Или вот портреты на глухих окнах старого дома. Немного жутковато, не так ли? Самое интересное, что и шли мы по противоположной стороне, да и торцевую стену тут прикрывают ветви деревьев. В общем, ничего не стоит пройти мимо и не заметить... и в то же время невозможно. Меня будто кто окликнул... Глядя на изображения, я невольно думала, что нарисованные люди словно живут какой-то своей жизнью, наблюдая за прохожими и выбирая по каким-то своим признакам того, кому они смогут доверить свои тайны. Конечно, мне хотелось узнать кто был автором картин и почему поместил именно сюда. Выяснилось, что художник Елена Топтунова изобразила реальных людей из далёкого прошлого — родственниц своего знакомого нижегородца Ксению и Александру и девочку с купленной ею по случаю антикварной фотографии, на обороте которой было указано, что родилась Наташа в 1905 году в Гомеле, а умерла спустя всего лишь 20 лет уже в Нижнем. И на мой взгляд именно портрет девочки самый выразительный из всех. А в этом дворике приложил руку и краски явно какой-то философ... Вот об авторстве этой надписи ничего узнать не удалось. А жаль. И мысль интересная, а локация изображения тем более... Мы тем временем любовались осенью. Зависали у витрин. И заглядывали в магазинчики. В книжном повосхищались ассортиментом для обмена и продажи и ... купили тканевых лоскутов для рукоделия. Вот така она, Ильинка, разная и привлекательная, заставляющая испытать целую гамму эмоций. А я признаюсь, что мне она понравилась с первого взгляда. А был тот самый осознанный взгляд на часовенку Казанской иконы Божией матери, стоящую вплотную к жилому дому. Внешний вид её невольно наводит на мысли о старине глубокой. На самом деле возведена она не так давно — на рубеже 19-20 веков, но построена в "русском стиле", характерном для средневекового зодчества. А сегодняшний её облик и вовсе результат реставрационных работ. Однако, не будем спешить разочаровываться. Известно, что и ранее стояла тут часовня, только деревянная, и называлась в народе Казанской у Ильинской решётки. А всё дело в том, что располагалась она аккурат на границе города, который в то время закрывался на ночь решётчатыми воротами. Ну и в финале расскажу собственно о том, что нас и привело на Ильинку. Конечно, тот самый дом мы нашли и без труда — адрес был нам известен. Хотя о доме знают, официальной информации о нём на удивление мало. Зато есть материалы интересующихся и воспоминания жильцов, что, на мой взгляд, куда важнее и интереснее. В реестрах недвижимости на продажу годом постройки указан 1916-й, но жильцы и краеведы утверждают, что истинная дата ближе к 1880-м годам. И думается мне, судя по архитектуре и декору, что они правы. То, что дом принадлежал состоятельному купцу, не сомневаюсь. Вряд ли кто иной мог позволить себе такой размах и красоту. Считается, что хозяином был Николай Баширов из купеческой династии, разбогатевшей на мукомольном деле. Правда, некоторые утверждают, что хозяин торговал каретами, ссылаясь на существование позади дома каретного двора. Оный, а точнее конюшни, и правда имелся. Но это, скорее всего, говорит о том, что хозяин был настолько состоятелен, что мог позволить себе содержать лошадей и приличествующий положению выезд, то есть, карету. И, на мой взгляд, одно другому не противоречит, так что я продолжаю придерживаться версии принадлежности усадьбы Баширову. Одно роднит нас с другими визитёрами — первые впечатления (наперёд мы фотографий не смотрели). Аналогично мы с неким трепетом осторожно открывали дверь в подъезд, боясь потревожить громкими звуками жильцов. Также аккуратно и тихо передвигались внутри, и тоже ахнули, едва увидев внутреннее убранство. С первого взгляда было понятно, что дом строился для одной семьи как единое целое. Старенькая жительница в интервью подтвердила наши догадки, рассказав, что верхний этаж предназначался хозяевам — более просторный и лучше отделан, а нижний полагался для прислуги и был попроще. Некоторые новые жильцы понимали толк в старинных вещах и старались как могли сохранить