Испив с утра кофе на незабываемой террасе в Монтоне, я с друзьями держу путь, согласно маршрута "по местам творчества Пьеро делла Франческа". Путь наш лежит в небольшую деревню под названием Монтерки, где в местном музее хранится изумительная по красоте фреска Мадонна дель Парто. И опять у кого-то возникнет вопрос, а стоит ли нарезать круги из-за одной достопримечательности? Но, я на этот вопрос для себя давно ответила, если мне это интересно, то я поеду непременно.
В Монтерки я закрыла для себя сразу два маршрута: первый — это по делла Франческа, а второй — по местам съемок "Ностальгии" Тарковского. Вот в этой маленькой Монтерки удивительно переплелись этих два моих маршрута и мистически закольцевались.
А теперь обо всем по порядку.
Мы проезжаем по удивительной красоты холмистой местности узкими белеными грунтовыми дорогами, которые кружат через виноградники и поля с пасущимися стадами барашек и овец. Вся округа залита утренним щедрым солнцем, на небе почти ни облачка и все это великолепие похоже на летний день, если бы не рыжий пейзаж. Удержаться не возможно и мы останавливаемся на погулять, а я пошла бродить в поля. Отсюда открывается замечательный вид на саму деревню и окрестности с долины, этот узнаваемый теперь мной пейзаж, я буду легко находить на картинах художника, рассматривая, например, в галерее Уффици.
Поразительный, все-таки, по красоте ноябрь в этих местах! Такое отдохновение глазам!
Мы расположились на лужайке и словно вводный инструктаж я снова буду зачитывать Муратова, маршрут которого мы сейчас и повторяем: "Пейзаж тибрской долины, который глубоко любил Пьеро, не уставая писать его и в фоне лондонского Крещения, и в фоне Иеронима венецианской Академии, — этот пейзаж видел я воочию, направляясь из Борго Санеполькро в Монтерки. Был нежный и матовый весенний день с облаками сиявшими от скрытого позади них солнца..."
"Один из этих кастелли обозначает место селения Монтерки. В стороне от него, в укрытой ложбине расположилось кладбище, где на стене часовни Пьеро делла Франческа написал Богоматерь Рождения. Старик сторож медлил принести ключи, удивленный и как бы даже испуганный редким иностранцем. Пока он совещался со своей старухой, я видел сельские могилы, заросшие весенней травой и дикими голубыми гиацинтами, слушал птиц, гнездившихся в еще безлиственных ветках деревьев. Я видел потом, когда открылась дверь часовни, благоговейный светло-мистический облик Мадоны дель Парто: ее трепетно-неправильное лицо с живыми глазами и опущенными к низу углами губ, ее странно расстегнутое на чреве серебристо-голубое платье, ее ангелов в вишневой и зеленой туниках, которые откидывают симметричным движением балдахин, усеянный увядшими золотыми букетами и сияющий внутри перловым атласом. Я видел в тот изумительный день одно из величайших чудес сельской Италии."
Удивительно, как похожи настроения, хоть и прошло сто лет почти, как это написано. Но, теперь то мы и знаем больше, например, что писал Пьеро фреску не в кладбищенской часовне, а в Санта-Мария-ди-Momentana (ранее Санта-Мария-Ин-Силвис), в старой церкви, близ Монтерки. Здание было разрушено в 1785 году землетрясением, и работа была отделена и помещена над высоким алтарем новой кладбищенской часовни, вот этот вариант и видел путешествующий Муратов.
А для меня все началось с "Ностальгии" Тарковского, когда я захотела проехать по местам, где снимался этот протяжно-красивый и грустный фильм и я писала об этом здесьПо местам Тарковского: Баньо - Виньони,По местам Тарковского: аббатство Сант - Антимо и осталось написать еще о San Galgano, но так вот плавно, словно так и должно быть, вошел в мой мир Пьеро и его Мадонна дель Парто ждала моей долгожданной встречи. В цепочке о Тарковском — она была кульминацией.
Тарковский еще застал и сохранил в фильме то время, когда фреска располагалась в часовне, в которой идет невероятный обряд выпускания птиц из живота кукольной девы, ведь фильм снят 1983 году. Вскоре, от греха подальше, ведь землетрясения здесь так часты, ее демонтируют из часовни и поместят под пуленепробиваемое стекло в специально созданный под фреску музей и случится это в 1992 году. Вот в него мы сейчас и едем.
Это музей одной фрески, где можно еще посмотреть и фильм о Пьеро. Художник посвятил «Мадонну дель Парто», своей матери Романе ди Перино уроженке Монтерки. Предполагается, что фреска была написана в 1459 году, когда Пьеро был в Монтерки на похоронах своей матери, что удивительно для него — всего за 7-мь дней, ведь все остальные свои работы он писал годами.
Мадонна Дель Парто является знаковым изображением Девы Марии, образ беременной Мадонны стал очень популярным в Италии, в основном в Тоскане в 14-м веке. Часто Мадонна изображалась стоящей в одиночестве, с закрытой книгой на животе, намеком на воплощенное слово и с поясом из завязанного тканью шнура (Пояс Богородицы, тот что хранится в соборе в Прато).
Мадонна Пьеро Делла Франческа не имеет ни книг, ни королевских атрибутов, как в большинстве предшественников образа, и не носит пояс. Она изображена спокойной и умиротворенной, с рукой, поддерживающей ее выдающийся живот. Ее окружают два ангела, которые держат открытыми шторы павильона, украшенного гранатами, символом страсти Христа. Два ангела зеркальны, это напоминает представление, словно вы в театре.
Богословская символика, стоящая за представлением, сложна. Маурицио Кальвеси предположил, что шатер представляет собой Ковчег Завета. Таким образом, Мария стала бы Новым Ковчегом союза в ее роли матери Христа. Для других ученых шатер является символом Католической Церкви, а Мадонна символизирует скинию, так как она изображена с телом Иисуса.
Сейчас женщины приходят к этой фреске, чтобы вымолить ребёнка.
А я вижу светлый лик девочки — женщины, с таким удивительно славянским лицом и столько вопросов в голове, но так ли важны ответы... С кого писал этот лик Пьеро? Где мог видеть это лицо, что написал работу за 7-мь дней, сразу после смерти мамы? Она похожа на его маму?
Вот такое МММ у меня получилось: Мама, Мадонна, Монтерки.
И первым словом встает у меня "мама". Мама — это всегда начало.
Если вы будете посещать Ареццо, то не поленитесь и добавьте в свой маршрут "золотой треугольник" Пьеро делла Франческа на этом пятачке: Ареццо — Сансеполькро — Монтерки и откроется вам удивительный мир, который оставил нам в наследство художник.
Здесь в Монтерки я закрыла для себя 2 своих маршрута и наметила для себя новые. Тоскана, как и Умбрия не перестает удивлять и дарить радость новых встреч и открытий. Если сравнить ее с рассыпанным ожерельем, то я брожу и нанизываю для себя свои бусины и мое ожерелье увеличивается. Тем и прекрасны эти места, что каждый соберет свое.
Сайт музея здесь: madonnadelparto.it
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: