3 материалa по 1 объекту, 55 фотографий
- GPS
- Италия, Via Niccolo' Aggiunti, 65, 52037 Sansepolcro AR, Italy
- museocivicosansepolcro.it
Museo Civico di Sansepolcro
Зашли в первый зал музея и застыли ошарашено, глядя на метлу, свисающую с потолка у картины Франко, написанной в 60-е годы прошлого века, ярким пятном полыхающей на четверть стены. Переглядываемся недоуменно, пока кто-то не произносит облегченно "Хеллоуин, ребят! Он тут везде, похоже." Сегодня очень непросто сосредоточиться, ведь приехали мы сюда из веселой Монтоне и вот в таком серьезном месте нас опять поджидают атрибуты милого праздника, словно напоминая, что главное во всем этом — ты сам и как ты прожил этот день, твои впечатления, поступки и что ты унесешь с собой.
А унести из этого места впечатлительному человеку можно много и надолго, стоит только повернуться в обратную сторону и ты не сможешь оторвать глаз от "Мадонны Милосердия", столько любви и света исходит от нее и кажется, что этот плащ утешения касается и тебя.
Алтарная картина "Мадонна Милосердия" была написана в 1450-1462 гг в Сансеполькро, где художник служил городским советником. Пьеро делла Франческа нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры преподающих к ее ногам. Она распростерла тяжелый плащ над ними, где каждый может найти защиту и прибежище. Этот прием распахнутого свода мы увидим еще в Монтерки завтра, глядя на его Мадонну дель Парто.
Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.
Кроме работ делла Френческа в музее можно увидеть картины его ученика Луки Синьорелли, а также Санти ди Тито, Раффаэлино дель Колле, Андреа делла Роббиа. Тот, кто интересуется этой эпохой, найдет для себя здесь множество удивительных встреч.
Я перейду к своей главной встрече в этом музее. Пьеро делла Франческа создал фреску «Воскресение Христа» где-то между 1458-1474 годами на стене здания, что в то время было ратушей, а сегодня является музеем. У этой работы Пьеро просто удивительная судьба, быть неоднократно спасенной, ведь сохранилась она до наших дней благодаря тому, что почти два столетия была покрыта слоем штукатурки! Кто-то когда-то посчитал, что не представляет она ценности, много у них этого добра, чуть ли не в каждой деревушке.
Эта работа художника, который в наши дни становится чуть ли не равным по славе Леонардо, известна и невероятно популярна, и о ее плачевном состоянии давно заявляли специалисты. Вопрос обсуждался годами, пока не нашелся меценат в лице итальянского бизнесмена Альдо Ости, проживающего в Швейцарии, который выделил половину необходимой суммы для двухгодичной реставрации. Такая благотворительность — обычное дело для многих стран, но уже давно редкость в Италии, где государство считает себя единственным хранителем культурного наследия. Небольшая сумма в 300 тысяч долларов стала камнем преткновения на пути к очередному "спасению" фрески.
Здесь надо сказать, что в Италии благотворитель за свое добро не получает ничего, даже упоминания о своем добром поступке, вот совсем ничего — просто отдай деньги и забудь. Поэтому, желающих помогать не так много, а государство просто не справляется, имея такое огромное культурное наследие, требующее бережного ухода и хранения. То, что мы теперь знаем имя мецената чистая случайность, как сообщают официальные источники, имя «спасителя» было разглашено не намеренно.
О том, что фреска находится на реставрации я знала, но ее можно увидеть, т к. работы ведутся в открытом режиме и именно в этом плане все хорошо организованно, доступ к осмотру фрески на время реставрации закрывать не стали, а подошли к этому процессу творчески, понимая, что это значит для туристов. К тому же, реставрационные работы затянулись, что не удивительно, когда партнером выступает государство. Посетителям музея предлагают наблюдать реставрационные работы со специально построенной платформы, а также следить за их ходом, используя приложение для мобильного телефона.
День Всех Святых в Италии официальный выходной, поэтому нам не удалось в живую понаблюдать за работой реставраторов, но зато никто не мешал рассматривать детали.
Сведения о Пьеро делла Франческо не так много, он был как художником, так и математиком. Самое интересное, что в 16 веке он был больше известен, как автор трактатов «О перспективе в живописи» и «Книге о пяти правильных телах», написанных в старости, когда его поразила слепота. Писал он очень медленно, иногда тратя на одну работу более 10 лет.
Пьеро был учителем знаменитого Луки Синьорелли. Стиль художника отразился в произведениях Мелоццо да Форли, отца Рафаэля, Джованни Санти и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.
"Воскрешение Христа", прим.1458-74гг. Предполагается, что Пьеро делла Франческа изобразил себя в образе солдата в коричневом платье.