предметы и интерьер, оставшиеся от прежних хозяев. Та же 90-летняя Любовь Николаевна показала своей визави основательную чугунную ванну на "львиных" ножках и добавила, что всё время их не покидало ощущение, что живут будто в музее. Еще рассказывала она, что у дома когда-то было кованое крыльцо, украшенное цветными изразцами, и настолько красивое, что считалось лучшим на улице. А как-то утром выходят — и нет крыльца, только деревянное надкрышие от дождя и спасает. Об этом же говорит и другой обитатель дома, поселившийся тут ещё мальчишкой. Правда, сам он красивого крыльца не видел, а сведения черпал от соседей. По их версии произошла здесь авария с автомобилем, который на скорости врезался в крыльцо, да и разрушил его. История, конечно, красивая, но... Всем известна любовь народа в трудные времена к цветмету и к антиквариату. Может кто и заказал себе лихим людям. Другое дело, что грохот от аварии, что звук демонтажа металла — не из тех, что остаётся неслышным. Но эту тайну, похоже, дом тщательно скрывает. Однако, не ко всем гостям местные жители были благосклонны, а нам вот тоже повезло. Признаюсь, я люблю другой раз переброситься словцом с кем-нибудь из местных — так живее, что ли, становится общая картина. Пока мы осматривались в подъезде, открылась дверь на первом этаже, и в коридор вышла красивая молодая женщина, за руку она держала симпатичную девочку школьного возраста. Спросила зачем мы здесь. Узнав о нашем вполне благом интересе, поделилась тем, что знала. По сути, болью — дом то хорош, а заняться им некому. Приходят периодически комиссии да потенциальные покупатели, но подсчитав грядущие расходы на восстановление и прослезившись, уходят восвояси, а здание продолжает ветшать. И так то держится "на честном слове", да и досталось в своё время во время пожара в соседнем доме, что был по местной традиции построен вплотную. Тогда, говорят, основательно заодно пролили и дом Баширова, что совсем не на пользу пошло деревянным перекрытиям. Ещё поведала, что живут они ("вы не подумайте, у нас не коммуналка") в отдельных комнатах или квартирах, "но вот кухня разве что общая". А ещё в доме лестница красивая была, тоже чугунная и витая, но срезали её на цветмет. Вот что осталось, то и берегут. Ну, стараются. А любовь к своему красивому дому видна невооружённым взглядом, и печаль видна... В доме сохранились и печи ещё от прежних хозяев. Ими даже пользовались долгое время. Сейчас не разжигают. И знаете что... Пока моя подруга Ксения общалась с женщиной и девочкой, я поднялась по лестнице наверх и замерла, любуясь лепным изображением ангелочка, венчающего украшение печи парадной первого этажа. Помню, что мне он показался таким красивым... Пересматриваю фотографии и не нахожу его, а на этом месте в узоре лишь отломок. Удивляюсь. Читаю в интервью пожилой Любови Николаевны: " Вы видели печь в подъезде? Кафель весь старинный. Раньше печку фигура ангела украшала, но тоже куда-то пропала." Вот и думай теперь что то было... Вроде бы в мистике и наличии привидений дом замечен не был. А может, пытается напоследок хоть что-то рассказать о себе тем, кому это всё небезразлично. Хотя, сделать всё равно мы ничего с этим не можем. Внутри стоят леса, но не стоит обманываться — это не реставрация, а укрепляющие подпорки. Но мы надеемся, что у дома ещё есть будущее. Что придут сюда те, кто отмоет от надписей и следов жжёных спичек стены и потолок, укрепит основание и вдохнёт в красивый дом новую жизнь.А усадьба, конечно, потрясающая и совершенно справедливо входит в топ 10 потайных мест города, рекомендованных к осмотру в обязательном порядке.
II. Малая Покровская улица
Большая Покровская улица (или попросту Покровка) известна всем, потому как — визитка города, обязательна к осмотру и вообще местный Арбат. Хотя с последним их роднит разве что пешеходность да центральное положение, а так эта улица достаточно самобытна и вполне может претендовать на оригинальность. А вот о том, что есть в Нижнем Новгороде ещё одна Покровская улица, только Малая, знает далеко не каждый.
