Путешествуя, встречаются места которые очень понравились, произвели приятное впечатление, чем-то заинтересовали, а есть такие — в которые хочется обязательно вернуться, задержаться или остаться навсегда.
Именно таким местом для меня стал небольшой городок в Италии Аркуа Петрарка (Arqua Petrarca), который находится в провинции Падуя итальянского региона Венето, среди живописнейших Эгуанских холмов.
Долина, у которой он распололжен, по своим очертаниям напоминает арку, отсюда и возникло его название от латинского Arguatum, которое затем трансформировалось в Argua.
Увидев всю эту красоту одного моего взгляда было достаточно, чтобы влюбиться в него с первого взгляда.
Он окружён многочисленными виноградниками и оливковыми рощами, мы приехали утром, после прошедшего дождя воздух был настолько чист и наполнен ароматом свежести и цветущих растений, что надышаться им было невозможно.
Сам городок расположен на склоне холмов Вентолоне и Монте-Кастелло и первое, что бросается в глаза — это церковь, остальные здания прячутся среди буйной зелени. Хотелось побыстрее подняться и познакомиться с Аркуа Петраркой история которого уходит в глубину веков. Археологические раскопки показали, что люди здесь жили ещё в бронзовом веке, а первое упоминание в документах о поселении относится к 985 году, в нём говорится о замке, стоявшем на вершине холма, от которого не осталось даже руин. Но из камней, из которых он был построентроен, возвели несколько зданий на Пьяцца Альта.
Наибольшее развитие Аркуа получил в период господства Венецианской республики, в 1370 году сюда приезжает поэт Франческа Петрарка, покорённый красотой этого места, здесь же он и провёл последние годы своей жизни.
Городок становится модным и вслед за ним сюда потянулись некоторые венецианские аристократические семьи, которые построили здесь виллы, в основной массе сохранившиеся до сего времени.
После падения Венецианской Республики Аркуа потерял своё былое значение, но после присоединения Венето к Италии, он был возведен в сан города и в 1868 году мог добавить имя Петрарки к своему названию.
Это краткая его история, а мы, по одной из двух дорог, поднимемся наверх, к центру.
Дорога вымощена камнем, идти не совсем удобно, но это не мешает рассматривать окружающее.
На пути встречается вот такая необычня скульптура, явно не относящаяся к средневековью.
Как и подобает городу в Аркуа есть несколько площадей, две из них главные — Пьяца Петрарка и Пьяца Сан-Марко. Находятся они на разных уровнях, поэтому их часто называют пьяцца Басса (Низкая) и пьяцца Альта (Высокая).
На Нижней площади находится церковь Санта Мария Ассунта (Церковь Успения Богородицы) перед которой установлен саркофаг из красного веронского мрамора с прахом Петрарки. Надо сказать необычное сооружение, построенное в виде арки.
Возведён саркофаг был через шесть лет после смерти поэта его зятем.
Первое упоминание о самой церкви относят к 1026 году. В четырнадцатом веке, во времена Петрарки, представляла из себя крытую галлерею, которая полностью исчезла в 15 веке.
На протяжении веков храм претерпел ряд преобразований, главное здание расширили в длину и высоту, фасад приобрёл свою сегодняшнюю романскую линию в 19 веке.
Интерьер состоит из единственного нефа с тремя алтарями. Центральный алтарь был перенесён сюда из монастрского скита Монте — Руа (eremo del monte Rua) работа скульптора Франческо Рицци (1729 — 1795 гг) вверх алтаря венчают статуи Богородицы и архангела Гавриила, которые дополняют два бюста святых и двух ангелов.
Два боковых алтаря вырезаны из дерева, это 15 век, работа Пьетро Дамини из Кастельфранко. Позади главного алтаря находится произведение знаменитого художника Пальма иль Джоване, Крещение Иисуса Христа.
Деревянный потолок, белёные стены, на которых сохранились старинные фрески.
