После вкусного и сытного обеда, продолжим осмотр прекрасного Труа дальше.
Надо сказать, что колокола здесь звонят каждый час с 8-ми утра и до 10-ти вечера, но к этому так привыкаешь, что в шуме города перестаешь обращать на это внимание, если только не оказываешься рядом с объектом звонкого перезвона, тогда поднимаешь голову, щурясь от солнца и замираешь на минутку, словно настраивая внутренний камертон.
Большинство домов в центре датируется периодом реконструкции после большого пожара 1524 года, тогда деревянные панели домов для защиты от огня стали систематически покрывать сероватой шпатлевкой.
При Сюлли и Кольбере такие дома покрывались слоем штукатурки. Четыре века спустя они были восстановлены в первоначальном виде по старинным гравюрам. Каждый дом можно долго рассматривать и когда углубляешься в детали, то перестаешь отслеживать время и реально понимаешь, что здесь в Труа оно работает против тебя, ведь его катастрофически не хватает, чтобы медленно обходить каждый понравившейся дом и рассматривать и рассматривать детали.
Меня периодически буквально отдирают от этого занятия. Что на Труа надо дня три, я поняла через пару часов после прибытия.
Замечательный пес был мною сфотографирован, потом подошли ребята, попросили показать фотку, оценили, им понравилось, сказали"супер!"
Одна из самых раскрученных улиц в этом районе — улочка Кошек (ruelle des Chats), начинается между домами 30 и 32 по rue Champeaux. Дома с обеих ее сторон практически смыкались наверху в центре, так что кошки могли переходить с одного чердака на другой. Каждый следующий этаж выступал над улицей сильнее нижних этажей, лишь бы всадник мог проехать, а там хоть крышами целуйся. Совершенно понятно, что строили дома таким образом совсем не для удобства кошек, а чисто по экономическим соображениям.
Причина этого кроется в том, что налог на недвижимость взимался исходя из площади дома на уровне почвы. И как-то весело вспоминаешь, что видел такие улочки во многих средневековых городах, но именно труанцы решили придать этому факту соответствующую оправу и теперь это их фишка и все бегут смотреть на милую улочку Кошек, она ведь одна такая — именная и со смыслом.
Иногда из окон своих расписных башенок выглядывают настоящие принцессы. Хорошо живется принцессам, их не подгоняет коварное время, знай себе, поглядывай сверху и высматривай какого-нибудь де Труа.
Иногда создается ощущение, что ты бродишь бесконечно по этим кошкиным улочкам, иные совсем узенькие и так это все петляет и кружит, что ныряя в них запутываешься вконец и я давно убрала карту в рюкзак, она стала мне мешать в этих моих странствиях по старому городу, ведь так интересно немножко заблудиться, зная, что заблудиться здесь невозможно.
В средневековом Квартале ярмарок артерией этой пешеходной зоны служит rue Emile Zola.
Интересно сравнить эти места на старых открытках, начала 20 века — ведь почти ничего не изменилось!
Средневековье в Труа вообще оказалось каким-то на редкость продвинутым, как вам эти истории?!
Только в Труа в 12 веке!!! существовал «Суд любви», институт отношений, явно придуманный женщинами, которые в нем и председательствовали. На заседаниях устраивали дискуссии на любовные темы, в которых принимали участие рыцари-поэты и благородные дамы Шампани. На суд выносили пикантную любовную историю — этакое средневековое ток-шоу.
Непримиримые стороны судили судьи-женщины, впоследствии выносящие строгие приговоры, опираясь на мнения многих уважаемых дам, число которых достигало 60! Ни у одного адвоката, видимо, не было никаких шансов, противостоять женской логике и фактам! В качестве наказания использовали — игнорирование провинившейся особы всем светом и враждою, сплотившихся дамочек. Просто средневековая жесть!
В Труа существовал «Кодекс любви» из 13 пунктов, где например, утверждалось, что брак не может служить поводом для уклонения от любви, в отношениях нужно быть верным и хранить себя для другого, а любить одновременно двоих человек не представляется возможным. Девятый пункт обязывал мужчин быть послушными для всех команд дам! Феминистки отдыхают, в общем.