А меж тем она не просто атмосферно красива, но и хранит немало интересных историй, в которые погружаешься буквально сразу, едва глянув на первое же здание. Далеко мы в этот раз не зашли, но и увиденного хватило, чтобы проникнуться. Малая Покровка повторяет контурами Большой Острог Верхнего Посада. Видимо, в нагорной жилой части была основательная центральная тюрьма. Более пока не расскажу, пусть это будет предметом другой истории. Сейчас тут тихо и размеренно. Признаюсь, свернуть сюда заставил ... маяк, закреплённый на углу одного из домов и хорошо просматривающийся с Ильинки. Вот вам и ориентир на всякий случай. Но с ним оказалось всё прозаично — то был просто рекламный ход одноимённого турагентства, расположенного аккурат в этом здании. Но, согласитесь, мило и работает стопроцентно на привлечение внимания. Опять же, украшение как никак. А напротив в лучах солнца сияло бело-голубым "воздушное" здание, напоминающее небольшой дворец и пирожное одновременно. Собственно, то и был дворец, только для брачующихся. Впрочем, здесь его называют менее помпезно — Домом бракосочетания. Или ещё проще — Домом счастья и любви, потому как надеются, что вышедшие из этих стен семьи будут крепки и долговечны. Уж больно много усилий прикладывали и прикладывают работники Дома для того, чтобы сделать самый важный день в жизни молодой семьи запоминающимся и красивым. А нижегородцы платят им любовью, поэтому то сюда вечно очередь, и отбоя нет от желающих связать себя узами брака именно тут. Но это всё присказка. Сказка же, а точнее быль, в истории самого здания... Конечно, перед нами никакой не дворец, но всё-таки архитектурная достопримечательность. В самом начале 20 века состоятельный купец второй гильдии, меценат Александр Андреевич Иконников решает, что сыновья его выросли и вполне готовы начать жизнь самостоятельную. Посему решает выстроить для них дома. И делает это, разместив строения буквально друг напротив друга. По адресу Малая Покровская, 9 селится сын купца Сергей с молодой женой. Живут они счастливо и в достатке. Но спустя десятилетие покой семьи нарушится известными событиями, и здание национализируют. Быть может, мистика, но мне кажется, что у некоторых строений и мест есть дар притягивать неординарные события и необычных людей. Наш дом как раз из таких. Немногим позже новым его хозяином становится начальник Горьковского НКВД Матвей Погребинский, где и проживает, опять же в согласии, с семьёй в течение 5 лет. Увы, судьба его трагична. Узнав о надвигающимся аресте, он застрелится, оставив записку с просьбой никого не винить в случившемся, вероятно, думав, что таким образом сбережёт свою честь и облегчит участь семьи. Но в итоге будет осуждена на 8 лет его жена Анастасия. Сын пройдёт Великую Отечественную с наградами, после будет педагогом как и его младшая сестра... А меж тем личность Погребинского, можно сказать, легендарна. Считается, что в своё время он превзошёл даже Макаренко, организовав и возглавив весьма успешную Болшевскую трудовую коммуну. Недаром сам Горький называл Погребинского "ликвидатором беспризорности". Кстати, именно Матвей Самойлович сыграл не последнюю роль в возвращении писателя на родину. Погребинский стал прообразом героя Николая Баталова в фильме "Путёвка в жизнь". Этот фильм, опять же заметьте, был не просто первым советским художественным звуковым, но и получил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, демонстрировался в 107 странах и принёс международною известность советскому кинематографу. Но вернёмся к купеческому дому, который в военные годы стал медсанчастью и оставался ею вплоть до 1962 года, когда здесь решили оборудовать ЗАГС. Так началась светлая и радостная полоса в жизни старого дома. Его отреставрировали, во время работ нашли даже тайный подземный ход, ведущий в соседнее строение. А в наше здание въехали новые люди, неравнодушные и горящие новыми идеями. Первой заведующей Дома бракосочетаний стала Александра Самойлова. Она вспоминает, что украшали здание своими силами. А для красивой подачи колец молодожёнам ей пришлось даже пожертвовать своей шляпкой из чёрного бархата — материал