19 материалов по 6 объектам, 649 фотографий
- GPS
- Россия, 161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
- (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61
- www.dionisy.com/rus/
Ферапонтов монастырь. Свет фресок Дионисия
Роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре — главное и бесспорное
произведение крупнейшего художника второй половины XV — начала XVI века, прославленного древнерусского иконописца — Дионисия.
Роспись ферапонтовского собора считается последней стенописной работой Дионисия.
До этого им были расписаны: собор Рождества Богородицы в Пафнутиево-Боровском
монастыре (1467-1476), Успенский собор в Иосифо-Волоцком монастыре (1484-1485),
Святая Русь. Иосифо-Волоцкий монастырь - хранитель веры
церковь Спаса московского Чигасова монастыря (около 1490), Успенский собор в Кремле
(1481-1482). Не до конца определено участие Дионисия в росписях Воскресенского собора в
Волоколамске (1480-1490).
Волоколамск - Волок на Ламе. Кремль
Своим современникам Дионисий был известен и иконными образами, в том числе, целыми
иконостасными комплексами, в перечисленных выше монастырях и прежде всего, известен
чудотворный образ "Богоматери Одигитрии" из Вознесенского монастыря Московского Кремля,
возобновлённый иконописцем после пожара 1482 года.
Занимался Дионисий и украшением книг. Сохранились его миниатюры в "Книге пророков"(1489)
и "Лествице"(нач.XVI в.) из собрания Российской государственной библиотеки и
в двух Евангелиях (1460-1470-е) Государственного исторического музея.
Годы жизни Дионисия точно не известны. Его рождение около 1440 года связывают сведения о
работе мастера в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он расписывал храм вместе с
Митрофаном и пособниками, что вызвало удивление царя Ивана III по придворному летописному своду и житию прп. Пафнутия.
В синодике из Кирилло-Белозёрского монастыря XVII в. под записью "Род иконника Дионисия"
приведено несколько имён, что даёт право предполагать о его происхождении из ростовской
знати.
Его обучение иконописи могло проходить в Симоновом монастыре, старцем которого был мастер
Митрофан, указанный первым при росписи боровского собора. Симонов монастырь Великого
князя имел свою иконописную школу, на чём основываются представления о Дионисии, как
великокняжеском иконописце.
Житие прп. Пафнутия сообщает, что "изрядный художник именем Дионисий, мирянин, болящий
ногами зело и дважды излечённый молитвами старца". Сыновья Дионисия, Владимир и Феодосий, начали работать с отцом при росписи собора Иосифо-Волоцкого монастыря.
О третьем сыне иконника Дионисия — Андрее, стало известно из грамоты о межевании земли от
1506-1511 годов со старшими братьями, где они были названы "детьми боярскими" на службе у
митрополита.
При росписи московского Благовещенского собора в 1508 году артель возглавлял средний сын
Дионисия — Феодосий, возможно, этим определяется время смерти Дионисия.
Каждая из редких сохранившихся работ "мудрого, хитрого и изящного иконописца", как его
характеризовали современники, имеет уникальное значение.
Три храмовые росписи утрачены полностью! Соборы в Пафнутиево-Боровском и Иосифо-
Волоцком монастырях были перестроены в конце XVI века, а церковь в Чигасовом монастыре
сгорела во время большого московского пожара середины XVI века, о чём сообщает летопись,
подчёркивая, что "подпись у церкви той чудна была Дионисия иконописца".
Время пощадило росписи мастера на алтарной преграде московского Успенского собора и
Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Ферапонтовская роспись сохранилась в полном объёме! Единство стиля и общий замысел росписи стен выявляет уникальную гармонию и завершённость работы великого мастера.
Дионисий не только сделал вечный вклад на помин своей души, но и оставил потомкам эталон
древнерусской живописи наивысшего периода её расцвета.
Роспись с наружной стороны западного входа в собор Рождества Богородицы предваряет
знакомство с созданным мастером внутренним храмовым пространством.
Вначале, ещё не закрытая папертями, она издали привлекала внимание приближавшихся к
монастырю путников. Отсюда начинается раскрытие главной темы всей стенописи Дионисия — прославление Богородицы!
Рождество Богородицы — первый христианский праздник в году: с рождением Марии начинается
история воплощения Христа, даровавшего людям возможность спасения и жизнь вечную.
Богородица представлена Дионисием в трёх состояниях: земном — в "Рождестве Марии",
молитвенном за род человеческий перед Спасителем в "Деисусе" и прославленном как Матери
Христа — в изображении с Младенцем.
Перспективный портал открывает вход в совершенный мир Царства Божия.
Внутри собора расписаны стены, своды и столбы — вся роспись, около 600 квадратных метров,
состоит из более чем 300 живописных композиций, непрерывно следующих друг за другом
горизонтальными рядами.
Сюжеты ряда часто объединены общей темой с развитием последовательности событий и сцен
с глубоким богословским осмыслением.
В самом верху, в куполе, на небесном своде — величественный образ благословляющего
Вседержителя ( греч. "Пантократор").
Высота от пола до верхней точки купола — 15,5 метров, диаметр барабана 3,5 метров.
Под Владыкой мира расположены шесть архангелов, четыре автора жизнеописания Иисуса
Христа, евангелисты Иоанн Богослов и Матфей — на востоке, Марк и Лука — на западе.
