Россия... Огромная страна поражающая иностранцев своими просторами. В нашей стране живет 150 миллионов человек, но многие ли из них могут сказать что знают свою страну, чувствовали, как неуловимо меняется ландшафт, пересекали 8 часовых поясов, многие ли по-настоящему, изнутри осознают масштабы свой родины от Владивосток до Калининграда? Мы живем нашу последнюю жизнь и было бы невероятно обидно провести ее в офисе, поэтому мы едем на машине из Владивостока в Москву, в поисках новых впечатлений, чтобы кожей, руками и колесами почувствовать как меняется запах и атмосфера с Востока на Запад.
Москва... вечер...самолет…и после 8-ми часов полета мы попадаем в такой далекий и недостижимый Владивосток, в моем представлении, эдакий антипод Москвы – дома разбросанные по сопкам, руль у автомобилей с «ПРАВильной стороны», в городе стоят военные корабли и вообще весь город неуловимо напоминает Сочи, из которого кто-то украл все пальмы, понатыкал в море военных кораблей и заменил кавказцев на китайцев. Проходив два дня под палящим солнцем в условиях почти 100%-ной влажности, и, в конце-концов, найдя подходящий для путешествия автомобиль, придумываем ему имя – за неторопливый нрав и привычку все свое возить с собой прозвали его Улитко. В последствии, определив принадлежность к легкому бронетанковому роду войск и в связи с началом Большого Безумного Путешествия переводим его из гражданских в гвардии рядовые, а затем за боевые заслуги присваиваем гвардейцу Улитко звание гвардии младшего лейтенанта.
Благополучно разместив в багажнике 4 запасных колеса, походное снаряжение, запчасти и еду и покатавшись напоследок по городу, мы начали наше путешествие.
...Первые 500км вроде бы и не много, но это начало большого пути. Радуемся свободе и движению и мимо дальневосточных красот движемся в Хабаровск. Начитавшись рассказов бывалых перегонщиков про то как останавливают, угрожают, взымают таксу за проезд, отбирают автомобили – внимательно смотрим по сторанам и ждем подвоха. Но Хабаровск оказывается красивым и гостеприимным городом, в котором жители приветливы и доброжелательны и соблюдают все правила парковки и дорожного движения. Ну а наш путь лежит дальше к Чите, и нам предстоит преодолеть трассу Амур.
Отрезок пути, носящий гордое название «федеральная трасса Амур» представляет собой почти 2000км. гравийной дороги, перемежающимися разбитой грунтовкой и редкими островками асфальта. Эта дорога живет своей жизнью, у нее свое время и пространство. Она учит терпению, и позволяет очень четко осознать, что у всего есть конец и начало. У нее нет освещения, разметки и правил движения, нет встречной полосы и нет попутной, есть только сотни километров гравия и правила хорошего тона, есть две или три заправки и несколько кафе. Она своенравна и непредсказуема, текуча и чем-то похожа на зыбучие пески, иногда дарит секунды или несколько минут отдыха - это кое-где успели положить асфальт. Машины плывут по ней каждая со свой скоростью. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, таща за собой шлейф пыли. Она почти безлюдна и необитаема, а населенный пункт с романтичным названием Ерофей Павлович, представляется эдаким незыблимым островком, до которого нет ничего и после которого есть только пустота. Эта дорога дарит неожиданные встречи и знакомства, учит тому, что все в жизни относительно. Чего только стоит знакомство с австралийскими мотопутешественниками, которые в местном придорожном кафе, персонал которого даже по русски понимает с трудом, пытались на академически чистом английском языке сделать заказ. Оказалось, что у них кругосветное путешествие, но навигаторы в этой части нашей страны не работают и им приходится передвигаться по бумажной карте масштабов страны с единственной дорогой с запада на восток. Или встреча с этнографической экспедицией Артемия Лебедева, двигающейся во встречном направлении и чуть позже «убившей» на этой дороге пару автомобилей.
