1545 материалов по 1 539 объектам, 55 640 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, Никольская ул., 15
Московский печатный двор или шок – это по-нашему
Находится Печатный двор в самом центре Москвы, на улице Никольская. Это даже не золотая, это бриллиантовая миля нашей златоглавой столицы. До Никольской башни Кремля отсюда 450 м или ровно 5 минут пешком. Улица Никольская блестит и переливается. Совсем недавно тут была фан-зона Чемпионата мира по футболу.
Про саму Никольскую можно написать роман. Одна из старейших улиц Москвы, она образовалась в XVI в., выделившись после постройки Китайгородской стены из единого участка Владимирской дороги, включавшего Лубянку и Сретенка. Собственно название Никольская впервые упоминается в 1547 г. Имя свое улица ведет то ли от Никольской башни Кремля, от которой раньше начиналась, то ли от Николо-Греческого монастырь (Николы Старого), который был основан в 1390 г. рядом с еще более древним Богоявленским монастырем, стоявшим с 1292 г. на Владимирской дороге, там, где сейчас находится современный Богоявленский переулок. Никольская улица, идущая от Кремля в направлении Ростова Великого, Суздаля и Владимира, была одной из главных улиц Китай-города. Жить на Никольской было престижно и она быстро застроилась боярскими подворьями. Также здесь было несколько монастырей. Кроме этого Никольская издревле была крупнейшим в Москве центром торговли книгами и иконами.
В общем, Никольская хранит множество интересных историй и здесь чудом сохранились удивительные древние памятники. Чтобы найти первую спрятанную здесь жемчужину, сворачиваем в подворотню дома №8 и после шика и блеска парадной стороны Никольской оказываемся в суровом дворе, напоминающий фабричные кварталы XIX в. Первый шок получен.
Не успев прийти в себя от созерцания брутальных промышленных фасадов и полуразрушенных домов, утыкаемся в совершено очаровательный храм Успения Пресвятой Богородицы. Когда-то на этом месте стоял храм Михаила Малеина (святой, основатель Великой Лавры на Афоне) и храм Жен Мироносиц. Владение справа от церкви Жен Мироносиц в начале XVII в. Оба храма были деревянными и в 1626 г. сгорели. В 1647 г. двоюродный брат царя Михаила Фёдоровича Романова, боярин Михаил Михайлович Салтыков, который расстроил царскую свадьбу с Марией Хлоповой и попал за это в длительную опалу, вернувшись из ссылки, построил здесь новый храм в честь Жен Мироносиц с Успенским приделом. В 1691 г. на средства Салтыковых вместо Успенского предела поставили храм, дошедший до наших дней (с поновлениями 1787 г.). В XVIII в. среди владельцев этой земли отметились графиня Наталья Борисовна Долгорукова (урожденная Шереметевой) и её сын Михаил, граф Валентин Платонович Мусин‑Пушкин, а также дальний родственник князя Григория Потемкина, генерал‑поручик Михаил Сергеевич Потемкин.
Затем эти земли сменили несколько владельцев, а в 1812 г. даже успели побывать владением Жан-Батиста Лессепса, интенданта французской армии, назначенного гражданским губернатором Москвы, что спасло их от устроенного французами пожара. В 1842 г. этот участок попал в руки купцов 1-й гильдии Гавриила и Алексея Чижовых, которые организовали здесь свое подворье. Отсюда храм получил прозвище – на Чижевском подворье или попросту Чижевка. Со временем подворье кануло в лету, а удивительно уютная, почти по-деревенски заросшая цветами церквушка в стиле нарышкинского барокко до сих пор украшает брутальные дворы Никольской. Про этот храм я так подробно рассказываю не просто так. Он выполнял весьма важную функцию и о нем мы еще вспомним чуть позже.
