Оба мыса находятся на западном побережье Сахалина в Углегорском районе и расположены недалеко друг от друга.
Дорога в Углегорский район практически по всей протяженности тянется вдоль моря и лишь один раз проходит через лес при пересечении самой узкой части Сахалина с восточного побережья на западный.
Бескрайний простор залива Терпения, а затем Татарского пролива, хорошая дорога, зелень сопок заранее создавали настрой на удачную и интересную поездку и этот настрой не покинул нас до завершения путешествия.
Первый раритет на нашем пути — старая японская котельная.
времен Карафуто. Она прослужила до семидесятых годов прошлого века, работала бы и сейчас, но была за ненадобностью заброшена.Тоннель с выходом к морю.
По нему японцы поставляли на берег уголь, добытый в шахте недалеко от котельной. Отсюда уголь морем уходил в Японию.Тоннель засыпан самими японцами.
Море завораживает всегда.
Можно долго стоять и слушать его дыхание, высматривать непонятно что в бескрайней дали, думать о своем, о наболевшем и с удивлением понимать, что все осталось там, за спиной, проблемы разрешатся, жизнь прекрасна- ведь не просто так существует такая красота!Японский фонарь.
Он стоит в малюсеньком дворе деревянного дома в п. Красногорске. Калитка была закрыта на огромный амбарный замок — пришлось взбираться на возвышение.За Углегорском закончилась хорошая дорога и дальше мы ехали по грунтовке, которая привела на мыс Ламанон. На плато мыса Ламанон стоит действующий маяк
с одноименным названием, который обеспечивает мореплавание в Татарском проливе на подходе к портам Углегорск, Шахтерск и Лесогорск.Маяк был построен японцами, все здесь приспособлено для автономного проживания, что особенно важно в зимний период. От Углегорска до маяка не близко — 100 км.
Сейчас на маяке проживает четыре семьи. Они ведут подсобное хозяйство, содержат маяк, отбиваются от медведей. Живут здесь постоянно. Есть семья, которая живет уже 25 лет.
Высота маяка вместе с башней фонарного сооружения равна 26, 5 м. Дальность видимости 31 км.
Мыс назван в честь участника экспедиции Роберта де Ломанона — ученого, физика, ботаника и метеоролога, который принимал участие в кругосветном путешествии на фрегате "Буссоль" под руководством Лаперуза.
Мыс представляет из себя каменную террасу, выдающуюся в пролив.
Имеет крутые, поросшие травой склоны и интересно изрезанное основание, уходящее в воду. Здесь всегда беспокойно, волны накатываются на выступы и с брызгами отлетают обратно в море.У мыса имеется пещера, которая обязательна к посещению.
Палаточный городок мы разбили на лужайке под мысом.
Дул порывистый прохладный ветер, но разве может он испортить вечер, проведенный у костра с видом на слегка волнующееся море и красивый закат.Утром дул все тот же ветер, но солнце сияло, море белело барашками волн
и не терпелось отправится дальше в путь.Водопад расположен на речке Эбре и называется — водопад на речке Эбре. Иногда его называют водопад Ламанон. Он состоит из двух ступеней, имеет общую высоту 15 м. и очень красив.
До мыса Стукамбис от водопада нужно идти пешком. Дорога все время поднимается вверх и, свернув на боковую еле заметную тропу, мы продолжаем подъем, но уже в высокой траве, временами видя пролив.
Доходим до вершины и начинаем крутой спуск на хребет мыса.
Хребет очень узкий. По обоим сторонам крутые стометровые обрывы, ступать там не на что, а тут еще змея развалилась на пути, пришлось вежливо "просить" ее уступить дорогу. Она это сделала, но как -то нехотя.
С вершины мыса открываются потрясающие виды.
Мыс окаймлен камнями, которые отходят от берега в пролив на расстояние до 180 м. и
видны во время отлива. Вулканическое прошлое очень отразилось на внешнем виде мыса. Своими формами он напоминает старинный замок. Это если смотреть снизу, с берега.
Рядом с мысом находится небольшой скалистый островок — кекур, который в народе называют Дракончиком.
И мыс и кекур являются местом гнездования редкого подвида японского баклана, занесенного в Красную книгу. На кекуре также расположена колония чернохвостой чайки. В окрестностях мыса находятся береговые репродуктивные лежбища сивучей.
Обратной дорогой мы ненадолго задержались в Углегорске. Здесь сохранилось немало раритетов периода Карафуто, один низ них нам предстояло осмотреть. Речь идет о бывшем храме Солнца Эситору — дзиндзя, главного синтоиского храма округа.
Во времена Карафуто пос. назвывался Этуутуру, затем Эсутору и уже после освобождения получил название Углегорск. Немножко созвучно, неправда ли?
Храмовый комплекс был открыт 25 октября 1921 года и сгорел в результате бомбардировки 15 августа 1945 г.
Хорошо сохранились фундамент и ступени центрального храма.
На этом снимке виден срез бетонного пола, толщина которого не более 10 см. Время оказалось бессильным перед качеством изготовления бетона.Очень понравилась панорама с видом на море.
Территория комплекса всегда открыта со всех сторон солнцу.Остатки от главных ворот,
чуть ниже валяются остатки от вторых ритуальных ворот тории, первые, отлично созранившиеся, находятся намного ниже территории храма, но я не удосужилась их сфотографировать.На панорамном снимке видны сохранившиеся основания от статуй и стел. Судя по величине территории, зданий было несколько, но все сгорело и сгинуло в огне войны.
От Ю. Сахалинска до мыса Ламанон 370 км. Координаты мыса: долгота 48 46,9 широта 141 50, 9. Все остальное находится рядом.