Сегодня у нас большой день. Мы едем туда, куда мне очень хотелось попасть. Это город Нара — бывшая столица Японии. Она была столицей очень давно и совсем недолго: с 710 по 784 год. Но до сих пор это очень известное и значимое историческое место.
Сегодня опять едем на электричке, но она уже другая, более современная и комфортабельная. Очень удобные сиденья, стеклянные двери, много места.
Кстати, о сиденьях. Я всегда стараюсь наблюдать за местными жителями, что они делают, как себя ведут, какие у них привычки. И благодаря этому , едва мы зашли в вагон и сели, успела заметить одну особенность. Один пассажир-японец, переде тем как сесть, передвинул сиденья и они внезапно поменялись в другую сторону. И я сразу поняла, в какую сторону мы едем и что нам нужно сделать, что бы было удобно ехать. И я тоже развернула сиденья перед нами. Это оказалось очень легко сделать, немного нажав на них сверху. До чего же все продуманно в Японии для удобства людей!!
Посмотрите внимательно на нижнее фото. Видите разницу? Теперь никто не будет сидеть напротив нас.
Ехали мы час и с интересом глядели в окно. Я бы ехала еще больше, но нужно было выходить. Вокзал в Наре очень современный и удобный. Так как иностранцы в большинстве своем пользуются для проезда Japanese Rail Pass, это такой одноразовый билет на неделю на неограниченное количество поездок, то у них всегда отдельный вход и выход на платформы. В Наре это сделали вообще первоклассно, не нужно искать, все ясно и понятно. Спасибо, милая работница.
На вокзальной площади находится остановка того автобуса, который отвезет нас в историческую часть города. Несмотря на то, что Нара очень древняя, много было уничтожено во время Второй Мировой войны и сегодня она выглядит в большинстве своем очень современно. Автобус идет около получаса и везет нас через современный город.
А едем мы туда, куда, как я сказала выше, я очень старалась попасть. Это городской парк, где живут дикие олени. Насколько мне известно, это единственное место в Японии, где их можно увидеть вот так, дословно посреди города. И действительно, стоило нам выйти из автобуса, мы сразу попадаем в гущу людей и оленей среди них.
В городском парке, расположенном здесь же, живут сотни оленей. И действительно, куда ни глянь, кругом одни олени и любопытные туристы
Поэтому сразу сворачиваем в парк. У меня глаза разбегаются! Настоящие олени прямо в центре города.
Я прямо мечтала попасть в это место. Если для большинства туристов Япония — это Токио, гора Фудзи, скоростные поезда и исторический город Киото, то, признаюсь вам, для меня Япония — это онсэны, суши и эти олени в Наре. Суши мы уже ели, в онсэне были вчера и вот наконец они — олени.
Я ужасно хочу с ними сфотографироваться. И сразу иду к этой стайке.
Но оленям я безразлична. Хоть так сядь, хоть эдак, хоть улыбайся, хоть танцуй, они ко мне даже не поворачиваются. Но я счастлива. Мне все это очень нравится.
В парке есть тенистые беседки, в которых некоторые особи прячутся от жары. Я так увлечена, что жары не замечаю. Но для фото сделаю, все, что угодно. Олени просто роскошные, других слов у меня нет.
Как же так получилось, что именно здесь живут дикие олени, свободно разгуливающие по парку и по улочкам, и ведущие себя почти как ручные?
По преданию давным-давно, в самые стародавные времена, бог грома и мечей прибыл в Нару для охраны столицы верхом на олене. Все остальные олени считаются его потомками и являются священными, а также национальным достоянием Японии. Они охраняются государством. Сегодня их популяция достигла тысячи особей и является чуть ли не главным магнитом туристов, которые охотно идут с ними на контакт, кормят их и фотографируют.
Мы сделали несколько фото, но олени вокруг нас продолжали лежать. А мне хотелось динамики. Но едва я подходила к гуляющим оленям, они убегали от меня. А мы даже штатив с собой прихватили по этому случаю. В чем же дело?
Понаблюдав немного, мы поняли в чем проблема. Олени охотно позируют тому, кто их кормит. И я говорю мужу: надо купить им корм и тогда мы сделаем много интересных фотографий. Но мой муж читал, что городские власти просят не кормит оленей. Как же так? — спрашиваю я. Вот же столько корма продается вокруг и все покупают. Но он читал и все. Долго я его уговаривала. А самое главное, не получалось сфотографироваться с оленями. И тогда он сдался. Пошел и купил корм. Пока я его ждала, обвешанная камерами и штативом, он уже их начал кормить. Мужчины!
После того, как мы купили корм, все стало очень легко.
Олени подбегали сами, только успевай давать им их печенья.
Все стало очень интересно. Оказывается, если поднять руку высоко, то они начинают кланяться, как японцы. Ну это же японские олени. И вообще, они оказались такие милашки!
Они как-то чуяли корм, потому что подбегали сами. Сначала один, потом два.
