Галстуки «в гаечку», стереотипы о русских и рождественская Братислава.
Словакия началась для нас с улыбающихся приятных… таможенников! Милые женщины в форме пожелали нам приятного пути (надо же, и такое бывает), и мы покатились по непривычно ровной дороге через непривычно пышные Карпаты… У меня неприятно екнуло в сердце: по сравнению с украинской частью Карпат, где, похоже, с незаконной вырубкой леса никто особо не борется, это совершенно другие горы. На карте они - один цельный географический объект – Карпаты. На деле же – по одну сторону границы – унылые лысые вершины, по другую – гордые, высоченные густые ели, из которых, казалось, вот-вот выскочит олень. Может, стоит организовать украинским лесничим экскурсии к соседям, чтоб они наглядно увидели, как надо беречь лес? И ведь уже расплачиваются за свое варварство: то и дело оползни накрывают дороги, каждую весну затапливает Закарпатье… Ей, Гринпис, ау!?
Когда мы подъезжали к Кошице, уже начинало темнеть. Меня удивила в прямом смысле тьма на улицах города – в окнах домов почти не горели огни. Маленькая, не очень богатая страна, люди экономят электричество – эти выводы мы уже сделали позднее. А еще такой моментик: спать словаки ложатся очень рано, по нашим меркам, и рано просыпаются, рабочий день у большинства начинается в 7 утра, а то и раньше. В маленьком городишке, название которого, я сорри, не помню, мы столкнулись с реальной проблемой поужинать в 8 вечера – все заведения закрыты, на улицах – никого…
Сегодня, по прошествии нескольких лет, я отдаю себе отчет, что, проскочив на полном ходу эту маленькую европейскую страну, мы ее толком и не видели-то! Так бывает, когда цель поездки – не праздный туризм, а экономический семинар, проводимый крупной словацкой фирмой для своих зарубежных филиалов. Как я уже писала в первой части сего повествования, мы с мужем оказались чисто случайно в компании двух москвичей и одного екатеринбургского парня в черном 600-м мерсе, плавно рассекающем заснеженные словацкие просторы. В тайне лелея приятные мысли, что вот, сейчас экономически просветимся, познакомимся с руководством фирмы, и авось запустим еще один филиал – питерский…
Ничего, кстати такого интересного мы не подсмотрели у словацких коллег. Компания называлась «Херманн» (всякие дрельки и прочее оборудование для строительных работ), и что мне больше всего запомнилось в нашинкованном аппаратурой офисе – это сотрудники в красных галстуках с рисуночком в мелкие дрельки-шурупчики-гаечки. Нет, чтоб как у людей – в елочку, в горошек, в конце-концов! Эх, жалко, фото нет, очень забавно оно выглядело, уж поверьте…
А вот на официальном ужине мы оторвались по-полной, мороча словакам голову россказнями про «бандитский Петербург» (они при этом вежливо улыбались, но было заметно, как вытягиваются их лица). А на вопрос о медведях, которые якобы подпирают зимой двери наших подъездов, ответили утвердительно (пускай знают, какие у нас медведи!) Глаза у словаков начали неестественно округляться, пока разудалый белорус Миша, директор Минского филиала, не затянул песенку про мамонтов, гуляющих в Беловежской пуще...
- А, так это вы шутите? – с облегчением выдохнул главный словак.
- Ну конечно, шутим… Какие там медведи… На весь Питер парочка медведей, и то в зоопарке, грустные и облезлые…
Кстати, про местную кухню. Мне больше всего понравился запеченный в панировке сыр и очень вкусное пиво….
Тот факт, что мы пьем пиво, для наших словак было чем-то из ряда вон…
- Русские же пьют только водку? – озабоченно вопрошал гендиректор.
- Ну почему же только водку! Еще мы пьем спирт, самогон, и прочие вкусности…
Ну вот, вдогонку к медведям, еще один дурацкий стереотип - о русских и водке. Прям такой трогательный лирический образ – небритый мужичок в ватнике и ушанке, любовно обнимающий бутыль с мутноватой жидкостью, и медведь рядышком примостился…
Три дня семинара пролетели в таком же духе (скука смертная!), и вот наши соотечественники уже оседлают свой черный мерс в обратную дорогу… Но тут я не выдержала, и устроила маленький бунт. Мол, как же так! Быть в Словакии, и не съездить даже в Братиславу? Снова провести 2 суток, скрючившись на заднем сидении (хоть и очень комфортном) автомобиля? Снова углубленный досмотр на каждой границе? Нетужки. Давай домой на поезде… И мы остались, помахав ручкой на прощанье нашим москвичам…
Рано-рано, в 5 утра нас захватил с собой Хермановский водитель в кабину своего грузовика, везущего товар в Братиславу. Толком не проснувшись, помянув недобрым словом рабочий график словак, мы все же не могли оторвать глаз от заснеженных пейзажей, проплывающих за окном… Красота!
В Братиславе мы оказались около 7-ми утра, и первой приятной неожиданностью было то, что многие кафешки уже открыты и ждут посетителей! Ага, в рабочем графике словак все же есть приятные особенности…
Вспомнили, что у нас в Братиславе имеется хороший знакомый, работающий в словацком посольстве в Москве. Не надеясь особо на успех, на авось набрали его номер. О, чудо! Дозвонились…
- Привет, Юрай! А ты не в Москве?