Фреска изображает воскресшего Христа на краю гроба. Его образ необычен для меня, он атлетичен, его большие широко распахнутые глаза смотрят на тебя в упор, в какой бы точке ты не находился — Он смотрит тебе в глаза. Остальные персонажи спят, хотя у них был небывалый шанс стать свидетелями самого главного исторического события. Зато Тот, кто ради людей уснул сном смертным, восстал и Сам призывает нас к соучастию в пасхальном благовествовании.
Интересен пейзаж за спиной Христа: по одну сторону Его два безжизненных сухих дерева, по другую — зеленая аллея; по одну — иссохшая пустыня, по другую — та же пустыня уже дает всходы. Жизнь и смерть, прошлое и будущее, зима и лето соседствуют рядом.
П.П. Муратов в книге "Образы Италии" (1911-1924) пишет о Пьеро делла Франческа с нескрываемым восхищением: "Но с неизвестной Флоренции впечатлительностью чувствовал Пьеро, кроме того, значение отдельных красок — зеленой, алой, лиловой и золотисто-коричневой, красок одежд — и общую их гармонию, их "сгорание" в жемчужности и серебре рассвета". "Его глубокая и древняя религиозность, более мудрая, более важная и более всеобъемлющая, чем церковная религиозность какого-нибудь Фра Анджелико."
Пасхальная ночь словно разрывает время и пространство, она как начало первого дня и вечности. Христос здесь еще не во Славе, Он бледен и одинок, Он только что оттуда, но в руках Его знамя Победителя, Он был там и Он знает. И это Знание ты чувствуешь, как Его силу и тебе больше не страшно. С таким Христом — не страшно.
Я желаю вам это увидеть.
- Адрес:
Via Niccolo' Aggiunti 65, 52037, Сенсеполькро, Италия
- Телефон:
39 0575 732218
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Сансеполькро
- 11 апр 2018, 20:15удалитьО, какая потрясающая фреска! Просто невероятно, что она на стене!
И сохранилась! Ну ведь чудо же. - 11 апр 2018, 21:39удалитьЧудо, наверное, если учитывать ее многострадальную историю. Практически три жизни у нее, когда от штукатурки отдраили, потом во время войны (помнишь историю с капитаном Кларком) и вот эта третья, по сути, подаренная ей жизнь с реставрацией. Я думаю, значит она нужна нам. Так просто ничего не бывает.
- 11 апр 2018, 21:35удалитьЯ тоже обращала внимание на то, что сами итальянцы, имея колоссальное количество античных памятников и богатейшее культурное наследие, не слишком озабочены сохранением. Почивают на лаврах, «у нас и так много, к нам и так поедут».
Белла, прекрасные фрески! Спасибо, что рассказала о истории, реставрации и самом художнике. - 11 апр 2018, 21:50удалитьДа, Оксана, так и есть, очень всего много, но если бы организовали правильное меценатство, все бы устроилось. Хотя бы табличку могли укрепить с фамилией спонсоров и в каталогах на это делать ссылку, этого было бы достаточно, чтобы народ подтянулся, ведь обеспеченных людей очень много и они готовы, но хоть что-то можно получить в виде ответной благодарности, это ведь справедливо. Пока насчет этого полная глухая стена. Чем глуше стена, тем не понятнее перечисление денег на эти проекты в гос.структуре, это ведь очевидно, что кто-то хорошо кормится на этом. В этом плане итальянцы завидуют французам.
- 11 апр 2018, 21:40удалитьДействительно необычное изображение Христа! Замечательная фреска!
- 11 апр 2018, 21:52удалитьСпасибо, Нина!
- 14 апр 2018, 08:51удалитьБелла, спасибо огромное за знакомство с таким шедевром! Фреска потрясающая по энергетике! Это понятно даже через экран монитора, а я представляю какое чувство испытываешь глядя на нее в живую! И я полностью согласна с тем, что Вы написали в последнем абзаце — с таким Христом ничего не страшно!
- 14 апр 2018, 22:39удалитьЯ рада, что и вам, Лена, это передалось. Это ведь радость светлая — открывать для себя такое! И здорово, когда это еще кому-то интересно тоже.
- 18 апр 2018, 09:27удалитьИнтересная фреска, внимательно рассмотрел ее, на ней как-будто время остановилось, все пелены упали и проявилась истинная картина мира. Ерунда конечно, но такое ощущение она передает
- 18 апр 2018, 12:01удалитьСогласна. Ощущение остановившегося времени есть, как начало нового отсчета. Думаю, что в те времена, когда люди жили в такой системе координат, когда религия была просто частью жизни, им все было понятно и ясно. Мне же, все приходится расшифровывать, но мне интересно.
- 4 июл 2018, 10:30удалитьДобавил привязку к объекту, чтобы объект был на карте направления. Лучше такие оформлять через "Совет по Объекту"