Из семи нынешних памятников ЮНЕСКО в Боливии это не только самый загадочный и самый разбросанный, он также занимает вторые места как по давности включения в этот заветный список (1990-й год), так и по труднодоступности. Хотя находится вовсе не среди высоких гор. а как раз наоборот — на почти идеально плоской Восточноболивийской Равнине. Дело в том что это малонаселённый лесистый регион, с пока ещё очень зачаточной инфраструктурой.
Деревянные церкви и сопутствующие постройки возводились здесь Орденом Иисуса с целью приобщения индейцев к христианству и к европейской культуре в более общем плане (включая экномическую организацию "идеальных городов") с конца 17-го века и до изгнания иезуитов из колоний Испании и Португалии в середине 18-го. В отличие от трёх десятов "Утопий" на более южных землях индейцев гуарани, руины части из которых сейчас составляют памятники ЮНЕСКО №275 и №648, эти объекты были оставлены их первыми хозяевами без вооружённого сопротивления, благодаря чему и уцелели до наших дрей почти в первозданном виде.
И из десятка деревянных церквей оставшихся в регионе Гран-Чикитания со времен иезуитов и ныне охраняемых правительством Болиии, семь составили этот объект Памятник Всемирного Наследия ЮНЕСКО, разбросанный на сотни километров. Восемь лет спустя одна из них, как раз самая узловая — Сан-Игнасио — была лишена этого статуса, и с тех пор схема этого объекта на международном и национальном уровнях выглядит вот так:
(источник: commons.wikimedia.org)
Объективно говоря, для знакомства с этими церквями проще всего опираться на столицу Департамента и крупнейший город Боливии, Санта-Крус-де-ла-Сьерра, откуда даже предлагаются туры длительностью от двух до пяти дней, в зависимости от охвата, см. rosariotours.com/scz-misiones….
1.
Анализ этих маршрутов показывает, что самые доступные из всей шестёрки-семёрки это церкви в Сан-Хавьер (San Javier) и в Консепсьон (Concepción), до которых и самостоятельно можно докатить: дорога асфальтирована, расстояние 180 и 180+60 км соответственно, автобусы ходят регулярно, и с ночлегом проблем нет — вот всяком случае во втором из них. Именно это и собираюсь сделать в своей следующей поездке по Боливии, четвёртой по счёту, а вот во второй сумел добраться до почти всех остальных частей этого сетевого объекта, проникнув к ним со стороны бразильской границы, дневник путешествия здесь: Миссии ордена Иезуитов на равнинах Чикитании
2.
Продолжая в порядке доступности, теперь представлю последнюю из них по хронологии моего маршрута, она находится в Сан-Жозе-де-Чикитос, прямо у проторённого железнодорожного, а с недавних пор ещё и автомобильного пути между мегаполисом Санта-Крус-де-ла-Сьерра и Пуэрто Кихарро где находится главный погранпереход с Бразилией. Расстояние от столицы департамента около 250 км, а от границы под 380 км. Каждую неделю в обе стороны проходят 9 сквозных поездов, а также несколько десятков автобусов, есть и эксклюзивные автобусы и коллективные такси из-в столицы(у) Департамента, да и в направлении границы тоже — см. советы по логистике в соответствующем разделе этого направления.
Эта миссия выделяется из общего строя применением строительного камня. Город Сан-Жозе находится недалеко от небольших гор, и этим материалом не обделён, а вот действительно больших деревьев в округе маловато. Правда, технология строительства центрального сооружения у здешних иезуитов была тогда отработана исключительно под лесоматериалы, так что здесь церковь получила только каменный фасад, да ещё одну и боковых галерей, а всё остальное из дерева. Но несущая конструкция других построек уже полностью из камня.
Это творение известного священника-архитектора Бартоломэ-де-Мора состоит из (слева направо): часовни (1750), церкви (1747), колокольни (1748), резиденции (1754). Есть и более старинная часть этого комплекса, но она пока не видна.
Считается что фасад этой церкви имитирует две более древние и известные, в бразильском Сан-Мигел — Сан-Мигел-дас-Мисойнc, 3-й памятник ЮНЕСКО в Бразилии и в парагвайском Тринидад — Руины миссии иезуитов в Тринидад, памятник ЮНЕСКО в Парагвае, но уступает им по размерам, и по художественному уровню. Обе упомянутых уже успел посетить раньше, и ничего против это версии не имею.