- Какая Москва? У нас сегодня Рождество!
О, действительно, мы совсем забыли про католическое Рождество… То-то Братислава показалась нам чересчур нарядной, и на главной площади оживление, готовят сцену…
Встреча с Юраем прошла очень душевненько, в одном из самых интересных заведений Братиславы, на телевизионной вышке. К сожалению, не помню названия, но если вам попадется по пути – рекомендую заглянуть, кормят отменно, а уж про интерьер вообще молчу – из окон в пол открываются панорамные виды на старый город и Дунай… Когда после сытного обеда мы спустились с башни вниз, увидели, что она здорово раскачивается! Амплитуда – несколько метров. Нет, я конечно, выпила глинтвейна за обедом, но не настолько же… А потом вспомнила, как раскачивается наша Останкинская башня, и успокоилась.
А потом мы гуляли по Братиславе, смотрели на улыбающийся народ на главной площади и заражались хорошим настроением. Атмосфера праздника витала в воздухе, до сих пор помню это ощущение. На площади – рождественская ярмарка, на каждом шагу наливают горячий душистый глинтвейн, что очень кстати, учитывая 10 градусов ниже нуля… Кроме привычного красного я попробовала глинтвейн из белого вина – довольно необычно, но вкусно.
В одной из многочисленных сувенирных палаток мы запаслись сувенирами. Пополнили свою коллекцию пивных кружек, приобрели симпатичную бабку-ежку с метлой, которая, как оказалось впоследствии, таила сюрприз – если хлопнуть в ладоши, или издать другой громкий звук в непосредственной близости – глаза ее загораются красным, и раздается зловещий хохот. Обнаружила эту милую особенность безобидного на первый взгляд сувенирчика, приехавшая в гости моя мама, которая еще минут 15 после этого хваталась за сердце…
А еще у меня появился милый деревянный котейка, с которого началось мое коллекционирование кошек. Теперь из каждого посещенного мною города я обязательно привожу фигурку кошки и торжественно водружаю на специальную полку.
Итак, времени у нас было в обрез, так как вечером нас ждал паровоз. Мы решили не пытаться объять необъятное, и оббегать все достопримечательности, высунув язык, а просто неторопливо побродить по нарядным уютным улочкам, вдыхая морозный воздух и наслаждаясь неповторимой атмосферой Рождественского праздника.
Улочки Братиславы просто таки кишат забавными изваяниями и памятниками, например, бронзовый работяга, торчащий из канализационного люка, «папарацци», выглядывающий из окна одного из кукольных домиков, окружающих центральную рыночную площадь, полицейский – вот только те, что попались нам чисто случайно. Думаю, их тут гораздо больше.
На главной площади внимание наше привлек фонтан Роланда – этот рыцарь из эпической поэмы считается покровителем Братиславы. По легенде, статуя рыцаря оживает дважды в год – в канун Нового года, когда часы бьют полночь, и в Страстную пятницу. С мечом в руке, каменный Роланд отправляется «патрулировать» улицы вверенного ему города. Ну конечно же, в каждом уважающем себя старинном европейском городке на центральной площади должен быть или призрак, или на худой конец, хоть ходячая статуя… Интересна также Ратуша, на стенах которой – изображения королей и святых. Центр города, кстати, полностью отдан в распоряжение пешеходов.
Двигаясь от главной площади к набережной Дуная, осмотрели очень красивый барочный собор святого Мартина. Интересен он тем, что именно здесь, на протяжении 250 лет, когда Братислава была столицей Венгрии, короновались венгерские короли, в том числе и императрица Мария-Терезия. Поэтому на верхушке 85-метрового шпиля собора водрузили золотую подушку с копией венгерской короны.
Скрепя сердце, мы решили не карабкаться на холм смотреть местный замок – Братиславский Град, ни времени, ни сил на это у нас уже не было. Издалека – замок как замок, я так и не поняла, почему его неофициально называют «перевернутой табуреткой», лично у меня таких ассоциаций не возникло. Замок отстроили с нуля уже после второй мировой, а до этого он 150 лет лежал в руинах, после страшного пожара, учиненного пьяными вояками Наполеона.
Сделав кружок, мы вернулись на главную площадь. К тому времени стемнело, яркие огни освещали улицы, народ продолжал петь, пить, и веселиться. На сцене шел вертеп - рождественский спектакль, потом дети в национальных костюмах зажигательно танцевали. На этой радушной ноте мы мысленно попрощались с городом, и отправились вместе с Юраем на жд вокзал. Наш словацкий друг помог нам купить билеты. Так как мы уже дней 5 нормально не спали – то галоп на мерсе через всю Украину, то пьянки до поздней ночи со словацкими «потенциальными» партнерами, то решили раскошелиться на СВ, и наконец-то как следует выспаться… Договорившись позвонить уже из Питера, мы попрощались с Юраем, и удобно устроившись в шикарном купе, собрались спать до самого Спб… О том, какой «облом» нас ожидает уже через несколько часов, мы даже и не подозревали…
Продолжение следует…