Сентябрь 2013 г.
После завтрака группа разделилась. Большинство, как и предлагалось, ехали в Виндзор, меньшинство, в том числе я, имели свои программы на этот день: кто-то хотел заняться шопингом, кто-то – посетить музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. На ресепшене мы выклянчили хорошие карты с автобусными маршрутами. Дали их нам неохотно – сначала кому-то, видимо, по ошибке, а потом остальные стали просить такие же, хотя наша сопровождающая Оксана встревоженно уверяла: «Вам они не нужны, ну зачем вам такая подробная карта?» Ну, работники отеля пожалели для руссо туристо карту, а Оксана, видимо, боялась, что мы по ней куда-нибудь забредём. (Эта карта выручала меня не только в эту, но и последующую поездку, 4 года спустя. Ничего подобного в продаже я так и не увидела).
Утро было серенькое, но постепенно стало проглядывать солнышко. Температуру не знаю, но от холода я не страдала (кажется, всё время было около 12 градусов). Выйдя из отеля, небольшая группка таких же, как я, самостоятельных туристов вскоре вернулась назад, чтобы расспросить Оксану, где купить билеты на транспорт (оказалось, только в метро). Возможно, из-за этого день слегка не задался. Потом вновь двинулись к метро. По дороге увидели сбитую машиной лису. Я читала, что в этом районе водятся лисы, а также смотрела замечательный кукольный сериал «Дворняги», но не думала, что зверьки такие красивые. Не какая-то помоечная шавка, а чистенькая, ярко-рыжая, с белой грудкой… Только на разбитую мордочку я не стала смотреть…
В метро компания наша разделилась. Купив дневной билет (7ф.30 п.), я пошла искать автобусную остановку возле вокзала. Нарезала несколько кругов, вернулась назад, решив сесть на автобус на нашей улице, потеряла дорогу туда, снова вернулась к вокзалу… Мимо одних и тех же бомжей, лотков с фруктами, мешков с мусором…
Нет, не думайте, что это какой-то ужасный район вроде московских Трёх вокзалов в 90-е. Но и не картинная Англия для туристов. Мешки с мусором я, кстати, видела потом и на Оксфорд-стрит, и на Стрэнде… Видимо, нет возможности вывозить мусор через какие-то задние дворы. Народ смотрит на эти кучи (мешков по тридцать!) совершенно спокойно, возле них могут остановиться, разговаривая по телефону, – нос не воротят.
Честно говоря, уж и не помню, где я села на вожделенный автобус №46. Попыталась приложить билет к валидатору, но водитель попросил просто показать дату. И мы поехали.
В британских автобусах следующую остановку не просто объявляют, но она ещё и высвечивается на табло, что для меня, туго воспринимающей иностранную речь на слух, было спасением. (Да, да, теперь я знаю, что в больших городах России тоже так, но я из маленького города).
Вышла я у моста Блэкфрайерз, сфотографировала старинный паб
и пошла себе по набережной к мосту Миллениум. По пути сфотографировала какой-то колледж
И церковь, зажатую с двух сторон высотными зданиями, да ещё и мусорные баки…
А вот и мост Миллениум.
А на нём народу…
Хотелось сделать красивую фотографию: мост, а в конце него возвышается купол собора Св.Павла. Но пришлось фотографировать толпу. А всё дело в том, что было воскресенье, и помимо иностранных туристов столицу наводнили свои, английские. Да ещё и толпы школьников. Вот первый минус воскресенья в Лондоне!
Я, конечно, уже знала, что «Глобус» не тот и даже стоит не там, но всё равно входила с трепетом. Купив билет, протянула руку к корзине с аудиогидами, отчего кассирша подскочила и что-то завопила. Потом грозно спросила, какой язык мне нужен, и, услышав, что рашн, сунула мне отксерокопированный текст, уже читанный мною в Интернете (я там и поинтересней материал видела, между прочим). Затем указала, куда идти. Там уже скопилась небольшая стайка посетителей. Появился симпатичный мужичок и объявил (по-английски), что он наш экскурсовод. Рассказывал он живенько, видимо, с юмором, потому что время от времени группа начинала хихикать, а я вспоминала, что знала о «Глобусе» сама. Затем он нас покинул и дал возможность побродить по театрику самостоятельно.
