1 материал по 1 объекту, 31 фотография
- GPS
- Казахстан, Арыстанбаб
Степь да степь кругом
Что быстро надоедает на местных улицах, так это изречения местного вождя на каждом столбе и по каждому поводу. "Народ и партия едины!" Ура, конечно, товарищи, но мне глубоко наплевать на вашу партию. Могу, конечно на данный зоопарк из окошка посмотреть, или на съезд данной партии зайти, чтобы сразу оттуда слинять в сторону банкета.
"Решения партии в жизнь!" "Даешь, блин пятилетку за два года — получите три года бесплатно!"
Одинокий таксист никак не колется на предмет моего халявного подвоза. Совсем не тот пошел пролетариат — измельчал!
Полчаса торчу в "желтухе", стыренной (пардон, взятой с бескрайних строек последней пятилетки)
Народ притормаживает, тупит, а потом едет дальше. Решил я забить на реальность. Достаю палатку из бездонного рюкзака, чтобы забуриться в степь и хорошенько поспать. При этом действе мои габариты сильно выползли на проезжую часть. Проезжающего мимо некто этот факт так сильно смутил, что он чуть на меня не наехал, но вовремя передумал и решил меня отвезти до Туркестана. Товарищ Мухит что-то там отмечал: в салоне стоял кумар перегара и две выпитых бутылки водки. Товарищ меня никуда не пригласил (видимо, ехал к даме сердца)
Не знаю, что меня так сморило, маленькая кучка последних впечатлений, или кумар в салоне последней машины. Почти не помню, как я сюда попал, но место хорошее. Только туман стоит настолько плотный, что почти ничего не видно. Мавзолей Ясауи настолько впечатлил, что потратил на него почти весь день.
На находящийся неподалеку Арыстанбаб силов уже не хватало, пришлось выпить литр кофе и флакон настойки животворящей.
Недалеко, в 2-х километрах, от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика жившего в XII в., учителя и духовного наставника Х. А. Яссави Арыстанбаба, по некоторым данным памятник архитектуры XIV века.
Мавзолей Арыстанбаб — (каз. Арыстанбаба кесенеcі) на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстанбаба.
Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области.
Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона. С 1982 года мавзолей Арыстанбаб находится под охраной государства. Согласно преданиям, Арыстанбаб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке.
Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. Неизвестно, что стало с мавзолеем после «Отрарской катастрофы», когда войска Джучи после семи месячной осады, полностью уничтожили близ расположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.
В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV — XV в.в.
От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны.
Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.
Мавзолей приобрел нынешний облик в 1910 году. В плане постройка вытянута по фасаду и состоит из двух частей, северной – мавзолея и южной – мечети. Мечеть состоит из просторного молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.
Основные размеры мавзолея 35 х 12, высота 12 метров. Комплекс формировался путем пристроек к первоначальному помещению усыпальницы, где захоронен Арыстан-баба, второго помещения — гурханы в левом крыле — для последователей его религиозного учения — и мечети со вспомогательными помещениями.
Они объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре. Комплекс построен в XII веке. Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV — V в.в.).
В мавзолее под стеклом представлен Коран — великолепный образец средневекового каллиграфического искусства. В настоящее время над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей, сложенный из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен.
Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции.
Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами.
В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстанбаба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.
Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.
Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.
Для непосвященного созерцателя, данный объект не представляет ничего интересного, зато местный люд сюда стремится косяками и толпами. Количество паломников здесь не меньше, чем в соседнем Туркестане.
- Адрес:
Арыстанбаб
Дешёвый ✈️ по направлению Арыстанбаб