Резиденция священнослужителей в 20-м веке использовалась больше как школа или колледж, а недавно стала музеем. В глубине видно ещё одно сооружение, "nave temporária". Это старейшая из уцелевших построек на востоке Боливии (1725-1730).
Музей невелик, но уникален — единственный в шести объектах этого памятника ЮНЕСКО. Прояснил в том числе и название региона, "Chiquitania" — оно действительно является производным от "chico", "chica", и намекает на рост местных индейцев в представлении первых конкистадоров. На самом деле, индейцы были полноформатные, просто строили дома с низкими дверями, чтобы туда меньше всякого комарья залетало.
Декорации коридора и трёх комнат выполнены в 1810-м году художником по имени Грегорио Вильяроэль.
А сейчас там дружно работают реставраторы.
Вид на колокольню и на боковую галерею церкви из дворика. В центре его находятся солнечные часы.
Работают они хорошо.
Внутри церкви очевидно, что несущая конструкция сделана без тех изысков, что удивляли в провинции Веласко. Да и материал тут попроще и послабее, сказывается более южное расположение — леса тут немного жидковаты.
Но алтарь выполнен на том же уровне.
Другие подробности в Действующий с 17-го века храм и исторический музей.
3.
В 120 км к северу от San José de Chiquitos и его транспортного узла находится главная жемчужина этого феномена — Cтарейшая из сказочных церквей Чикитании в Сан-Рафаэль-де-Веласко
Именно эта миссия, основанная второй по хронологии в Гран-Чикитании и стала ключевой: её успех привел к образованию нескольких филиалов в радиусе сотен километров, и огромный регион стал тем, что сейчас относят к культурному и историческому наследию — памятник ЮНЕСКО №529
Церковь, как и полагается, стоит на периметре единственной площади, так же как и автобусные остановки, и все другие важные объекты городка.
Сан-Рафаэль это сейчас совсем маленький городок с населением около 2 тыс. чел. (во времена иезуитов было в разы больше), но центральная площадь и размерами вышла, и ухожена почти как в столице провинции: хорошие дорожки, скамеечки, монументы,
Есть на ней и памятник основателям миссии, которая отсчитывает свою историю с 1696-го года
В начале 18-го века она набрала такую силу, что стала создавать свои филиалы в округе, все соседние были основаны ее посланцами.
А церковь возведённая в 1742-м году была первым осуществлённым проектом швейцарского священника-инженера Мартина Шмидта, под после чего его руководством возникло настоящее архитектурное течение.
Отмечу, что даже колокольня была построена из дерева, эта конструкция выглядит довольно легко и ажурно.
Но видно, что она поражена какими-то насекомыми, так что её сохранение потребует усилий.
Внутри, как говорится, "скромно, но со вусом".
Двери церкви Сан-Рафаэль широко открыты до позднего вечера, туда постоянно тянутся люди, слышится музыка.
4.
Ещё в 40 км на восток от Сан-Рафаэль находится городок покрупнее, Сан-Мигель-де-Веласко, и там тоже есть Старинная деревянная церковь и сопутствующие постройки. ещё проще добраться туде северным путём: от столицы провинции Веласко тоже всего 40 км (на юг) и транспорта там побольше, см. Пути в Сан-Мигель-де-Веласко
Последнее из творений швейцарского священника-архитектора Мартина Шмидта и его учеников в Боливии, построено в период 1750 — 1760, на базе ранее накопленного опыта, и с большим размахом, чем первые образцы. Церковь действует непрерывно с тех самых времен.
Внутреннее оформление ее наиболее ценно благодаря разнообразным работам художника Антонио Рохаса, выполненным между 1761 и 1770 г.
Фасад старинной церкви выходит на центральную площадь городка
Солидная колокольня находится чуть в стороне, слева.
Старинные постройки в церковном дворе сейчас используются как детская музыкальная школа.
На главном здании шла плановая замена черепицы.
Боковая галерея в отличном состоянии.
Обнаруживаем открытый боковой вход, и можем теперь оценить внутренние достоинства церкви Сан-Мигель.