Как же не прост этот город! Но, надо не забывать, что в те далекие времена, он все-таки был градом столичным графов Шампани и центром знаменитых Шампанских ярмарок. а столицы — они всегда шагают впереди.
Заглядываю в уютный дворик.
В этом доме история трикотажа нашла еще одно отражение, здесь находится "Дом инструментов и технической мысли". Что стоит одно название! Еще в 12 веке Труа славился своим текстилем, а собственно история трикотажа началась при Жане де Моруа в его особняке постройки 1556 года. Свой дом Моруа превратил в приют для бедных детей, где их обучали ремеслам, в частности пользованию новыми машинами для вязания чулок: так была создана первая трикотажная мануфактура, самая большая из сорока, которые Труа насчитывал в 1770 году.
Сейчас в особняке Моруа собрана уникальная коллекция из 10 тысяч инструментов 17-18 веков для работ по дереву, железу, меди и камню и более 32 тысячи книг, большинство из них посвящено различным ремеслам. Здесь хранится первое издание Энциклопедии" Дидро и Даламбера в 35 томах. Созданный по инициативе отца Поля Феллера, "Дом инструментов" — самый большой в мире по количеству и качеству экспонатов, а также по уникальной сценографии, что принесло ему титул "Лувра ремесел".
Начиная с начала 11 века в Труа жила большая еврейская община, еврейский квартал находился в районе нынешнего кафедрального собора Св. Петра и Павла (тот, который с одной башней). До 13-го века община процветала, евреи владели недвижимостью, виноградниками, занимались торговлей, виноделием, давали ссуды. В конце 13-го века евреи Труа пережили кровавый навет и погромы, а затем, в начале 14-го века, были и вовсе изгнаны из города. Со временем евреи вернулись в Труа, но общину снова пришлось восстанавливать после Холокоста 2-ой мировой войны.
Старая синагога не сохранилась, но открыта новая на тихой улочке старого города по rue Bruneval 5, я проскочила, потом вернулась к серой двери, вошла, народ сидел за столами и изучал книги, явно проходило религиозное мероприятие, я поздоровалась и ретировалась, немного осмотревшись. Бегать с фотоаппаратом и мешать людям, было не удобно. Здание мне очень понравилось, современный религиозный дизайн, оригинально решен потолок, словно белая волна из фаты. У синагоги и Раши — центра есть отличный сайт и там можно подробно все посмотреть и почитать rachi-troyes.com Именно здесь в 11-ом веке родился, жил и умер легендарный Раши — Рабейну Шломо Ицхаки — автор монументальных комментариев Торы и Талмуда. Он основал здесь крупнейшую ашкеназскую иешиву. Раши родился в Труа в 1040 году, молодые годы провел в талмудических штудиях в Германии, а затем вернулся в родной город и в возрасте 25 лет основал свою собственную школу по изучению Талмуда. Его труды изучают и сейчас, они заслужили уважение и интерес как иудейских толкователей Торы, так и христианских богословов. Напротив синагоги расположен Институт Раши, европейский центр иудаики, который открылся в 80-х годах прошлого века, где изучают иврит, арабский и философию. Учатся здесь, в основном, французы.
Иду бродить дальше. Особняк Маризи с угловой башенкой 16 века.
Напротив — башенка 16 века, типичное для архитектуры Труа здание построено в 1618 году для золотых дел мастера Франсуа Руаза.
Такие мастера объединялись в гильдию, которая в 1594 году насчитывала 28 человек, они собирались в церкви Сент-Мадлен.
Эта церковь самая старая в Труа. Неф и трансепт церкви сохранились с 12 века, а башня и хор относятся к эпохе Возрождения. Она известна повсюду, благодаря своему каменному амвону, тончайшей работы ажурной галерее, сделанной Жаном Гэльдом в начале 16 века. Согласно легенде, он под ней и похоронен. Удивительно, как это кружевное чудо сохранилось! Во всей Франции осталось всего семь таких амвонов.