Сюжеты на плоскостях стен, под подпружными арками, на сводах, с евангельскими сценами и чудесными притчами из жизни Христа, очень помогает рассмотреть и правильно понять, даже
совсем несведущего человека, выдаваемая в кассе вместе с билетом схема-таблица.
На ней подписаны все живописные картины из сюжетной линии росписей храма. Очень удобно,
если вам не по карману личный экскурсовод.
Многие циклы из жизни Христа понятны и без таблицы. Например, первое чудо Христа, где он
в Кане Галилейской на брачном пире превратил воду в вино.
Кана Галилейская. Первое чудо
Или гора Блаженства, гора Нагорной Проповеди — это основа Учения Христа данная ученикам.
Церковь Нагорной Проповеди. Основа Учения Христа
Эпизоды последних дней жизни Христа, предсказывающие его близкую жертвенную смерть.
Гефсимания. Пещера Предательства
Гефсимания. Пронзенное сердце
Иллюстрация славящая Богородицу с Младенцем в сюжете на слова Иоанна Дамаскина:
О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь, ангельский собор и род человеческий, слава
Тебе, ныне и присно и во веки веков, аминь!
Известна всем и роспись "Покров" — это историческое событие нападения сарацин на
Константинополь и чудесное явление Богоматери во Влахернском соборе в середине Х века,
когда спасая молящихся от врагов, Богородица накрыла их своим покрывалом.
Сюжет "Благовещение у колодца" и "Встреча Марии с Елизаветой", будущей матерью Иоанна Предтечи, Дионисий вырисовывает с особой нежностью и любовью.
Эйн-Карем. Горненский женский монастырь
Главный алтарный образ — фреска Богоматери с Младенцем на престоле и поклоняющимися ей
архангелами Михаилом и Гавриилом.
Росписи южного придела представляют монументальный образ Николая Чудотворца в конхе и сцены его Жития от рождения до перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский Бари,
которое произошло в 1087 году.
О времени исполнения стенописи собора и её авторской принадлежности сообщает надпись на
своде северного дверного проёма:
В лето 7010-е месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата быть подписывати сия церковь, а окончена на 2-е лето месяца сентября в 8, на Рождество Пресвятая владычица наша Богородица Мария, при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси, и при архиепископе Тихоне. А писцы Деонисие иконник с своими чады.
О владыка Христе всех Царю, избави их Господи мук вечных.
Текст надписи впервые был прочтён и опубликован составителем истории Ферапонтова монастыря И.И. Бриллиантовым в 1898 году. По его рассуждениям, роспись фресками по сырой
штукатурке, площадью более 600 кв. метров была выполнена за 34 дня, с 6(19) августа по 8(21)
сентября 1502 года при летоисчислении от Рождества Христова.
Честно сказать, у меня этот срок исполнения росписей целого храма вызвал шок.
Во-первых, таких сроков не было у Дионисия НИКОГДА, даже в молодости, все работы не менее года и больше, можно проследить по всем монастырям, где ваял мастер.
Во-вторых, рекорд выполнения работ в МЕСЯЦ с небольшим, обязательно был бы отмечен
отдельной "подчёркнутой датой" в днях — это же сенсация! (Даже на надгробиях писали год, месяц и сколько дней прожито было покойным, а то и уточнялось время, например: в 8 часов пополудни).
Может, надпись "на 2-е лето" — имеется ввиду через год, на следующее лето?
В-третьих, Ферапонтово было у Дионисия на закате жизни и если учитывать, что он был "болящий ногами зело" ещё смолоду, то лазать по лесам под самый купол и изображать такие массовые насыщенные персонажами сцены, выписывая кропотливо мимику на каждом лице — дело не минутное, что стоит, по-времени, многосюжетная композиция "Страшный суд"?
Опять же, с освещением стен — уж больно короткий световой день в северном сентябре, а храм не имеет витринных окон, и в скудном освещении при свечах дело быстро не идёт.
а если подмазывать живопись в несколько слоёв, где это требовалось, то и подавно...
Пусть даже сыновья помогали Дионисию рисовать и на подхвате были люди, чтобы штукатурить стены, тереть и разводить краски.
Вообщем, кроме восхищения, остались у меня сомнения.
Завершается вся грандиозная роспись поясом белых пелён-полотенец по всему периметру храма, на которых размещено 52 орнаментированных медальона со своим неповторяющимся
рисунком.
Особая притягательность фресок Дионисия в гениальном видении мастером архитектурного
пространства собора и раскрытии гармонии структуры божественного мироздания.
Все сцены написаны на обязательном для древнерусской живописи голубом фоне.
Роспись фонов у Дионисия достигает невероятной прозрачности, как бы продолжая реальную
воздушную среду и объединяя события сюжетов в единый образ Вселенной.
Этот эффект достигается необыкновенным чарующим светом фресок Дионисия!
Их чудесным свечением!
- Адрес:
161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
- Телефон:
(81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Ферапонтово
- 19 апр 2018, 09:21удалить
Donnicoнаписал 18 апреля в 09:22
Там наверное можно долго находиться, изучать их...
Там быстро не получится, надо заложить время!
Сначала показывают научно-документальный фильм, чтобы народ разобрался что к чему,
немногие знают библейские истории, а потом интересно послушать экскурсовода и самому
всё детально рассмотреть. - 27 апр 2020, 08:35удалитьСпасибо, Аля, давно мечтал туда попасть! :))