был в дефиците, а золото так торжественно смотрелось на бархатной подложке... Ей пришлось даже съездить в Москву для обмена опытом проведения торжественных церемоний. Занятно, но первую пару, зарегистрировавшую здесь брак, звали Александром и Александрой. Спустя 25 лет они пришли сюда отметить и серебряную свадьбу. Кстати, в то время в купеческом особняке был не только ЗАГС, но и парикмахерская, цветочный и ювелирный отделы, фотостудия и магазин подарков новобрачным. Второй заведующей стала Галина Подарова, которой, кстати, было присуждено звание "Лучшие люди России". Но не поэтому её называют человеком — легендой. А всё из-за того, что именно она стала основоположником традиций свадебных букетов, возложения цветов к Вечному огню, украшения автомобилей кольцами и лентами. Вот вроде сейчас и привычная вещь, а пошло всё по всей стране именно из Нижнего Новгорода. Вот такое удивительное место!Чуть поодаль в глубине диссонансно, словно гнилой зуб на фоне нарядных светлых построек, серело разваливающееся здание. Кажется, что его вот-вот снесут, но так пока и стоит. Этот дом тоже памятник и ещё с 80-х годов, образец архитектурного конструктивизма. В народе носит название Дом чекиста, было оно построено специально для сотрудников НКВД, которым было запрещено иметь семью и имущество. Так и жили вместе, вместе проводили досуг, вместе работали. Считают даже, что это первая в СССР коммуна. После тут располагался дом культуры, а с 90-х годов здание заброшено. Пытались было сделать из него гостиницу, но не вышло — уж больно прогнили фундамент и стены. Рядом ещё один образец архитектуры, теперь уже эклектики. Дом был построен в начале 19 века и принадлежал надворной советнице Надежиной. После его купила титулярная советница Лукинская. Дом дважды перестраивался по архитекторским проектам. Совсем небольшой по сравнению с примыкающей усадьбой Башкировых, но очаровательный. Кстати, усадьба тоже построена в стиле эклектики, но поздней. Владела ею (и не одной) богатая семья купцов — меценатов. Разбогатели на мукомольном деле, но и о благотворительности не забывали. В народе их любили за щедрость. По соседству ещё один дом, украшенный лепниной. И тоже эклектика, но теперь академическая. Это дом особняк купца Худякова. Был он родом из Балахны, занимался судостроительством, да и грузы возил. Был гласным Балахнинской городской Думы, а после и городским головой. Но в семье произошло несчастье — не стало единственного и горячо любимого маленького сына. И безутешные родители перебираются в Нижний, не в силах находиться там, где всё напоминало об ушедшем счастье. Но обратим взор на противоположную сторону улицы, где стоит шикарное здание с мозаикой. Его выстроили не так давно, в конце 20 века и специально для банковских служащих. Теперь здесь находится офис Саровбизнесбанка. Кстати, за проект архитекторы получили Госпремию Российской Федерации, а сам особняк входит в число лучших зданий России 20 века. Он и правда прекрасен. Перед входом стоит скульптура кошелька. Считается, что если потереть его, то будет тебе богатство и достаток. Ну как вот мимо пройти?:)))
Конечно, всем этим истории Малой Покровки не исчерпываются, но оставим задел на будущее. А пока мы просто гуляли и любовались золотой осенью. И хотя 3 сентября минуло давно, но "костры" рябин всё ещё горели. А вот и жёлтая рябина, которую почему-то нечасто встретишь.
III. Нижегородская улица
Забавно, но если местные жители захотят записать свой полный адрес, то должны будут указать, что проживают на Нижегородской улице Нижегородского района Нижнего Новгорода Нижегородской области. Пожалуй, это самая тавтологическая улица из мною доселе виденных. Попадая сюда, ощущаешь себя будто и вовсе не в центре города-миллионника, а где-нибудь в малой провинции, где тихо и спокойно, а жизнь течёт размеренно и неспешно. Информации об этой улице на удивление мало, можно сказать, что её практически нет. Хотя Нижегородская улица вполне благосклонна к любителям архитектурной старины. Всё это наводит на мысль, что пришла пора прогуляться здесь в сопровождении экскурсовода-краеведа. Ну а пока несколько иллюстраций.