Витражи в церкви того же времени на тему Сотворение мира" и "Родословная Иисуса" принадлежат шампанской школе, очень красивые и сохранили яркие цвета.
Все скульптуры, как и скульптурное изображение Св. Марты, так же выполнены местными мастерами в 16 веке.
Я уже думала, что мало чем могу себя удивить, но тут зашла и пропала, села потрясенная и тихая, попросила оставить меня здесь на время одну — я просто посижу тут и все. Ребята пошли обследовать садик и огородик у церкви, а я просто сидела там одна и мне было хорошо, давно так не было. Подумала, что на сегодня меня больше не хватит, но в таких ситуациях, я предпочитаю себе не верить. Просто делаем глубокий вдох и вперед.
На площади Vernier находится базилика Saint-Urbain (Св. Урбана). Ее строительство началось в 1262 году при папе Урбане 4, который родился в Труа. Его отец держал сапожную мастерскую неподалеку от того места, где сейчас стоит базилика. На строительные работы были выделены большие средства, поэтому сначала они продвигались быстро. Однако в 1264 году папа Урбан 4 скончался, и строительство замедлилось, освящение коллегиальной церкви состоялось лишь в 1389-м году.
С течением времени рядом с церковью стали возводить жилые дома, которые почти полностью обступили ее. В годы Французской революции в здании было устроено зернохранилище, а затем – склад продовольствия. В середине 19 века начались работы по восстановлению церкви, в ходе которых жилые постройки были снесены.
В 1761-м году после бури шпиль был снесен. В начале 20 века было закончено сооружение каменного свода нефа. В 1905-м году был закончен западный портал, но тимпан главного портала с изображением Страшного Суда сохранился с 13 века. Мощи Урбана 4 были перевезены из Перуджи и захоронены здесь в 1935 году.
Эта базилика — настоящая жемчужина готического искусства, ее химеры выполнены необыкновенно тщательно и детально.
Церковь являет собой один из ярких примеров лучистой готики, которая зародилась в Париже и регионах северной Франции в середине 13 века. Три классических яруса, характерных для готической архитектуры (аркада, трифорий, ряд окон) в церкви не соблюдены: присутствуют лишь аркада и высокие витражные окна.
Витражам отводится решающая роль в формировании внутреннего пространства церкви: они занимают все стены, за исключением несущих конструкций, нагрузка с которых в значительной мере перенесена на аркбутаны.
В апсиде сохранились подлинные витражи 13 века. Остальные витражи были выполнены по мотивам средневековых в конце 19 – начале 20 веков.
Базилика в 1645 году была центром гильдии художников, витражистов и вышивальщиков.
В одной из часовен находится скульптура 16 века — Мадонна с виноградом. Я долго бродила и искала ее, не думала, что она такая маленькая, отчего-то представлялось, что она должна быть большой, такая "скульптура — скульптура".
Про Папу Урбана 4.
Я думаю, что надо немного рассказать про этого выдающегося человека, сумевшего из низов пробиться к Святому Престолу. Ведь даже и по нынешним временам — это головокружительная карьера! Жак Панталеон Кур-Пале был сыном простого сапожника из Труа, где родился в 1185 году. Выбор для человека из низов, который желает пробиться в жизни в те времена был невелик, либо ты солдат, либо священник.
Он изучал теологию и общее право в Парижском университете, прошел путь от простого каноника до епископа в Вердене, став патриархом Иерусалима в 1255 году. Незадолго до смерти Александра 4 он приехал с востока, в Витербо, чтобы получить помощь для Иерусалимского королевства. Восемь кардиналов после трехмесячных споров 29 августа 1261 года выбрали Жака Панталеона, коронованного 4 сентября 1261 года под именем Урбан 4. Выбор имени папы всегда выбор его пути.