Над головой было облачное небо, по бокам – крытые камышом галереи с расписными стенами,
перед нами сцена с современными декорациями: театр готовился к вечернему спектаклю.
А потолок над сценой был прекрасен…
Но в общем дух Шекспира в тот день ко мне не снизошёл.
Магазин сувениров неплохой, но дороговат. Жалею, что не купила ни одной футболки или сумки с цитатой из У.Ш. (текст из «Макбета» был обильно смочен кровавыми потёками). Хороши также детские книжки, даже комиксы (настоящие манга!) по мотивам пьес, но я же не ребёнок.
Выйдя из театра, я сфотографировала афиши. Как видите, пьесы идут не только шекспировские.
Красивое здание по соседству — Международный центр Шекспировского театра "Глобус".
Дальше у меня по плану был Саутворкский собор. Но в воскресенье в британских церквях идут службы и вход либо запрещён, либо ограничен несколькими часами. Решив не рисковать напрасной потерей времени, я вернулась на северный берег, потому что мне нужно было в очень короткий срок успеть побывать в Темпл Чёрч – церкви тамплиеров.
Я снова прошла по мосту Миллениум, покрутилась в окрестностях собора Св.Павла
и вышла на Флит-стрит. С неё мне нужно было какими-то переулками пробраться в Темпл. Увы! Темпл – это настоящий лабиринт узких улочек и проходов.
Ситуация осложняется тем, что составляющие его «инны» – это закрытые территории. То есть я практически брела между кирпичными стенами, время от времени натыкаясь на закрытые калитки со строгими предупреждениями: частная территория… только для резидентов…
Дошла до набережной, полюбовалась чугунной решёткой…
Вернулась назад… Несколько раз наткнулась на одну и ту же потерянно бродящую азиатскую парочку (подозреваю, они тоже искали Темпл Чёрч).
Какую-то церковь я всё-таки нашла, но вокруг царило запустение, свидетельствующее о вялотекущем ремонте; на скамейке спал бомж; внутри же ярко горел свет и холёные, дорого одетые люди явно собрались помолиться. Я почувствовала себя чужой и ушла.
Разочарованная, брела я по Флит-стрит по направлению к Стрэнду. Мне уже не интересны были церкви и пабы.
А потом я увидела запертые чёрные металлические ворота в стене дома и надпись над ними: Темпл Чёрч. Доска объявлений рядом сообщала, что церковь тамплиеров закрыта аккурат до 16 сентября. То есть до завтрашнего для…
Что ж, надо было двигаться дальше. Вернее, вернуться назад – в музей Лондона. Доехала я до него на автобусе и на безлюдных улицах под моросящим всё сильнее дождём долго искала вход в огромное здание.
Остановилась пофотографировать то ли римские развалины, то ли руины времён второй мировой, и тут же рядом обнаружилась русская группа с экскурсоводом. Я поинтересовалась у одного туриста, не знает ли он – музей Лондона вообще сегодня открыт? Этого он не знал, но любезно предложил пойти с ними в Британский музей. Нет, спасибо, это в другой раз.
И всё же я нашла! Вход бесплатный; правда, пожертвования приветствуются, а также желательно оставить фунт за схему музея (это я поняла с опозданием и обозревала музей совершенно бесплатно). Русского аудиогида нет. Но ничего, всё и так понятно: вот орудия каменного века, вот бронзового, вот первые римские поселения, мечи и шлемы, алтари Митры (что ж его так любили-то здесь?)… Опять же британская фишка: вот в одной витрине лежит шлем римского центуриона и классический шлем лондонского «бобби». Табличка с надписью предлагает осознать, какие давние традиции имеет охрана порядка «в нашем городе». Фотографировать нельзя, см.фото в Интернете, но интересного много. Каждая эпоха представлена на бытовом уровне: одежда, посуда, транспорт, картины. Есть даже типичная улочка викторианских времён с закрытыми лавками, витрины которых так таинственно освещены… Можно посмотреть фильм о знаменитом пожаре 1666 года; о второй мировой... Потом доходишь до 60-х с портретами «Битлз», до 70-80-х… и сил уже нет. А ведь надо посетить ещё кафе (жирные жареные сладкие булки и сэндвичи с майонезом… бр-р, благодарю покорно) и магазин сувениров… Но хватит, хватит, уходим отсюда…
И вот, прокатившись в очередной раз на автобусе, я вышла, увидев мелькнувшую справа симпатичную улочку с крытым мостиком над нею. Жалею, что почему-то не сфотографировала её. Это Вильерс-стрит. Название показалось мне смутно знакомым. Приехав домой, я долго выясняла, чем же эта улица знаменита. Если верить русскоязычным сайтам, то исключительно гей-клубом! И только английская Википедия поведала мне, что улица названа в честь того самого знаменитого Джона Вильерса, герцога Бэкингема, которого все мы знаем благодаря «Трём мушкетёрам». А ещё о том, что Р.Киплинг, проживая здесь в гостинице, посвятил этой улице и проходящим неподалёку поездам вокзала Чаринг-Кросс, стихи…
Это фото я сделала уже в 2017 г.
