В отличие от людей, своих создателей, произведения искусства и памятники архитектуры живут не годы, а столетия. Конечно, если повезёт. В их долгой судьбе, как и в судьбе человеческой, бывают разные повороты. История Башни Хасана в Рабате — тому пример. Особенно, если рассматривать её в определённой взаимосвязи.
История эта началась в конце 12 века, когда в очень могущественном по тем временам Магрибе взошёл на трон третий эмир из династии Альмохадов Абу Юсуф Якуб аль-Мансур. Его владения простирались на всю Северную Африку и часть Пиренейского полуострова, но Абу Юсуф продолжил завоевания своих предшественников и в борьбе против нарастающей Реконкисты дошёл до самого Мадрида!
Титул «аль-Мансур», что значит «победитель», он взял после битвы при Аларкосе, где разбил армию кастильского короля Альфонса VIII.
Однако, достигнув 35-летия, Победитель, чьё правление считалось лучшим периодом в истории альмохадской империи, отчего-то потерял интерес к сражениям и почти отошёл от государственных дел. Возможно, он заболел, мне к сожалению, не попалось информации, чтобы уточнить. С этого момента все помыслы Абу Юсуфа занимало строительство минаретов. Эти башни он захотел поставить в важных для империи городах, сделать символами могущества исламского мира, и тем самым увековечить память о себе.
В 1184-1198 г.г. в имперском Марракеше был возведён минарет Аль-Кутубия, который, как считается, стал прототипом для двух других.
Внутри башни сделали лестницу такой ширины, чтобы муэдзин мог въезжать по ней на лошади.
Судьба этой башни проста — вот уже 9 столетий она исполняет возложенную на неё миссию и служит Аллаху. Несмотря на то, что наряд её сильно износился, потеряв украшения из цветной лепнины и отделку из яркой мозаики, Аль-Кутубия остаётся одной из знаменитых достопримечательностей Марракеша.
Иная судьба у минарета, известного сегодня под названием Хиральда. Башню возвели в 1198 году в Севилье, столице халифата Аль-Андалус, но не прошло и трёх веков, как башне пришлось сменить веру.
Это пошло ей только на пользу )) с возрастом Хиральда похорошела, подросла почти на 30 метров, приоделась в каменные кружева и примерила новый головной убор.
Как и её марракешская сестра, Хиральда знаменита, популярна у гостей Севильи и хранит память об аль-Мансуре.
Но самой великой и известной из трёх сестёр должна была стать младшая — башня Хасана. В 1195 году Якуб-аль-Мансур затеял в Рабате колоссальный по тем временам проект — была заложена вторая по величине в мире мечеть, в которой все многочисленное войско эмира могло бы молиться одновременно.
Минарет мечети планировали сделать 86-метровым. В 12 веке такая башня стала бы самым высоким сооружением в исламском мире.
Как и в Аль-Кутубии, внутри башни Хасана были сделаны широкие ступени для муэдзина так, чтобы по ним можно было подняться верхом на коне. По легенде, амбициозный Абу Юсуф Якуб аль-Мансур планировал сам подниматься наверх, не слезая со спины жеребца, и призывать своё войско к молитве...
К 1199 году минарет поднялся на 44 метра, то есть был наполовину построен, и рядом с ним уже тянулись вверх 400 колонн, призванных поддерживать гигантских размеров крышу, но 39-летний Якуб аль-Мансур умер, и строительство было прекращено.
Пять с половиной столетий лес из колонн и недостроенная башня так и стояли на огромной площади печальным памятником несбывшейся мечте.
Никто из многих правителей, сменивших друг друга за это время, так и не продолжил великий замысел.
В 1755 году сильнейшее лиссабонское землетрясение разрушило значительную часть того, что было построено, и лишь тогда на площади навели порядок. Убрали обломки колонн, оставив аккуратные пеньки, отреставрировали башню... И вновь оставили всё, как есть.
Башне Хасана так и не суждено было ни перерасти своих сестёр, ни превзойти их славой.
Но она, конечно, красива — четырехгранная, яркая, одетая в каменное кружево и украшенная узором из стрельчатых арок.
Башня знаменита, имеет большое значение для историков исламского мира, а в последние десятилетия является одним из символов Рабата для мира туристического.
В 1961 году произошло невероятное событие — впервые за 900 прошедших лет на территории, окружающей башню Хасана, началось строительство! На сей раз оно не затянулось, и через 10 лет всё было готово.
Нет, возвели не злополучную гигантскую мечеть, а мавзолей для Мухаммеда V — короля, при котором Марокко обрело независимость от Франции.
Это не просто мавзолей, это целый мемориальный комплекс, с мавзолеем и музеем, окруженный стеной. На воротах у входа дежурят конные гвардейцы в национальной форме и с национальными флагами.
Естественно, все сооружения выполнены в мавританском стиле, но поскольку автором данного проекта был вьетнамский архитектор Во Тоана, не обошлось без элементов декора, какие привычнее было бы увидеть в Азии, а не на Востоке.
Но это единственная своеобразная деталь, всем остальном комплекс мавзолея традиционен. Я уже упоминала, что в восточной архитектуре предпочитают не отклоняться от стиля, сформировавшегося в 10-11 веках.
Не удивительно, что современный комплекс так идеально вписался в окружающую обстановку, так естественно и гармонично смотрится рядом с древними колоннами и башней.
Вздумай Абу Юсуф Якуб аль-Мансур в 12 веке строить не мечеть, а мавзолей, его зодчие вполне могли бы создать нечто подобное тому, что появилось теперь, в веке 20-ом.
Разве что белоснежный мрамор для стен в древности не достали бы — это сейчас его заказали и привезли из Италии.
Четыре входа в мавзолей охраняют очень колоритно одетые стражи, ещё четверо находятся внутри, в углах помещения.
Сын Мухаммеда V, король Хасан II, сам принимал участие в проектировании помещения для гробницы. Отчасти он был вдохновлён устройством мавзолея императора Наполеона Бонапарта в Париже.
Для посетителей были сделаны специальные галереи, опоясывающие зал. С этих галерей виден нижний этаж, где в самом центре установлен саркофаг, выполненный из цельного куска белого мрамора. Погребальная камера, в которой покоится тело короля Мухаммеда V, расположена чуть ниже.
Внутреннее убранство мавзолея достойно королей, оно продуманно и роскошно. Потолок, выполненный из кедра, украшен резьбой и позолотой, стены выложены национальной марокканской мозаикой.
Я с удовольствием разглядывала элементы декора и много фотографировала, и внутри и снаружи мавзолея.
Всё это место показалось мне необычайно интересным. Башня Хасана интересна своей историей, Королевский мавзолей — настоящей восточной красотой. Как говорится, два в одном: насытились глаза, обогатились знания ))
Наверно, поэтому посещение комплекса стало для меня одним из самых радостных моментов в путешествии по Марокко.