У меня возникло очень трепетное чувство при нахождении в ней, простота и строгость её убранства, по-моему способствуют обращению к богу. Именно в таких местах думаешь о том, что он есть.
Посидев в церкви, отправились на дальнейшее знакомоство с Аркуа. Его центр был сформирован в 13 веке и с тех пор, по-моему, здесь мало что изменилось.
Дома здесь построены из так называемой чешуйчатой глины, а остальная часть города выстроена из трахита (вулканическая горная порода).
Камень везде, им вымощены улицы, из него сделаны ограждения и поэтому так мило и трогательно смотрятся цветы на улицах, по которым мы карабкаемся вверх.
А оглянувшись назад, видим наикрасивейшие виды самого городка и долины.
Так добрались до Пьяцца Сан-Марко, на которой сосредоточена административная власть. Зание муниципалета выглядит очень скромным.
Здесь же находится храм Святой Троицы, перед входом в который расположена Лоджия дей Викари 13-го века, украшенная гербами падуанских аристократов. В средние века в ней собирались горожане для обсуждения и решения насущных проблем.
Уже в наше время над строением была возведена крыша из стекла, а настоящая была снесена в начале 19 века.
Попасть внурь храма не удалось, дверь в него была закрыта.
На этой же площади установлена колонна Сан Марко – символ господства Венецианской Республики в 17 веке с неизменным львом.
Немного в стороне современный памятный обелиск, он немного нарушает общую картину.
Продолжив прогулку по старинным улочкам представляешь себя в той, иной жизни и дышишь ей.
Идёшь и душа отдыхает глядя на эти старые стены, арки, небычные балконы.
Палаццо и виллы за глухими каменными оградами скрывают ухоженные сады и, возможно, тайны семистолетней давности.
Настоящий рай затерявшийся среди холмов. Средневековье...И хотя нам сейчас известны не самые лучшие страницы того времени, кажется, что здесь ничего страшного не случалось — был мир и покой.
Не зря же Фраческо Петрарка из множества прекрасных мест, в которых он побывал ранее, выбрал именно Аркуа. Так описывается местность в найденном документе того времени "Холмы Аркуа покрыты обширными лесами каштанов, буком, грецкими орехами, ясенем, дубом, но прежде всего виноградной лозой, оливковыми и миндальными деревьями." Эти пейзажи, возможно, напомнили поэту дорогую его сердцу Тоскану и поэтому он решил поселиться здесь. Ему был дарован участок земли и он сам контролировал строительство своего дома.
"Дом стоял в саду, переходившем в виноградник, немного поодаль серебрилась оливковая роща."
Это строки из биографической книги "Петрарка", польского писателя Яна Парандовского, которая охватывает и период жизни
поэта в Аркуа.
Здесь Петрарка провёл свои последние четыре года жизни вместе с семьёй своей дочери. Писал, занимался переводами, размышлял о жизни и смерти, подводил итоги. "Что же нам теперь делать, брат? Вот уже почти все испытали, и никакого покоя. Когда его дождемся? Где будем искать? Время, как говорится, утекло между пальцев, наши былые надежды похоронены вместе с друзьями... Одно утешение: последуем и мы за теми, кого пропустили вперед."
Мечтой всей его жизни было умереть над книгою с пером в руке. Vivendi scribendique unus finis. Так оно и случилось. "перо выпало из рук Петрарки и тоненькой полоской начертило на белом листе бумаги свой последний путь. Так нашли Петрарку на следующий день, 19 июля 1374 года, в канун его семидесятилетия, — голова поэта лежала на раскрытой книге...В завещании он просил, чтоб его похоронили "без всякой пышности, возможно скромнее", и герцог Падуанский, не зная, что нарушает этим волю покойного, приехал в Аркуа со всем двором. Поэт лежал в дубовом гробу, одетый в пурпурный плащ, полученный им от короля Роберта во время капитолийских торжеств. Элетта надела ему на голову лавровый венок, который сплела сама, как это делала ежегодно в день его рождения. Похороны состоялись 24 июля...