Теперь перейдем Никольскую и окажемся у главной цели нашей экскурсии, а именно у того здания, которое сделало эту улицу одной из самых особенных в Москве. Это дом №15. Его роскошный фасад один из самых нарядных не только на Никольской, но и во всей Первопрестольной. Витые колонны, лев, схлестнувшийся в схватке с единорогом, пара солнечных часов и затейливая каменная резьба по всему фасаду. Сейчас в этом здании находится РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет, а когда-то именно здесь был основан первый на Руси печатный двор. От него и пошли многочисленные никольские книжные лавки, а сама улица прослыла центром просвещения. Весь комплекс зданий Печатного двора – это пазл, сложенный из зданий XVII — XIX вв. Мы будем проходить их слой за слоем, от более позднего к более раннему, как и положено настоящим историкам.
Тот неоготический фасад, который украшает собой Никольскую, принадлежит к самой поздней постройке Печатаного двора. Это здание было построено в 1814-1815 гг. архитекторами А.Н. Бакаревым и И.Л. Мироновским. Оно частично скопировано с более раннего здания, которое из-за ветхости было разобрано в 1810 г. Именно от того здания новому достались символы государственной власти и мудрости — лев и единорог. Правда, лев в XX в. утратил свою корону. Пропал с фасада и очень необычный двуглавый орел, который держал в лапах не скипетр и державу, а символы просвещения — оливковую и пальмовую ветви, и был окружен раскрытыми книгами потиром и митрой. Псевдоготический стиль для здания был выбран, как считается, чтобы придать ему более древний вид, а солнечные часы, скорее всего, появились здесь как дань моде. А вот почему часов на фасаде сразу двое до сих пор остается загадкой.
Фасад раскошен до безобразия. Кстати, тыльная его сторона, которую с Никольской не видно – это чистое венецианское палаццо.
А мы зайдем внутрь и получим еще один шок. Как я уже говорила, сейчас здесь РГГУ, а именно его Историко-архивный институт. Две главные аудитории здания, выходящего на Никольскую – это помещения, в которых вплоть до XIX в. стояли печатные станки. Архитектура промышленная. Сводчатые потолки подпирают чугунные столбы. Окна стрельчатые, узкие. Тесно, пыльно, душно, небогато. С одной стороны, студентам повезло учиться в этаком московском Хогвартсе, с другой, удобства тут тоже почти Средневековье, а суровые внутренности здания так резко контрастируют с гламурным фасадом, что просто диву даешься.
Впервые Печатный двор был организован на этом месте в 1563 г. царем Иваном Грозным. В 1564 г. здесь была создана первая русская печатная книга – Апостол. Однако Иван начал проявлять интерес к книгопечатанью еще в 1552 г. В этот год он взял Казань, что привело к значительному расширению русских земель за счет вхождения в них Казанского ханства. Новых подданных необходимо было приобщать к христианству, что требовало большого количества абсолютно идентичных церковных текстов. Переписчики же работали медленно и, что еще хуже, делали многочисленные ошибки, которые вели к разночтениям и, как следствие, к ересям. Поэтому в 1552 г. царь даже выписал из-за границы несколько мастеров, которые, как считается, напечатали на русской земле несколько «анонимных» книг. Сейчас найдено семь подобных экземпляров. Апостол же вошел в историю именно как первая точно датированная русская печатная книга. Кроме этого, на ней указаны имена печатников – Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца, которые благодаря этому считаются основателями книгопечатания в России.
Почему для Печатного двора, который на момент своего создания был объектом стратегическим, выбрали именно это место, остается загадкой. Возможно, царь не хотел держать в Кремле «грязное производство». Ведь технология XVI в. требовала установки печей, в которых плавили металл для шрифтов. Кроме этого, от печей мог случиться пожар. Поэтому для двора требовалось каменное здание. Возможно, такое здание нашлось именно здесь. Что это было за здание и кому оно принадлежало, также загадка. Некоторые источники указывают, что его построили специально для печатников на средства казны. Однако сейчас есть основания полагать, что каменное здание на этом месте стояло еще до постройки Китайгородской стены, то есть ранее 1535 г. Так или иначе, но от того, первого Печатного двора, сейчас ничего или почти ничего не сохранилось. Главной причиной этого были пожары. Причем, по предположению историков, первый из них случился практически сразу после начала работ Печатного двора и был организован переписчиками, взбунтовавшимися из-за того, что благодаря печатным книгам они теряют работу. Ситуация была столь непростой, что Ивану Федорову и Петру Мстиславцу в итоге пришлось перебраться в Литву, забрав с собой шрифты и гравюрные доски, где они продолжили свое дело.
