28 материалов по 19 объектам, 532 фотографии
- GPS
- Россия, Липецкая область, г.Чаплыгин, ул.Советская, 78
- 7 950 804 88 56
Дом-музей купечества
Для торговых городов всегда было важно географическое расположение, наличие торных торговых путей, чтобы везти товар из одних мест в другие. Город Раненбург, так тогда назывался современный город Чаплыгин, в середине XIX века сполна пользовался своими географическими преимуществами, располагаясь на торговых путях между западной частью Российской империи и восточной. Во второй половине XIX века Раненбург занимал среди городов Рязанской губернии одно из видных мест по торговому обороту. Главным предметом торговли было зерно. Здешние "хлебные короли" закупали почти двести тысяч четвертей хлеба в своём и в соседних уездах, а зимой отправляли его в столицу. Если в 1856 году здесь проживало около 6 500 жителей, то более 300 из них было купцами, содержавших 135 торговых лавок.
Часть купеческих домов сохранились до наших дней, в одном из них, принадлежавшему семейству купцов Григорьевых ныне располагается дом-музей купечества, который открылся 28 июля 2016 года.
Я, будучи в Чаплыгине, не смог не заглянуть в него. Само здание спряталось за деревьями и парадный фасад сфотографировать возможно лишь вблизи. Я же прошёл во двор купеческой усадьбы, а уже оттуда поднялся по ступенькам в дом.
Первым делом разместил и сфотографировал флаг "Турбины", а затем уже с чистой душой отправился на осмотр дома и экспозиции.
Планировка сохранилась со старых времён. Сразу попадаешь в просторный холл, на стенах этой комнаты- прихожей развешаны многочисленные фотографии. Среди них интересны фотокопии подлинных документов, начиная отпрошения на постройку дома, которые были обнаружены работниками музея в рязанских архивах. Дело в том, что до революции. Раненбург входил в состав Рязанской губернии. А вот так выглядела базарная площадь перед домом и на этой же фотографии виден сам дом.
Построил его в 1860 году купец третьей гильдии Евграф Петрович Григорьев. Состояние своё купец нажил на продаже крупы и скобяных изделий. У купца было шестеро детей, часть из которых стала впоследствии купцами первой и второй гильдий. После революции некоторые из потомков благополучно эмигрировали и уже их потомки живут за границей, но связи с ними установить музею не удалось. Как не увенчались успехом поиски фотографий Евграфа Петровича, а фотографии в музее принадлежат другим представителях славного купечества Раненбурга.
Налево из прихожей дверь ведёт в контору купца, где располагаются помимо прочей мебели письменный стол и скамья для посетителей, на сейфе старинные часы.
На столе видим счёты, раскрытую амбарную книгу и перо. Такое впечатление, что купец на минуточку вышел и вскоре зайдёт и продолжит скрупулезные подсчеты прибыли, а может задумается над планами новых торговых предприятий.
Направо из прихожей дверь ведёт в кухню, судя по тому, что там находится печь. Доходы купцов позволяли им держать кухарку, горничную, кучера и дворника. В комнате мы видим старинную кровать и различный инвентарь.
А прямо по ходу располагается купеческая лавка. Не думаю, что в стародавние времена посередине её располагался большой стол с 40-литровым самоваром, но в данных условиях не обыграть его в стиле "У самовара я и моя Маша" было бы совсем неправильно. В чем мне работники музея помогли, правда уточнив — мол сцена будет называться "У самовара я и моя Катя". Как оказалось — это им не впервой, во время различных праздников они встречают посетителей в красочных старинных одеждах. К слову сказать, чаевничать купцы в Раненбурге любили, что подтверждает старая фотография.
Лавка огромная, с обеих сторон её прилавки. Тот, что слева сейчас заодно используется как сувенирная лавка. Я обратил внимание на весы и мешочки с гречкой.