Вот такой вход в подъезд мы обнаружили. Правда похож на дверцы какого-нибудь старинного сундучка? Кстати, двери не скрипят, мы пробовали. А дом и сейчас жилой. Резные тёплые оклады окон... А как они "играют" в лучах солнца! Снова двери и снова жилого ещё дома. А вот и сам дом, тоже резной и всё ещё нарядный. А этот явно готовят под снос. Но как же жаль резьбу! Хорошо бы сохранить хотя бы как музейный экспонат.IV. Улица Гоголя
Улица Гоголя входит в территорию исторической застройки города "Старый Нижний Новгород". И если вы прогуляетесь по ней, то увидите представителей архитектуры даже не просто разных лет, но разных столетий. Не могу сказать, что улица произвела на нас большое впечатление, но пройтись тут интересно. Говорят, что в своё время по ней ходил трамвай, и вот на нём прокатиться по здешним местам я бы хотела.
Надо сказать, что некогда это были самые окраины города, где селились ярыжные — наёмные чернорабочие, соглашавшиеся на любые тяжёлые работы. Сами понимаете, что при таком раскладе этот район престижным не считался. А ещё тут располагались скотные дворы, поэтому звали это место Телячьей слободкой, от которой пошло и название самой улицы. А звалась она до переименования в честь писателя Телячьей, само собой. По мне так даже более аутентично и тепло. Улица, кстати, тихая и достаточно уютная. А нам понравился крепенький двухэтажный дом, построенный как водится в этих краях, с первым каменным и вторым деревянным этажами. Оказалось, что это дом А. Заплатиной, который является памятником культуры регионального значения. Поставлен он тут в 1838 году по архитекторскому плану в русском стиле. Но, вряд ли ошибусь, сказав, что главной достопримечательностью улицы является дом бургомистра Пушникова, который входит в перечень памятников архитектуры федерального значения. Да и как иначе, если подобных палат во всей стране осталось около двух десятков, и в Нижнем находятся три. Палаты эти непростые. То был кожевенный завод, поставленный каменным в 17 веке взамен сгоревшего деревянного, принеся владельцам убытку в результате пожара аж в 600 рублей. Кстати, иногда эти палаты зовут в народе Петровым домиком, потому как, дескать, тут останавливался сам Пётр I. Но это правда отчасти. Царь и правда заглядывал в этот дом, даже свой 50-летний юбилей тут отметил ужином. Но в тот приезд расположился всё же в другом месте. Но Пётр навещал Нижний не раз, так что "домик Петра" существует. И это тоже палаты, но принадлежащие купцу Чатыгину, находящиеся на другой улице неподалёку. Ну а "гоголевские" отреставрировали, говорят, тут планируют сделать музей.V. Сергиевская улица
Возвращались мы по Сергиевской. Доминантой тут является храм преподобного Сергия Радонежского, который построили в 1869 году по проекту, утверждённому лично Александром II.
Меня, признаюсь, пленило сияние золотистых куполов в лучах вечернего солнца. В советское время здесь располагался Союз художников, но ныне храм действует. Улица радует смешением стилей, форм и материалов. Вот, к примеру, чугунное крылечко. И не смотрите, что покосилось — оно и не думает падать. Здесь есть на что посмотреть, а многие здания не просто помечены как достопримечательности, но и имеют статус памятников. Флигель усадьбы купца Власова конца 19 века тому пример. Вы можете увидеть лепнину и просто арт-объекты. А вот и моё любимое — дом в по осеннему нарядных кущах. Напоследок и вовсе был на подарок — дом, напоминающий резной терем. Он был построен в середине 19 века и принадлежал семье Абросимовых. Муж был денежным менялой, а жена торговала валенками и шляпами. Верхний этаж дома сдавался квартирантам, а в нижнем обустроили лавки.А мы к концу прогулки изрядно проголодались. Нам хотелось завершить день где-нибудь в красивом месте. Коль скоро у нас вышла така "купеческая" экскурсия, то и отужинать мы решили в купеческом же доме, но на Рождественской улице. Для чего выбрали ресторацию "Пяткинъ", где подают блюда русской кухни. Вот чем дальше, тем больше убеждаюсь во мнении, что на Волге нужно заказывать судака — отменно его тут готовят. Мы остались более чем довольны и убранством ресторации и вкусовыми качествами блюд. Детали тут — Ресторация "Пяткинъ".
Ну а вам желаю вкусных впечатлений и трапез! Спасибо за внимание!
P.S.: Благодарю Ксению Шитову за как всегда душевную компанию и за идею пройтись по Ильинке.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: