Подошло к концу наше пребывание в Минске. Вечером, накануне отъезда, мы, по давней традиции Коучсерфинга, приготовили нашим хозяевам в духовке мою фирменную курицу-гриль, устроили прощальный ужин, а наутро отправились на маршрутке в Бобруйск. Там нас уже ждали следующие хосты — весьма оригинальная пара автостопщиков и самостоятельных путешественников. Живут они в боксе общежития, который представляет собой, по сути, двухкомнатную квартиру. Только кухня в этой квартире совмещена с прихожей. Вот такая, довольно оригинальная планировка...Наши новые хозяева много путешествовали автостопом, глава семьи долго жил в моем родном городе. Родился он в Латвии, в семье военного, после краха СССР жил на Урале, где осталась жить его сестра, потом еще во многих местах и, наконец, осел в Бобруйске. Его жена — гражданка Беларуси, а он — гражданин России, у них двое детей и на момент нашего прибытия к ним в гости они ожидали третьего. В этот переездной день мы немало времени потеряли на разговоры с нашими хостами, но жалеть об этом не стоит, — без общения с местными жителями путешествие менее привлекательно, как еда без соли и перца, — для здоровья полезно, но невкусно.
И все же в этот день мы успели посетить ЗКП (Запасной командный пункт) стратегической авиации "Руно" в окрестностях Бобруйска.
Находится он, как и положено таким объектам, в лесу. Но любое такое место всегда выдает довольно приличная дорога, либо асфальтовая, либо из бетонных плит.
Так что, имея навигатор и точные координаты (спасибо Викимапии!), найти объект не составляло труда. Он представляет из себя двухуровневый бункер. В нем в советское время находился командный пункт стратегической авиации. После развала СССР, когда все стратегические бомбардировщики забрала себе Россия, этот объект стал просто узлом связи в системе ВВС Беларуси. "Руно" — это позывной узла связи, что находился на верхнем уровне.
Это операционный (или планшетный) зал, где на огромной карте фиксировалась воздушная обстановка.
Сам командный пункт с вычислительным центром располагался на нижнем уровне.
В путанице галерей и коридоров, по которым шли кабели разного назначения (сейчас украденные, конечно), запросто можно заблудиться.
Объект мог автономно существовать до 14 суток. В систему жизнеобеспечения входили корабельные дизельгенераторы по 500 кВт, система подпора воздуха и автоматического закрытия дверей. Увы, незадолго до нашего посещения генераторы тоже вывезли.
Объект заброшен с 2003 г и все оборудование растащено мародерами. youtube.com/watch?v=e6VSZvMsq… Мы уже не увидели ни дизельгенераторов, ни огромных баков для дизтоплива. Но даже пустые, эти помещения внушают уважение своими размерами и дают представление, как здесь все было устроено когда-то.
Возвращаться в Бобруйск пришлось уже в полной темноте. Мы прошли от автовокзала до дома наших хостов пешком (это около 5-7 км) и получили хоть какое-то представление о городе.
Увы, в темноте сносно получилась лишь фотография городского парка.
На следующий день нам предстоял ранний подъем и путешествие в деревню Казаково недалеко от Бобруйска. Рядом с этой деревней в лесу находится заброшенное хранилище ядерных боеголовок. Официально оно называлось хранилищем специальных боевых частей. Аналогичный объект есть в другой части страны, недалеко от Гродно.
В довольно убитом состоянии сохранилось здание котельной
и здание для регламентных работ.
Хранилищ здесь, вообще-то, два. Одно — основное, а другое несло функции учебного. В нем военнослужащие Советской Армии отрабатывали навыки защиты секретного объекта от внезапного нападения, быстрой выгрузки из хранилища ядерных боеголовок и способы эвакуации в случае патовой ситуации. youtube.com/watch?v=WS0ITLOav… В основном хранилище поражает механизм гермодверей. Можно себе представить, какой толщины и какого веса они были.
Поиск эвакуационного выхода для нас превратился в увлекательную игру.
Через залы хранилища проходит рельсовая дорога для вагонеток, на которых сюда завозился секретный и опасный груз, с разворотными кругами напротив каждого отсека хранилища.
Учебное хранилище скромнее.
Там сохранились бетонные гермодвери, обшитые железом, и плакаты для управляющего кран-балкой.
Добраться в это место без личного автомобиля непросто, — автобус идет из Бобруйска рано утром и обратно вечером. Мы уже готовились гулять до вечера по окрестным лесам или выбираться автостопом, но тут нам чудовищно повезло. Уже закончив съемки и собираясь плестись в деревню, где нет ни магазинов, ни кафе, мы услышали звук автомобиля. Двое мужичков, один из которых здесь служил в армии, решили именно в этот день навестить этот суперсекретный когда-то объект. Узнав, откуда мы, они немало удивились, — Бобруйск считается глухой белорусской провинцией. Мы провели им экскурсию по объекту, много интересного рассказали о нашем увлечении, и они охотно отвезли нас в Бобруйск. По дороге в разговорах незаметно перешли на политику, и мы жителей Бобруйска снова удивили своей позицией, — они искренне считали, что все жители России — сторонники нынешней власти. Наше мнение о происходящем в современной России (и в Беларуси тоже) было так для них дико, что они стали просить сфотографироваться с нами, как с редкостными, вымирающими животными. Так мы бесплатно доехали обратно в приятной компании и обрели на свой канал новых подписчиков.
Было еще совсем рано, и мы отправились гулять по городу при свете дня.
Бобруйск основан в XII в у впадения речки Бобруйки в Березину, на месте древнего поселения дреговичей и входил в Минское княжество. Его неоднократно штурмовали казаки в ходе русско-польских войн XVI-XVII в.в. В состав Российской империи городок вошел в 1792 г. Здесь, на востоке Беларуси, уже почти не ощущается польского влияния в архитектуре.
Исторический центр небольшой, но довольно уютный.
Символ города — конечно же, бобёр. Когда-то этими животными кишела речка Бобруйка.
Вечером нас ожидал праздник живота, — мы наелись в местном кафе, но наши хосты этого не знали и приготовили нам отменный ужин.
На следующий (и последний) день нашего пребывания в Беларуси нам предстоял осмотр главной достопримечательности Бобруйска — местной крепости.