В 1645-1646 гг. зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов возвели на месте старого Печатного двора новое двухэтажное каменное здание с башенкой, выходящее фасадом на Никольскую, то самое, которое также как и предыдущие кануло в лету, уступив место современному неоготическому зданию. Но от зданий XVII в. здесь всё-таки кое-что осталось. Выйдем на внутренний двор и снова получим шок от той красоты, которая спряталась тут от посторонних глаз.
Это Правильная палата, которую пристроили к Печатному двору в 1697 г. для того, что разместить корректоров, занимавшихся исправлением ошибок в уже отпечатанных книгах. Здесь же была библиотека, в которой хранились изданные на Печатном дворе книги.
В 1872-1875 гг. эти палаты были перестроены архитектором Николаем Андреевичем Артлебеном. Артлебен был не только архитектором, но достаточно серьезно занимался археологией. В частности, он активно исследовал архитектурные памятники Владимира и Суздаля, а также занимался их реставрацией. Однако реставрация Теремка, как называют палату в РГГУ, получилась неоднозначной. В частности, старое крыльцо, стоявшее под прямым углом к зданию, развернули и прижали к стене. Оно получилось роскошным, но все-таки из-за него здание утратило исторический облик, а на фасаде появились нелепицы, в виде смотрящих «в никуда» окон. Также весьма существенно был переработан декор второго этажа.
Здание украсили изразцами из майолики, многие из которых в настоящее время утрачены. А вот каменные наличники на окнах первого этажа «родные», XVII в., т.к. выполнены из обтесанных кирпичей и вмонтированы в стену непосредственно при её постройке.
Прежде чем войти внутрь, пройдемся по местным дворам. Вот такие тущебы можно найти на «золотой земле» между Никольской и Театральным проездом. Как вам такая дорогая моя столица, золота моя Москва?
А теперь вернемся в Правильную палату, чтобы посмотреть два помещения на втором этаже, также отреставрированные Артлебеном. Это сени, из которых можно пройти в обе палаты второго этажа.
В каждой из палат своя печь-голландка с удивительно красивыми изразцами. Другого отопления здесь нет. При этом обе палаты использовались под аудитории и я не думаю, что печи кто-то топил.
Каждая из палат оформлена в едином стиле. Росписи выполнены при последней реконструкции в XIX в. мастерами из Палеха.
При этом росписи отличаются. В правой палате все потолки расписаны цветочными росписями, такими же, как в сенях. Использовано при этом сего 3 цвета, но роспись смотрится очень интересно и ярко.
В левой палате потолок однотонный, голубой. Зато на нем нарисованы медальоны со знаками зодиака.
Изначально Печатный двор существовал на казенные деньги и книги здесь печатались по царскому указу. Цена на отпечатанную книгу также согласовывалась с царем. Так было до 1653 г., пока Печатный двор не был передан Церкви. В 1681 г. при Печатном дворе создали греческое училище (Типографскую школу иеромонаха Тимофея), первое, в котором обучали печатному делу как профессии.
Интересно, что все изданные книги обязательно освещали. Именно эту важную функцию выполнял стоящий напротив храм Успения Пресвятой Богородицы, а до его постройки – его предшественники.
А с 1702 г. здесь издавали Ведомости — первую российскую газету. Некоторые историки считают, что Петр I лично испытывал здесь созданный при его участии новый русский гражданский шрифт, пришедший на смену церковному. Скорее всего, он даже лично набирал и корректировал текст одного из первых номеров газеты.
Теперь спустимся в подвалы Теремка. Часть этих помещений отошла к РРГУ только в 2015 г. после длительной судебной тяжбы. В наследство от арендаторов остался отчищенные и покрытые лаком кирпичи стен, на которых видны клейма XIX в., а также барная стойка пивной Кружка, рисунки на стенах и еще кое-что.
Проходим дальше и оказываемся в еще одном подвальном помещениях XIX в. с волнистым потолком, призванным правильно распределять нагрузку от стоявшего на верхних этажах промышленного оборудования. При советской власти сюда умудрились впихнуть студенческий спортзал и раздевалки. По-моему, заниматься спортом в таких условиях, без воздуха и света, опасно для жизни. Сейчас здесь разруха и запустение, а на потолке цветет грибок. В конце прошлого – начале нашего века в здании Теремка, наконец, провели достаточно серьезные исследования. Руководил ими известный археолог Александр Григорьевич Векслер. За стеной подвала, в котором был спортзал, открыли еще одно помещение, а под ним – еще одно, уходящие вниз примерно на 5 м. В верхнем помещении нашли остатки печей, которые Векслер попытался воссоздать и в которых, как предполагается, лили металл для шрифтов.
Основания печей находятся на втором уровне. Там же были обнаружены заложенные кирпичом окна, которые утыкаются прямо в Китайгородскую стену. Именно эти странные, ведущие в никуда окна, дали Векслеру основания предполагать, что самое ранее каменное здание на этом месте появилось еще в XV в., то есть это одно из самых древних зданий Москвы. А уже потом была построена стена Китай-города, которая закрыла окна и за ненадобностью их заложили вовсе. Из этого самого нижнего и самого древнего подвала можно пройти к основанию Китайгородской стены, то есть увидеть её изнутри.
А теперь поднимемся чуть выше и выйдем из подвалов на стену. Стена была построена в 1535—1538 гг., при матери Ивана Грозного, Елене Глинской. Строительством руководил итальянский архитектор Петрок Малый. Это фортификационное сооружение с 12 башнями длиной 2 567 м. и высотой 6 м огибало весь Китай-город. Стена примыкала к угловым башням Московского Кремля — Беклемишевской и Арсенальной. По сравнению со стеной Кремля, стена Китай-города была ниже, зато шире, в расчете на установку пушечных лафетов.
В XVIII в. стена утеряла оборонительное значение, постепенно обветшала и пришла в запустение. Часть стены была застроена домами, на некоторых участка москвичи разбили огороды и яблоневые сады. В XIX-XX вв. стену пытались реставрировать, но в итоге практически полностью уничтожили в 1934 г. в процессе сталинской реконструкции Москвы.
До настоящего времени сохранился только участок стены на площади Революции за гостиницей Метрополь, фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро Китай-город и некоторые фрагменты стены в Китайгородском проезде. Вот такой замечательный вид открывается с того участка стены, который уцелел. Блестит и переливается, как новогодняя ёлка, Большой театр. Напротив сияет огнями один из самых дорогих отелей Москвы. А под ногами предательски скрипят прогнившие доски и хрустит битое стекло, накиданное поверх пяти веков московской истории.
Сюда же выходит фасад Теремка Вы видите как сильно он отличается от того фасада, который выходит во двор. Это тоже результат реставрации XIX в. Штукатурка частично специально сбита в ходе последних археологических исследований, а частично отвалилась из-за стоящей здесь по весне воды. Зато можно увидеть слои кирпичной кладки XVII-XIX вв.
Попасть на Печатный двор можно только с экскурсией и только в теплое время. Это связано с тем, что в здании идет учебный процесс. Кроме этого, в Теремке и, особенно, в подвалах очень холодно, а зимой на стену невозможно выйти из-за снега, который тут никто не чистит.
- Адрес:
Москва, Никольская ул., 15
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 21 июл 2018, 14:18удалитьИра, потрясающая экскурсия! Тоже на такую хочу:)
Знаешь, может быть все и правильно? Если бы не споры о собственнике, не гос. учреждение, то все это давно бы продали, повели бы там евроремонтик, и все, хана истории! А так, все это стоит и ждет своего часа. Дождется, я полагаю!
Но я не ожидала, что подобное — сама история чистой воды, имеет место быть быть в Москве! Просто фантастика!
Москва неисчерпаема воистину! - 21 июл 2018, 16:24удалить
Norisfoxнаписала 21 июля в 14:18
Ира, потрясающая экскурсия! Тоже на такую хочу:)
Знаешь, может быть все и правильно? Если бы не споры о собственнике, не гос. учреждение, то все это давно бы продали, повели бы там евроремонтик, и все, хана истории! А так, все это стоит и ждет своего часа. Дождется, я полагаю!