Свернув чуть в сторону, можно попасть в город с чудным названием Благовещенск, где, сев на паром, можно спокойной създить пообeдать в Китай, или гуляя по набережной, помахать китайским соседям на противоположном берегу Амура. Чуть в стороне - город с красивым названием Биробиджан – столица единственной в России автономной области – Еврейской, где на центральной площади расположено не здание правительства, а филармония.
Ну а затем Бурятия, заповедный край шаманов, древних духов, буддийских дацанов, минеральных источников, таинственных гор и теплых озер. Ну и конечно же, сердце этой волшебной «страны» - неповторимый и переменчивый дедушка Байкал c волшебными закатами, небольшими штормами по утрам, разбегающимися из под колес бурундуками и беломраморными утесами, таинственными и туманными дорогами. А ночью, под ослепительно ярким звездным небом, удаляясь от темнеющих на горизонте очертаний Саянских гор, мы едем вперед, пытаясь не уснуть за рулем и стремясь как можно быстрее доехать до гостиницы в Иркутске, чтобы чуть-чуть поспать и утром продолжить путь. Тихо-тихо работает радио, приборная панель светится оранжевыми огоньками, за окнами машины темно и только свет фар прорезает туман. Периодически из-за поворота, в тумане показывается грузовик с лесом, и я не устаю задавать себе вопрос – а что они тут делают ночью, или фары выхватывают в тумане очертания коровы, бредущей в бессоннице по трассе...
Красноярск, Новосибирск, Кемерово, города названия которых раньше были знакомы только по прогнозам погоды, теперь вызывают в моей голове устойчивый визуальный ряд и воспоминания. За окном сменяются ландшафты – тайга неуловимо переходит в предгорья и горы, потом равнина, поля засаженные пшеницей, комбайны, снова холмы и горы.
Красноярские стоблы - древние исполины похожие на каменных троллей с названиями как из детских сказок – столб Дед, столб Бабка, столб Прадед или столб Слоник, поросшие пушистым изумрудным мхом. Обское море, с берегами заросшими облепихой, с настоящими волнами и потрясающией красоты закатами.
А дальше Урал, граница между Европой и Азией, край металлургов и горнодобывающей промышленности. Коркинский угольный разрез - огромная воронка в земле невообразимых размеров – диаметр полтора километра, а глубина более 500 метров. Стоя на краю, и видя как внизу копошатся похожие на муравьев БеЛАЗы осознаешь всю силую человеческой инженерной мысли. Внизу кипит работа, по рельсам едет поезд с породой, путь которого наверх по серпантину 5-ти метровых уступов занимает три часа, где-то идет дым – это горит порода, работают экскаваторы взмахивая своими огромными ковшами.
А мы, минуя Магниторгорск, с его огромным коптящим небо металлургическим комбинатом движемся на юг, на границу с Казахстаном, туда, где древние Уральские горы превращаются в желтые холмы и становятся похожими на гигантские песчаные барханы, и где иногда встречаются дикие верблюды. Оттуда снова поворачиваем на запад и, по уже знакомым местам, мимо Самары и Тольятти, мимо Волги по узкой и забитой грузовиками трассе, не останавливаясь, возвращаемся домой.
Конечно очень хотелось заехать на Алтай, на озеро Зюраткуль или в Аркаим, но количество дней отпуска мизерно и нам надо снова возвращаться в трудовые офисные будни. Но мы сделали то о чем очень долго мечтали и о чем не стыдно будет рассказать детям и внукам, тем более что уехав вдвоем, мы вернулись уже втроем – из путешествия помимо незабываемых впечатлений привезли дочку Веселису, которой недавно исполнился год...
P.S. Одно из самых ярких впечатлений этого путешествия - Федералка - ныне почти достроена, там отличный асфальт и только около 500 км грунтовки. Так что к сожалению испытать непередаваные ощущения двухдневной тряски в автмобиле по ямам и проверить себя на прочность таким способом уже вряд-ли удасться. Теперь она обычная дорога из пунка А в пункт Б...