Я уже обиделся однажды, когда узнал, что гора Худ или Капюшон, которая выглядит удивительно похоже на Капюшон, на самом деле названа не в честь капюшона, а в честь виконта Самуила Худа, но то, что гора Святая Елена названа в честь лорда Святая Елена, британского дипломата - меня совсем сразило.
Про гору Святая Елена все знают даже в Австралии, так как это самый активный вулкан штата Вашингтон, а его извержение было самым катастрофичным за всю историю США. Погибло несколько туристов и 83-летний хозяин турбазы под горой. А в Австралии у этой горы очень плохое имя. Извержение сразу выдернуло с корнем весь огромный лес на северном склоне - ну и американские лесорубы быстро подсуетились, собрали его и продали по дешёвке в Австралию. Там из него построили много домов. А потом выяснилось, что удар вулкана разрушил в этом дереве какие-то внутренние связки, и все эти дома стали рушиться. Американцы считают, что все претензии надо направлять к тектоническим движениям земной коры.
Среди всех вулканов Каскадного хребта Святая Елена - один из самых низких, а после извержения стал ещё пониже (кусок вершины отвалился), так что залезть на него очень легко и технически доступно каждому. Только вот разрешение получить опять практически невозможно, если только не зимой или сильно заранее. Разрешений выдают только 100 в сутки, и получать их надо за много месяцев. С этими разрешениями всё очень странно устроено. Дают их даже не лесники, а в каком-то странном мотеле в 30 км от горы, и, между прочим, каждое стоит 22 доллара, 100 на 22 это уже 2200 долларов в день. И ходить за это разрешают только по южному склону (все остальные склоны полностью запрещены к посещению человеком), и к кратеру подходить не положено тоже. Одни сплошные ограничения. И ещё после похода положено обратно вернуться в этот мотель, формально чтобы отписаться, но я так подозреваю, что в основном потому, что они памятную майку продать хотят.
Так как я как всегда тормоз и сообразил встать в очередь на Елену только поздней весной, то никаких шансов забраться на неё ранее конца сентября у меня не было, но тут в какой-то группе несколько человек отказались идти, они сделали объявление, что желают перепродать свои разрешения, а я быстро и жадно купил все. А потом позвал свой клуб. Зря я конечно, это не в обратном порядке сделал. Желающих как-то не много в этот раз было и одно разрешение у меня так и осталось на руках. Так что из-за меня 10 июля 2010-го года на вулкан Святая Елена пошли 99 человек, вместо обычных ста.
Мой секретный план был прост – встать пораньше и идти бодро. Без пятнадцати шесть я вышел к началу тропы, а в 9 утра был на вершине. На полтора часа раньше оставшихся 98 человек. И хотя в самом пути на Святую Елену не было ничего особенно интересного, эта вершина стоила всех усилий. Мне так повезло, что я смог провести эти полтора часа у краюшка кратера, просто наслаждаясь видом нового озера, поднятого на много метров последним извержением, дымящих горячих фумарол, шумом падающих камней и снега, и гигантской Тахомой на горизонте. К краю кратера подходить и заглядывать считается очень опасным, края практически ничем не держатся, а трещины огромны, но ведь так интересно посмотреть вниз.
Я так до сих пор и не уверен. Вот красный флажок в снегу, он значит "ни в коем случае не подходить – опасность", или "красота внизу"? Подозреваю, что и то и другое. Я лёг за флажки и посмотрел вниз. Извержение 80-го разрушило 13 ледников по склонам, но в то же время, как только кратер остыл, в нем начал расти новый, самый молодой в США ледник. Питаемый лавинами со склонов, он быстро рос, заполняя кратер, пока Святая Елена не начала извергаться снова. Ровно по центру кратера начала расти новая дымящая гора, разорвавшая горячей лавой ледник на острые клочки. Когда горы живут, они всегда удивительно красивы.
А во всей этой бюрократии я заметил одну дыру. На лишнем разрешении имени не вписано, а год в дате сокращён только до двух цифр. Если планируете забраться на гору Святая Елена ровно через 100 лет в этот день - готов отдать подешёвке.