Все, что сделал на своем посту папа Урбан 4, имело далеко идущие стратегические планы, крутые реформы и трудные политические решения, на что, безусловно, требовались беспристрастность, цепкий ум и стальная воля. Важным шагом Урбана 4 было установление контроля над финансами. Денежные вопросы он передал в ведение банкиров Сиены. Затем, пользуясь правом папы отлучать людей от церкви и прощать должников отлученных, он расстроил коммерческие дела многих гибеллинов. Урбан 4 добился восстановления папского суверенитета над Римом, но никогда не рисковал посещать город, предпочитая жить в Витербо.
Незадолго до смерти в 1264 году Папа Урбан 4 учредил церковный праздник "Тела и Крови Христовых", быстро завоевавший популярность. Для католического мира праздник является третьим по значимости после Рождества и Пасхи, отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы.
Стоит еще вспомнить, что эти времена были временами рыцарей и менестрелей и с нашим героем связана интересная история, которую невозможно не рассказать. Как же в жизни и в истории все переплетено!
Тангейзер, выдающийся немецкий миннезингер и поэт, был современником папы Урбана 4. Два века спустя папа стал главным персонажем в легенде, которая сформировалась о Тангейзере. Согласно ей, Тангейзер нашел грот Венеры — богини любви в мифологии Древнего Рима и провел там год, поклоняясь богине. После ухода из грота он исполнился раскаяния и поехал в Рим, чтобы просить Урбана 4, если это возможно, освободить его от грехов. Урбан 4 заявил, что скорее его посох покроется молодыми побегами, чем будет прощен грех идолопоклонства.
Через три дня после отъезда Тангейзера посох зацвел. Папа послал гонцов на поиски рыцаря, но тот уже вернулся в грот и должен оставаться там до Страшного суда. Исторических свидетельств событий легенды нет, но теперь есть опера Вагнера "Тангейзер" и так уж ли нам важны исторические факты, когда мы слушаем прекрасную музыку? Ведь легенды для того и нужны, чтобы быть истоком и пусть не иссякнет река!
А вот в стенах этого особняка «Hôtel-Dieu-le-Comte» изначально находилась Графская городская больница; она была построена графом Шампани Генрихом I Щедрым (1125-1181) и находилась в ведении монахинь Августинского ордена вплоть до Великой французской революции.
Великолепная решетка в стиле Людовика XV датируется 1760-м годом, мастер Пьер Далфен (Pierre Delphin) из Парижа. Начиная с 1992 года здесь располагается университетский центр Труа.
Здесь же расположен "Музей аптеки Отеля-Дьё", где с любовью собраны всякие аптекарские баночки — скляночки аж с 18 века.
Напоследок немного вертикалки, здесь без нее никуда. А чтобы не скучали расскажу еще про одного интересного человека, который родился в славном городе Труа около 1135 года! Мы мало что о нем знаем, ведь какая древность древняя, но имя его на слуху и произнеся его каждый улыбнется, ведь все зачитывались в детстве легендами о рыцарях и "Тристаном и Изольдой".
Средневековый поэт Кретьен де Труа, автор легенды о Граале, о странствующих рыцарях, о Персевале и Ланселоте, конечно же речь о нем, ведь он де Труа! Он был близок к тамплиерам, провел всю жизнь в Шампани и во Фландрии. Его первый большой роман о рыцарях Круглого Стола — "Эрек и Энида" — датируется приблизительно 1162 годом.
Ведь 9-ть веков прошло, а его все читают!
Вот такой у меня получился Труа, словно золотой клубок — только потяни за ниточку и бродить за ним бесконечно и слушать труанские истории. В 2015 году придумали труанцы поставить себе 4 -х метровое сердце на набережной канала, недалеко от Театра Шампани, а вечером и ночью оно совершенно правильного цвета, я думаю, что таким его и надо показать.
Весит эта красота две тонны, и труанцы говорят, что любви хватит на всех. Проверено на себе.
Город провожал колокольным звоном, словно желал хорошей дороги, ведь мы спешили в Реймс к ночному Ангелу, к которому опаздывать нельзя.
Начало о посещении Труа здесь:"Чем занимаются в Труа? - Там звонят в колокола", часть1, Ресторан Le Grill Saint Jean