Улица довольно узкая, из-за мостика наверху тёмноватая, но какая-то оживлённая, шумная. Играют уличные музыканты, бойко идёт торговля сувенирами… Кажется, ближе к набережной даже уличный художник мелькнул… Но я искала места, где бы присесть и, свернув на задворках какого-то грязноватого бара, через калитку прошла… в тихий и спокойный парк.
Расстелив на скамейке дождевик, я съела купленный по дороге сэндвич, запила водичкой. Отдохнула и пошла бродить дальше.
Скверов много, и они почти безлюдны. Везде памятники славным британцам, имена которых кажутся смутно знакомыми.
Пальмы и прочая тропическая растительность прекрасно чувствуют себя в «холодном и туманном» Альбионе.
Ещё одна вещь, которой покорил меня Лондон, – это скамеечки в скверах, парках и на набережных. Во-первых, их много, и ты всегда найдёшь, где отдохнуть. Во-вторых, красивые, прочные, практически не исписанные, многие из этих скамеек ещё и имеют на себе мемориальную табличку: установлена в память о таком-то (или такой-то); капрале такого-то полка… сестре и матери… С благодарностью подумаешь об этих незнакомых людях и их родственниках.
Побродила я и в окрестностях Вестминстерского аббатства;
полюбовалась на виденный ещё вчера памятник Черчиллю (неужели правда, что на него не гадят голуби? Боятся?),
на гордо развевающийся над Парламентом британский флаг,
прошла по совершенно безлюдному парку за Вестминстерским дворцом (а дождь лил всё сильнее, в туфлях хлюпала вода, с Темзы налетал холодный ветер)…
Но я всё-таки дошла до Ламберт-бридж и перешла на другую сторону реки.
Вот замечательный дворец епископа (вход запрещён, это действующая резиденция епископа).
Вот вид на Парламент; кстати, навесы зелёного и красного цвета – это кафе отдельно для членов Палаты лордов и Палаты общин.
Однако приближалось священное время файф-о-клок, и мне и впрямь хотелось горячего чаю. И вот пожалуйста: вагончик с чаем и булками. Рядом под дождём мокнут столики и стульчики. Да-а, не так я представляла себе лондонское чаепитие: набережная под дождём и картонный стакан со свисающим из него пакетиком. Но зато пейзаж, пейзаж!!!
Возле Вестминстерского моста я села на автобус. Сил не было любоваться на глиняного льва, зато я оценила устройство лондонских автобусных остановок: они развёрнуты стеклянной стенкой к проезжей части, а потому проезжающий транспорт не обдаёт вас грязной водой из лужи.
Путь мой лежал на Трафальгар-сквер, где желающие из нашей группы должны были встретиться для вечерней автобусной экскурсии по Лондону. Там пришлось побродить, подождать остальных. От дождя абсолютно некуда было скрыться. Кстати, я наблюдала прилично одетого мужчину с зонтиком, настоящего чопорного англичанина, который, прыгая через лужи (а какое там «через»? Под ногами одна сплошная лужа), явственно выкрикнул: «Fucking weather!» Хотя в целом народ в Лондоне, как и во всей Великобритании, поражал меня равнодушием к дождю. Чего стоят одни бегуны в трусах и майках на набережных!
Из окна автобуса вечером в дождь много не увидишь, но зато сухо, тепло, тебе что-то рассказывают... И фотографии получились какие-то импрессионистические...
И вот, наконец, отель… Сыр и салат из супермаркета… Горячий чай… Холодная постель… сон…