Это не случайность. Раненбургский уезд славился посевами гречихи и крупа местного производства даже удостоилась чести быть представленной на Всемирной выставке в Париже под брендом "раненбургская гречиха". Да и в Российской империи здешняя гречка славилась на всю страну. Сваренная с мясом, заправленная обжаренным луком и рубленым яйцом, гречневая каша стала любимым блюдом местных купцов и получила название "раненбургская купеческая".
А когда в 1896 году через Раненбург прошла железная дорога, которая соединила город с Москвой, то ежегодно через железнодорожную станцию стали отгружать до одного миллиона пудов груза — в основном это были зерно, гречиха и мясо.
А справа — также прилавок. Здесь лежат старые гири для весов.
Обратите внимание на сундук, который изнутри обклеен облигациями 1919 года и газетой выпуска 1906 года. На противоположной стороне от сундука знаменитая швейная машинка "Зингер".
Продукты хранились в подвале, что располагается под зданием. Температура там всегда около 12 градусов, что позволяло не портиться крупам, орехам, салу различным соленьям и вареньям. Мы видим здесь муляжи окороков, которым в подвале было комфортно.
Пойдём и мы в подвал. Нас встречает темный зев, но внутри подвал достаточно просторен и симпатичен. В жаркое время купцы здесь отдыхали и даже обедали. А большие весы использовались для взвешивания мешков, бочек и кулей с товаром.
Подвал состоит как-бы из нескольких секций. Пройдем их против часовой стрелки. Центр мы уже видели. Справа — две условных секции. В первой — бочки с соленьями. Интересно предназначение ниш, в которых устанавливались светильники.
Дальше — место для корзин. Поворачиваем налево и проходим мимо стола в центральной части. Здесь в настоящее время хранятся банки с помидорами, но за ними со стороны базарной площади находился вход в подвал, что было удобно для доставки продуктов. Сейчас этот ход заделан и лишь при близком рассмотрении видны какие-то следы за стеллажом.
Последняя боковая четвертинка выглядит так.
В подвале устаривался ледник для хранения мяса, рыбы, молочных и других скоропортящихся продуктов. Лёд кололи на реке, привозили на санях, выстилали опилками. В некоторых местах сохранились подлинные кованные гвозди. для подвешивания копченых продуктов.
Чтобы окончательно не замерзнуть в подвале — поднимемся на второй этаж. Деревянные перила восстановили по старинным образцам. Если шагать прямо, то попадаем в переходы над сараями и каретной. За каменным зданием каретной находились деревянные конюшни, которые до наших дней не сохранились.
Мы же свернём налево и попадём в жилые покои купеческой семьи. Анфилада комнат соединена дверными проёмами, задрапированными материей. Раньше повсюду стояли двери, но их сняли для удобства посетителей.
Первой слева находится кабинет хозяина дома. У стены стоит уютная софа, а на столе мирно уживаются перо и перьевая ручка.
Напротив кабинета — ученическая комната. С полным набором примет школы, этажерка с книгами, грифельная доска, парта.
Счёт аж двое, одни на стене, другие на парте. Несколько непривычно для нас выглядит еще одна этажерка со старинными книгами и иконой. По словам смотрительницы музея, икона старинная и подарена местными жителями.
Кстати, иконы имеются практически во всех жилых комнатах.
Далее ,во втором коридоре-холле, слева располагаются детская комната, с несколькими кроватями, шкафом и различными игрушками. На полу лежит половик ручной работы. Когда в музей приезжали голландские туристы, то они долго охали и ахали, не понимая почему такая драгоценность по их мнению не спрятана под стеклом, а просто валяется на полу и по нему могут ходить посетители.
Напротив детской комнаты находится спальная. Строгая и функциональная. Интересно выглядят столик ручной работы, сделанный мастером конца XIX века, и угловое кресло для рукоделия.
В последнем коридоре этой анфилады — клавесин с нотами. Когда мне разрешили перевернуть их, то я обрадовался как встрече с хорошим знакомым. Надеюсь читатель помнит замечательную певицу Варю Панину Эй, ямщик, гони-ка к "Яру".
Справа от комнаты с клавесином находится столовая с большим столом и горкой с посудой.