Несли его шестнадцать докторов права, и следом шел весь Падуанский университет. Надгробную речь произнес фра Бонавентура да Перага из ордена эремитов, впоследствии кардинал. Гроб поставили в склепе церкви в Аркуа, откуда через шесть лет перенесли в построенную Броссано гробницу из мрамора на площади перед церковью."
Саркофаг вскрывали несколько раз: для реставрации, а также для того, что уберечь останки поэта от бомбардировок времен Второй мировой войны. И каждый раз, когда гроб вскрывали, потом не могли досчитаться каких-то частей скелета. Ещё в начале 17 века какой-то монах отбил одну стенку саркофага и украл правую руку Петрарки. На процессе он признался, что хотел подарить ее Флоренции, которая так страдала от того, что прах обоих великих поэтов-флорентийцев — Данте и Петрарки — покоится на чужбине. Но какими-то неведомыми путями реликвия оказалась в Мадриде, где и хранится по сей день.
Все, кто посещает Аркуа, конечно же стремятся посетить виллу поэта, в которой сейчас находится музей. Попытались это сделать и мы, но неудачно. Хотя на улицах было малолюдно, здесь стояла очередь. На экскурсию запускают небольшими группами, а время приближалось к итальянской сиесте.
Поэтому оставалось только пройтись по саду окружающему виллу.
Фото из интернета
Внешне дом мало изменился за семь веков, а внутри, последующие хозяева, вносили что-то своё. Стены расписаны фресками, сделанными ещё в 16 веке, на темы произведений Петрарки.
Сохранились некоторые подлинные вещи поэта, к примеру его любимое складное кресло, которое он всегда брал с собой.
Фото из интернета
Есть в доме и еще одна забавная деталь — ниша с мумией кошки, якобы любимицы Петрарки.
Ниша богато украшена в стиле барокко и подписана стихами на латыни.
"Поэт тосканский двойной любовью горел: Я была его первой страстью, Лаура второй. Почему смеешься? Если она воплощала Божественную Красоту, Меня достойной его любви сделала моя преданность; И если Она дала святым стихам рифму и вдохновение, Я их защитила от прожорливых мышей..."
Всё-таки что-то странное и необычное есть в том, что мы столько много знаем о Лауре и ничего не знаем о матери детей Петрарки, сыне и дочери, которых он любил, особенно дочь Франческу, которая ухаживала за ним в последние годы его жизни.
Жаль, что не удалось побывать в музее. Дальнейшая прогулка скрасила разочарование, тем более, что заранее заприметили винотеку и нужно было поспешить в неё до начала сиесты.
Эуганские холмы — это потухшие много лет назад вулканы и термальные источники, возникшие в результате этого, питают виноградные лозы, что делает местные вина неповторимыми. Дегустация показала, что вина хорошие.
Аркуа Петрарка внесена в список 30 самых красивых поселений страны и с этим трудно не согласиться. Напоминанием об этом служат вывески, которые можно увидеть на многих улицах и площадях.
Адольфо Каллегари, ученый и исследователь Евганейских холмов, долгие годы остававшийся хранителем музея Петрарки, в своем "Путеводителе по Аркуа" писал: "Хотя далеко не все действительно отличаются архитектурным совершением, но тут окошко, а там дверь; эта лоджия и та колонна отворяют ощущение разлитого в воздухе искусства и прошлого..."
Сонет 280.
Не знаю края, где бы столь же ясно
Я видеть то, что видеть жажду, мог
И к небу пени возносить всечасно,
От суеты мирской, как здесь, далек;
Где столько мест, в которых безопасно
Вздыхать, когда для вздохов есть предлог, —
Должно быть, как на Кипре ни прекрасно,
И там подобный редкость уголок.
Все полно здесь к любви благоволенья,
Все просит в этой стороне меня
Хранить любовь залогом утешенья.
Но ты, душа в обители спасенья,
Скажи мне в память рокового дня,
Что мир достоин моего презренья.