Чтобы не терять драгоценного времени по прибытии в Берлин, решила потратить его с пользой. Посчастливилось прямо по дороге в отель найти попутчицу. Наши устремления насчет Шарлоттенбурга неожиданно совпали и, оставив вещи, мы в темпе двинулись на Spandauer Damm 20-24, рассчитывая успеть во дворец до закрытия.
Там есть на что посмотреть, начиная с холла и парадной лестницы в главном крыле.
Один зал сменяет другой, «соревнуясь» друг с другом в красоте своего убранства.
Самый большой из них – Зал приемов с нишами и барельефами.
И повсюду хрустальные люстры, зеркала, лепнина и позолота.
В залах дворца старинная мебель (хоть ее и немного), вазы, скульптуры и мраморные бюсты, коллекция картин эпохи прусских королей.
В 1694 году, когда София-Шарлотта Ганноверская завладела этой землей в нескольких километрах от Берлина благодаря супругу, курфюрсту Бранденбурга и герцогу Пруссии (будущему 1-му королю Пруссии) Фридриху I, здесь была деревушка Лютцов (Lützow). С соизволения и по распоряжению будущей королевы в 1696 началось строительство замка. Он задумывался как загородная летняя резиденция для членов семьи в живописном месте у реки Шпрее. В 1699 году дворец в 2 этажа, состоявший лишь из основного корпуса, был готов и назывался поначалу Литценбург (Lietzenburg).
С годами вокруг него разрастался город, менялся и перестраивался сам замок. После того как Фридрих I и София-Шарлотта были коронованы в 1701 году в Кёнигсберге, резиденция уже не соответствовала их новому статусу. Работы по расширению дворца продолжились, постепенно превратив его в величественное сооружение.
Основное здание, к которому были пристроены боковые крылья, украсил купол на высоте 48 м, увенчанный позолоченной статуей Фортуны.
София-Шарлотта много читала, играла на арфе, увлекалась философией, поддерживала дружеские связи с фон Лейбницем, наслаждалась природой вдалеке от придворной суеты, жила во дворце почти в уединении, не обремененная излишними знаками внимания со стороны любящего супруга, король только с позволения Софии-Шарлотты мог навещать ее. Королева родила мужу трех сыновей, но выжил только Фридрих Вильгельм I, впоследствии и унаследовавший трон.
Простуда не пощадила Софию-Шарлотту и в 36 лет она умерла. После кончины королевы в 1705 году, в память о ней дворец был переименован в Charlottenburg – замок Шарлотты.
Через несколько лет (1709-1712 г.г.) в западном крыле дворца появилась оранжерея с редкими растениями, которыми можно было любоваться зимой, а в летнее время устраивались праздники (сейчас после реконструкции там проводятся концерты и торжественные вечера).
После смерти Фридриха I в 1713 году прусский престол занял его единственный наследник Фридрих Вильгельм I. И загородная резиденция перестала быть столь значимой, как прежде, хотя за ней продолжали заботливо ухаживать, протапливали помещения в холодное время года, чтобы отделка и мебель не пострадали.
Иногда Шарлоттенбург использовался для приемов важных иностранных гостей.
После Фридриха Вильгельма I дворец в 1740 году перешел в собственность нового короля Фридриха II Великого, позже получившего прозвище «Старый Фриц». Он любил дворец, построенный для его бабушки и который напоминал ему о детстве.
При нем здесь добавился новый флигель и малая оранжерея (сейчас возле нее дорогой ресторан). Но после окончания строительства нового королевского дворца в Потсдаме резиденция лишилась былого внимания.
Во времена правления его преемника Фридриха Вильгельма III здесь появился небольшой дворцовый театр (с 1902 года побывавший мебельным складом), Павильон с залом для чайных церемоний и Мавзолей в парке.
Почти до конца XIX столетия Шарлоттенбург был резиденцией прусских монархов. В 1918 году, когда мир был вовлечен в круговорот военных действий, дворец превратился в лазарет. В 1920 году после решения о национализации имущества Шарлоттенбург отошел во владение Управления дворцами и парками. А городок возле Берлина плавно слился со столицей, став ее западным районом.
После II Мировой войны Берлин лежал в руинах, и Шарлоттенбург не стал исключением, хотя имущество и ценности из него были вывезены еще в 40-х годах по приказу Гитлера. Предстояла серьезная работа по восстановлению. И долгие споры по поводу возрождать ли дворец прусских королей или полностью снести то, что осталось для новых построек, чуть было не решили судьбу замка, и памятник истории мог оказаться «приговоренным» к уничтожению.
Почти в одиночку искусствовед Маргарет Кюне (ставшая потом здесь директором) отстояла Шарлоттенбург. «Леди с мужским характером» возглавила реставрационные работы, длившиеся не один десяток лет. И сегодня потомки должны быть ей несказанно благодарны за спасение единственной сохранившейся в Берлине резиденции королей из династии Гогенцоллернов и возможности прикоснуться к истории той эпохи.
В период реконструкции замка Бельвю (Schloss Bellevue) в Шарлоттенбурге какое-то время находилась резиденция федерального правителя Германии. И это тоже немаловажная веха в истории барочного дворца, иногда называемого «Немецким Версалем».
Сегодня многие элементы декора,
роскошные гобелены,
ценные вещи, некогда принадлежавшие членам королевской семьи,
кубки,
большая коллекция фарфоровой и серебряной посуды снова заняли свои прежние (согласно документам) места в Шарлоттенбурге, который курирует фонд Прусских дворцов и парков Берлина и Бранденбурга.
Часть мебели привезена из других разрушенных немецких дворцов.
Всего, конечно, посмотреть не удалось (дело шло к закрытию), но время было потрачено не зря, дворец того стоил.
И поскольку наш тур подразумевал знакомство с дворцами, садами и замками Германии, Шарлоттенбург стал первым в этом списке и дал нужный настрой на будущие встречи с шедеврами немецкой архитектуры.