В этом углу идёт реставрация.
Алтарь украшен сотнями кг золота, форму которым придал Mestre Antonio Rojas, он работал с года изгнания иезуитов из испанских колоний (1767) аж до 1783-го.
Как мне рассказал тамошний смотритель, великолепные спиральные части колонн так и стоят уже два с половиной века, во всяком случае большинство из них сохранилось в оригинале. Многие из нижних сегментов колонн требовали замены, но деревьев такого диаметра в наше время уже не нашлось, пришлось заменить их на составные из 4-х продольных долек, а новые швы тщательно замаскировать.
5.
Церковь построенная иезуитами в Сан-Игнасио-де-Веласко (San Ignácio de Velasco) в 1761 году, в 1990-м вместе с шестью подобными объектами попала в знаменитый список Всемирного Наследия UNESCO. Но десятилетие спустя была из него вычеркнута — из-за современной колокольни построенной на месте аварийного оригинала. Однако на национальном уровне она очень даже почитаема, и содержится в образцовом состоянии. Из всех аналогичных объектов что посетил в своей мини-экспедиции этот оказался самым крупным и лучше всех отреставрированным. Всё-таки здесь столица провинции и местные религиозные власти тоже заседают в нем — называется sede da Diocese, см. Наследие иезуитов в столице Веласко
Миссия Ордена Ииуса в Сан-Игнасио-де-Веласко была основана в 1748-м году, а главная построена в 1761-м, очень капитально. Только в 1948-м техническое состояние здание было взято под контроль, а в 1998-м (в год 250-летия миссии) полностью отреставрировано. В результате этих работ вся деревянная несущая конструкция была перебрана, и некоторые ее элементы заменены на точно такие же, вырезанные из стволов деревьев тех же пород. Таким образом, жизнь церкви продлена ещё надолго, при идеальной сохранности исходного облика.
А вот колокольню восстановить не удалось, и вместо нее построили новую, из современных материалов.
Хотя колокольня и не часть здания церкви, но стоит рядышком, и чиновникам ЮНЕСКО, без согласования с которыми был осуществлен этот проект, не понравилась настолько, что и саму церковь исключили из списка Всемирного Наследия.
Так что, объект №529 с тех пор включает не 7, а 6 из сохранившихся в регионе построек иезуитов. Но для боливийского правительства, и тем более для властей провинции, этот элемент культурного достояния остаётся одним из приоритетных.
Особое впечатление на меня произвели ажурные составные арки перекрытий, а также те из столбов, что выполнены со спиральной резьбой.
Это живой рисунок, передающий движение от земли в небо и от неба к земле, в зависимости от того, куда скользит взгляд. Он напоминает также о прочных тросах, свитых из тонкой проволоки, и создаёт ощущение лёгкости и надёжности.
Под стать тщательной и красочной отделке фасада выглядят и внутренние стены церкви.
Ну а великолепный алтарь с обильной позолотой высокохудожественной резбы по дереву — это нечто невообразимое в такой глуши.
6.
За кадром пока ещё остаётся и церковь иезуитов в Санта-Ана-де-Веласко. Она считается самой маленькой и наименее интересной из всех, и всё ещё ожидает капитального ремонта. В тот раз не вписалась в мой маршрут из-за элементарной нехватки времени при тогдашней расстановке приоритетов, хотя тоже находится всего в 40 км как от Сан-Игнасио-де-Веласко, так и от Сан-Рафаэль-де-Веласко. Но это не основная дорога между ними, а вторичная, главный путь идёт через Сан-Мигель-де-Веласко, поэтому в Санта-Ана нет никакого регулярного транспорта. Можно было съездить туда из Сан-Игнасио на такси или на мототакси (их больше), но Центр поддержки туристов в провинции Веласко отговорил меня от такой операции в дождливый день. Всё же в следующий раз постараюсь не упустить такой возможности, а м.б. даже воспользуюсь регулярной экскурсией оттуда или из столицы Департамента.
В дополнение:
См. также локальные объекты
Храм миссии иезуитов в Сан-Хосе и Музей
Миссия иезуитов в Сан-Рафаэль-де Веласко
Миссия иезуитов в Сан-Мигель-де Веласко
Церковь Ордена Иисуса в Сан-Игнасио