Мы развлекались так очень долго. Мой муж сказал, что хватит, пора двигаться дальше. Мы приехали смотреть исторические храмы. Это смотря кто и что приехал смотреть. Какие храмы? Храмов я видела уже полно. Я приехала смотреть оленей.
Ну хорошо, мы их уже посмотрели и по фотографировали. Сколько же еще? — спрашивает он.
Но меня прямо заклинило. Никуда не пойду. Я приехала к оленям, я об этом мечтала. И пока не на фотографируюсь, никуда не пойду. Хоть весь день здесь буду, хоть вообще к храмам не пойду. Мы чуть не поссорились. Хорошо, что у моего мужа ангельское терпение. Он вздохнул и сказал: Ладно.
И я вошла во вкус. Вот с этими двумя хочу.
Еще на вторую камеру и на планшет хочу.
Еще вот так, покормить и что бы ракурс хороший.
И новые олени подбегали ко мне со всего парка. А корм-то у меня незаметно закончился. Все, дружок, нет у меня ничего больше. Нет, не понимаешь разве, нету!
Терпение, друзья. Это уже последняя фотография. Через несколько секунд произошло нечто неожиданное. Я отвернулась от оленя, думая, что он все понял. Но это дикое животное, а не ручной кролик. И он побежал за мной, схватил меня зубами за юбку, дернул, я дернулась, и юбка разорвалась. Дыра величиной с кулак почти в центре юбки. Так, дофотографировалась....
Так случается тогда, когда вовремя не остановишься. Олени дикие, везде висят предупреждающие таблички, они кусаются, я сама стала свидетелем двух таких случаев во время своей эйфории.
А юбка новая, я ее в первый раз одела. Я так опешила, что даже не знала что и делать. И удивительно, но я мгновенно потеряла интерес к оленям. Бывает же! А ведь все так хорошо начиналось.
Достала накидку, завязала ее в модном беспорядке на поясе и пошла успокаиваться к пруду, где было много черепах, которые дружили с карпами.
Так и пришлось потом весь день ходить с накидкой и на дальнейших фото прикрывать дыру рукой. Пришлось применять на практике свою теорию "из-за денег и вещей не расстраиваемся". Забегая вперед, скажу, что юбку я потом в отеле зашила и теперь вообще почти ничего не заметно.
И делать мгновенно стало нечего, как идти к храму. А оказывается, что большинство туристов приезжает сюда из-за него, а не из-за оленей вовсе. Вот это открытие! На пешеходной дороге, ведущей храму творилось полное столпотворение. Толпы туристов, мы впервые увидели столько людей, и множество оленей, шныряющих везде и клянчащих еду. Мне пришлось почти уворачиваться от тех, за которыми я еще недавно сама бегала.
Вокруг вдруг оказалось очень много школьников. А как же, давно мы их не видели, уже полдня!
В парке есть разные постройки, мини культовые сооружения. Встречаются и ворота-тори, которые смотрятся очень ярко среди зелени.
Вот уже показались первые ворота, ведущие к храму. Мы уже говорили о них, когда рассказывали по Киото. Проходя через эти ворота, паломники и верующие очищаются, избавляясь от страстей. Сами ворота просто огромные.
Они такие же старинные, как и храм и представляют собой историческую ценность. Внутри их находятся деревянные статуи каких-то божеств, охраняемые сеткой. И тут же появляются группы школьников с тетрадками и сосредоточенными лицами.
Перед вторыми воротами в храм появляется небольшое искусственное озерцо, создающее красивый ландшафт перед замком, где фотографируются бесконечные группы школьников. Оказывается, что Нара и Киото — любимые места для выпускных путешествий у начальных и младших школьников.
Тут и там встречаются японки, одетые в национальную одежду — якуту (yakuta). Надо признать, что выглядят они очень красиво. И тут я не выдерживаю. Видать, давно не фотографировалась.
Пора поговорить о храме, к которому мы направляемся.
Он называется Тодай-дзи и является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. За какие же заслуги он получил такой статус?
Это очень древний буддистский храм. Построен он в 8 веке. Конечно, не обошлось без пожаров и землетрясений. Храм горел дважды и дважды восстанавливался. В 18 веке с его крыши были демонтированы две пагоды и он приобрел вид, который мы видим сегодня.
Ну что ж, пора идти. Проходим кассу, узнаем, что нельзя со штативом вовнутрь. Тут опять пригодилась моя накидка, которая вместо дыры на юбке теперь закрывает штатив. И самое неприятное — вовнутрь нельзя проносить напитки и даже воду. И как назло, нигде рядом и в помине нет продажи воды. И это в Японии, где вода практически на каждом шагу. Зато огромное количество людей и групп школьников всех возрастов, в основном младших. Все галдят, шумят, стоит жара, голова идет кругом. Опять та же история — там, где ЮНЕСКО, опять ограничения, много народу и портится настроение. Я чувствую, что скоро начну эти памятники ЮНЕСКО целенаправленно избегать.
Но делать нечего, пройдя боковой галереей, не проходя центральные ворота, а только останавливаясь у них, что бы набраться сил перед длинной дорогой к храму на солнцепеке среди людей, переводим дух.