А слева — самая шикарная комната. Это гостинная. Здесь всё достойно внимания. В шкафу — великолепный подбор старинной посуды. Фарфор самых известных заводов, о чем свидетельствуют клейма. На самой красивой тарелке стоит клеймо фабрики Гарднера, которая была основана в 1766 году и была первой в России частной фабрикой по производству фарфора. В 1829 году фабрика получила золотую медаль на Первой промышленной выставке, а в 1855 году — особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла. В Российской империи это был эквивалент знака качества. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции "Мануфактур Гарднеръ" было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика "Мануфактур Гарднеръ" обладает званием "Поставщик Двора Его Императорского Величества".
На молочнике клеймо "Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова", одного из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX веков. Было основано в 1889 году российским промышленником и предпринимателем из рода Кузнецовых Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и просуществовало до 1917 года.
Еще на одной тарелке - клеймо бельгийской фарфоровой фабрики.
Зеркало ручной работы, великолепный черный рояль, граммофон, стулья и столик. Всё высшего качества.
В процессе посещения музея погружаешься в старинный быт и значит музей был создан не зря. Спасибо его создателям и нынешним хранителям. Ведь большая часть экспонатов — подлинные свидетели той эпохи. Многие из них попали в музей в плачевном виде, но были с любовью и добросовестностью отреставрированы.
- Адрес:
Липецкая область, г.Чаплыгин, ул.Советская, 78
- Дополнительная информация:
Время работы: с 9-00 до 18-00
Перерыв: с 13-00 до 14-00
Выходной: Понедельник
Входной билет:50 рублей
Фотографирование: 50 рублей
Вход для детей до 16 лет — бесплатно - Телефон:
7 950 804 88 56
Дешёвый ✈️ по направлению Чаплыгин
- 25 мая 2018, 21:18удалитьНасколько я понимаю, посетителями музей не избалован?
- 25 мая 2018, 21:21удалить
ERCHOVнаписал 25 мая в 22:18
Насколько я понимаю, посетителями музей не избалован?
Несколько тысяч посетителей побывало с момента открытия, а сколько именно — не интересовался.
Но бывали иностранцы, как-то по телевизору показывали (судя по рассказам).
Мне музей понравился и люди, работающие в нём, тоже. - 26 мая 2018, 01:44удалитьКакое же красивое название Раненбург! Очень необычное для наших широт. Жалко, что переименовали.
- 26 мая 2018, 17:26удалить
Norisfoxнаписала 26 мая в 02:44
Какое же красивое название Раненбург! Очень необычное для наших широт. Жалко, что переименовали.
В советское время старались многие населенные пункты переименовывать. Особенно с иностранным оттенком. - 31 мая 2018, 01:26удалитьЧаплыгин тоже ничего. Чебурашка, Чебоксары, Чаплыгин...
- 31 мая 2018, 07:59удалить
Donnicoнаписал 31 мая в 02:26
Чаплыгин тоже ничего. Чебурашка, Чебоксары, Чаплыгин...
.В Большом Энциклопедическом словаре слово "чаплыга" определяется как "щеголь, франт". - 31 мая 2018, 07:54удалить
Donnicoнаписал 31 мая в 02:26
Интересный рассказ про музей!
Приятный музей, замечательные люди. Мне даже посуду из закрытого шкафа показали. - 22 авг 2018, 14:25удалить
grau59написал 31 мая в 15:54
Приятный музей, замечательные люди. Мне даже посуду из закрытого шкафа показали.
Чему я очень удивилась.(про посуду) В замечательном городке существует и замечательный музей! - 22 авг 2018, 14:35удалить
Maynurнаписала 22 августа в 15:25
Чему я очень удивилась.(про посуду) В замечательном городке существует и замечательный музей!
Сначала музейные работники были обычными, а затем я с ними поговорил, их послушал и оказались они замечательнейшими собеседниками. Нашлись общие темы для разговора, а посудой они похвалились — не везде можно найти такие отлично сохранившиеся экземпляры.