Но я не ожидала, что подобное — сама история чистой воды, имеет место быть быть в Москве! Просто фантастика!
Москва неисчерпаема воистину!
Я нашла в Инстаграмме одну компанию, которая водит экскурсии по Москве. У них все очень разное — по 2-3 в неделю. Пока с коллегами ходили на 3: по Арбату, от Рогожки до Таганки и вот на эту. Мне все понравились. Очень хочу попасть на экскурсию по родному Красному селу, но они только оп субботам, а я на даче. Если нужно будет, скину их контакт. - 21 июл 2018, 23:05удалитьЯ бы лучше за компанию сходила:)Так что ты зови, если шо:))
- 22 июл 2018, 00:39удалить
Norisfoxнаписала 21 июля в 23:05
Я бы лучше за компанию сходила:)Так что ты зови, если шо:))
А ты в Москве? - 22 июл 2018, 01:53удалить
Norisfoxнаписала 22 июля в 01:30
Нет!:) Но я же вернусь:) ближе к осени.
Я тоже только после 10 августа буду. Тогда и сходим. - 22 июл 2018, 07:46удалить
Norisfoxнаписала 22 июля в 01:30
Нет!:) Но я же вернусь:) ближе к осени.
Вот тогда и сходим. :)) - 22 июл 2018, 15:18удалить
ERCHOVнаписал 22 июля в 15:05
Спасибо! Очень интересно!!!
На здоровье. Максим, если соберешься, скину контакты. - 22 июл 2018, 15:32удалитьИра, я знала, что ты напишешь эту заметку! :) После твоих восторгов и Инстаграм я была в этом уверена! :))
Безумно интересно! Москва — удивительный город!
Лет так 15 назад я ехала из Питера в одном купе с одной молодой парой. Они всё охали и ахали какой красивый город С-Петербург, и какая некрасивая Москва. С тем, что Питер красивый город, я согласилась, а вот со вторым их утверждением поспорила. Они мне доказывали, что от старой Москвы ничего не осталось, а я пыталась убедить их, что если не гулять только по проспектам, а пройтись в историческом центре по переулкам или зайти во дворы, можно найти много исторических уголков. Твоя заметка еще одно подтверждение этому! - 23 июл 2018, 20:04удалить
Lesik1написала 22 июля в 15:32
Ира, я знала, что ты напишешь эту заметку! :) После твоих восторгов и Инстаграм я была в этом уверена! :))
Безумно интересно! Москва — удивительный город!
Полностью согласна!
Лет так 15 назад я ехала из Питера в одном купе с одной молодой парой. Они всё охали и ахали какой красивый город С-Петербург, и какая некрасивая Москва. С тем, что Питер красивый город, я согласилась, а вот со вторым их утверждением поспорила. Они мне доказывали, что от старой Москвы ничего не осталось, а я пыталась убедить их, что если не гулять только по проспектам, а пройтись в историческом центре по переулкам или зайти во дворы, можно найти много исторических уголков. Твоя заметка еще одно подтверждение этому! - 2 авг 2018, 13:05удалитьСовсем недавно гуляла по бриллиантовой Никольской и даже прочитала вывеску про типографию, но даже предположить не могла, что находилась в столь интересном историческом месте. Очень интересная информация и вовремя! Спасибо!
- 12 авг 2018, 19:05удалитьОчень рада, что эта информация пригодилась. Жаль, что просто так туда не попоасть.
- 10 окт 2018, 00:07удалитьМосква и Петербург совершенно разные, их просто нельзя сравнивать. В молодости мне было до слез обидно за некоторую обшарпанность столицы, и как сегоднч я радуюсь за Москву и положительную динамику ее развития. Возможно, у вашего мэра руки дойдут и таких дворов.
И как замечательно, что стали появляться такие насыщенные экскурсы в прошлое, которое нам столько лет пытались закрыть. Нам не только нужно, но и ДОЛЖНО видеть всю эту красоту, ценить ее и ратовать за ее сохранение. А сколько тайн еще не раскрыто, и низкий поклон тем, кто ведет архивный кропотливвй поиск по исправлению истории государства Российского!
Огромное вам спасибо за настоящее исследование!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.