И вперед. Храм Тодай-дзи на сегодня считается самым крупным деревянным храмом в мире, более того, это самое крупное деревянное сооружение в мире вообще. Он действительно выглядит просто огромным. Видимо это и привлекает такое большое количество туристов.
Но храм является самым большим не просто так. Внутри находится гигантская статуя Будды.
Ее высота почти пятнадцать метров, кроме того, она находится на высоком постаменте.
История ее создания очень интересна.
Когда-то давно на Японию свалились разные бедствия и эпидемии. И император издал указ, по которому должны были построить статую Будды для защиты. Статую решили построить в столице Наре и в ее строительстве участвовало почти все население. Сначала построили храм, в который позже водрузили гигантскую статую, на которую ушла почти вся производимая тогда бронза. Статую собирали по частям, настолько она была огромная. Её ремонтировали несколько раз, после двух пожаров и землетрясения, которые повреждали не только ее, но и весь храм. Она и сегодня поражает. Что бы ее увидеть, приходится высоко задирать голову.
Но это еще не все. Сзади гигантской бронзовой статуей сидящего Будды, который восседает на огромном цветке лотоса, находится еще 16 меньших позолоченных скульптур Будды, представляющих его 16 следующих реинкарнационных воплощений.
В 2010 году было объявлено, что в храме, под статуей сидящего Будды, были найдены два исторических меча, которые считались утраченными уже более тысячи лет. Древние железные мечи, украшенные золотом и серебром, были найдены под полом с помощью рентгеновских лучей.
С правой и левой стороны от гигантского Будды находятся еще две огромные позолоченные статуи.
Это богиня милосердия Каннон и богиня счастья.
Фотографии не передают весь гигантизм статуй. Поэтому для наглядности есть фото со мной. Надеюсь, оно поможет сравнить и ощутить разницу в размерах человека и статуй.
Статуи можно и нужно обойти по периметру. Во-первых, так лучше ощущается их размер, во-вторых, так можно немного удалиться от толп людей. Отойдя от них в сторону, обнаруживаем еще одну гигантскую, на этот раз, скорее всего деревянную скульптуру некого божества, схожего с тем, что мы видели в первых воротах.
Кроме огромного количества людей в храме идет бойкая торговля всеми буддистскими атрибутами.
Тут и статуэтки, и всякие амулеты, и масса ларьков. Шум и гам. И как это ЮНЕСКО позволяет, я не знаю. Из-за всего этого, храм не показался храмом, а выглядит он как необычный, огромный и значимый исторический музей. Я совершенно не понимаю, как здесь можно испытывать какие-то возвышенные чувства. Все-таки, гигантизм буддизму не свойственен. Здесь я даже затосковала по вчерашнему духовному восхождению на гору Курама.
Выйдя их храма, мы увидели огромные ступени, по которым еще надо спуститься, огромную площадь, массы людей, опять ощутили жару и отсутствие воды. И еще эта дыра на моей юбке. Я чувствую, что все это меня изматывает и я очень устала. Поэтому ничего другого не остается, как двигаться вперед, даже если это сложно.
Выйдя их храма в храмовый парк, опять сталкиваемся с оленями, а воды так и нет. Мой муж идет фотографирует колокольню
И предлагает еще прогуляться по парку и подняться немного вверх. Нет, только не это. В поисках воды опять попадаем на центральную улицу с огромным количеством людей и рядом с парковкой большого количества экскурсионных автобусов. Боже мой, не только мы страдаем от жары и жажды, каждое существо это решает по-своему
Наконец находим воду. Тут жизнь становится немного легче и опять хочется общаться с оленями. Олени не глупые, они постоянно крутятся возле продавщиц их корма, поджидают покупателей, что бы быть первыми. Нет уж, милок, больше мы вас не кормим. Я так вообще к ним не приближаюсь. Мой муж теперь охотно позирует вместо меня. Поосторожнее с ними!
Дальше у нас был план поехать посмотреть другие храмы, которых в Наре много. Но жара, жажда, толпы людей, так вымотали нас, к тому же пора уже и поесть. И мы решаем уезжать. Опять доехали на автобусе, в котором был спасительный кондиционер, пообедали на вокзале и поехали назад в Киото. Правда, по пути мы разделились — у меня уже совсем не было сил и желания и я поехала сама в Киото, а муж мой поехал в одно очень интересное место, о котором он нам в ближайшее время сам расскажет.
Я не могу сказать, что Нара мне не понравилась. Нет, совсем наоборот. Она необычная, одни олени чего только стоят! Разорванную юбку и свой фотоажиотаж буду помнить долго. Храм гигантского Будды тоже незабываемый. Я очень рада, что мы сюда съездили.
Только вот еще раз убедилась, что не стоит делать больших планов и иметь больших ожиданий. Почти все они не оправдываются. Лучше ожидания сводить к минимуму, тогда впечатления получаются по максимуму.
Встретимся в продолжении, которое обязательно следует и будет совсем другим!
Предыдущие серии:
Удивительная Япония
а также Япония - загадочная и манящая: начинаем с прекрасного Киото