До мелочей описанные сотни раз места, где уже побывали многие и продолжают приезжать туда за новыми для себя открытиями и незабываемыми впечатлениями, не просто показать в ином свете. Тем более черпая информацию в похожих источниках со страниц мировой паутины. И все же, попытаюсь рассказать об Афродите, месте её рождения и чуть-чуть об острове, названном в её честь (а тут уж без мифов и легенд точно не обойтись!), какими довелось узнать о них мне.
Кто с древнегреческим эпосом знаком понаслышке и прохладно относится к олимпийским богам, кто никогда даже не слышал легенду об Афродите (а таких, думаю, немало), знает точно одно, что Афродита – это богиня любви и красоты. А подробности, связанные с ее появлением и деяниями на земле, это уже пелена таинственности вокруг имени, история в картинках, как подтверждение мифа.
Когда мы приехали на место, прошли к морю через тоннель (для экономии времени)
и разбрелись по пляжу, говорить уже не хотелось. Только смотреть, рисуя в воображении картины ожившей легенды, любоваться лазурным морем, белыми скалами, напоминающими то или иное существо. И фотографировать, не обращая внимания на лежащие, плещущиеся в воде тела, снующих во всех направлениях туристов, которым отведено на осмотр минут по 30-40 (а по камням быстро передвигаться не получается) и любителей фотосессий у каждого валуна.
Плеск волн, шум моря, дыхание ветра и потрясающая палитра красок – вечная гармония. Момент блаженства, требующий хоть относительного уединения, нарушается (увы) звуками нашей суетливой реальности.
А ведь где еще как не здесь подумать о виновнице связанных с этим местом событий?
Афродита (αφρός с греческого — «пена»), история до ее появления эротична на первый взгляд, на самом же деле довольно жутковата, во всяком уж случае, вначале. Судите сами.
Древнегреческий бог Уран, олицетворявший Небо, был к Гее желаньем любовным томим. И каждую ночь проливал он свое семя в землю, отчего детей народилось с избытком.
Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый
Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов
По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.
Силой они неподступной и ростом большим обладали.
Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном,
Были ужасны и стали отцу своему ненавистны
С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился,
Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель,
Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.
С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.
Уставшая от тягот и бесконечных измен Гея, пошла на хитрость и подговорила одного из младших Кроноса утихомирить отца, лишив его мужской силы.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
В нужный момент он отца оскопил:
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
Хотя Киферы считаются одним из культовых мест Афродиты, ступила она на земную твердь все же на Кипре.
Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная.
Из пены морской белоснежной явилась на свет Афродита. От прикосновения ее божественных ножек все расцветало вокруг:
Ступит ногою —
Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой,
[«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной]
Боги и люди зовут, потому что родилась из пены.
А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,
«Кипророжденной», — что в Кипре, омытом волнами, родилась.
(«Теогония» (о происхождении богов), Гесиод)
Следствие мифа о чуде появления Афродиты гораздо красивее, чем его предыстория, отдающая варварской жестокостью. Не так ли? Но родилась ведь не просто дева прекрасная, а Богиня.
Зевс (по версии Гомера отец Афродиты, рожденной морской нимфой Дионой) своей «дочери милой» вещал, что не заповеданы ей «шумные брани», «делами приятными сладостных браков» ей он велит заниматься.
«Афродита с ресницами гнутыми» покровительствовала влюбленным и несмотря на то, что будучи замужем за Гефестом была, сама щедро дарила любовь богам и смертным. Ее забавляло богов завлекать в сети сладких желаний, женщин земных в них влюбляя.
Муза! Поведай певцу о делах многозлатной Киприды!
Сладкое в душах богов вожделенье она пробудила,
Власти своей племена подчинила людей земнородных,
В небе высоком летающих птиц и зверей всевозможных,
Скольким из них ни дает пропитанье земля или море.
Всем одинаково близко сердцам, что творит Киферея.
…избегнуть ее никому невозможно,
Будь то блаженные боги иль смертнорожденные люди.
Зевс-молнелюбец и тот обольщаем бывал не однажды,
Он, величайший из всех, величайшей чести причастный!
Но и саму Афродиту зажег сладострастным желаньем
Ласк человеческих Зевс, чтоб как можно скорей оказалось,
Что не смогла и она не взойти к человеку на ложе
И чтоб нельзя уже было хвалиться пред всеми богами
Сладко смеющейся, любящей смех Афродите прекрасной,
Как она с женами сводит земными богов всеблаженных,
И сыновей для бессмертных богов они смертных рождают,
Как и с мужами земными блаженных богинь она сводит.
(Гомеровы гимны IV. К АФРОДИТЕ)
И все же именно ли в этом месте любвеобильная дива появилась на свет, Землю своим осчастливив рождением? Может, эпические поэмы древних в том виноваты?
Доподлинно это нам неизвестно, во всяком же случае, в масштабах владений древних богов точка вполне определенная – Кипр, остальное не важно. Не зря же еще легендарный сказитель называл Афродиту «многозлатной Кипридой».
С именем Афродиты связано не только место рождения, но и одноименная бухта.
Петра ту Ромиу (Petra tou Romiou, Πέτρα του Ρωμιού) — так именуют это место, овеянное легендами и от каждого рассказчика обрастаемое какими-то подробностями. А почему его называют Petra tou Romiou?
По легенде, жил здесь во времена римского правления гигант-богатырь. Дигенис Акритас (Διγενής Ακρίτας), получивший прозвище из-за происхождения (Дигенис – двуродный, мать его была дочерью византийского военачальника, отец – сирийским эмиром), охранял границы острова, топил вражеские армады близ него, бросая в них камни. И вот пришла великану пора жениться. Во время свадьбы в Керинии гонец принес тревожную весть, что корабли Сарацинов у южной стороны острова. Не оставлять же невесту на пиру одну. Оперевшись одной рукой на Керенийскую гряду (место в горах, говорят, так и называется Пентадактилос (Πενταδάκτυλος), что значит с греческого «пять пальцев»), схватил он гигантский кусок скалы и метнул его через весь остров в море, разбив противника наголо.
А камень, врезавшийся в дно недалеко от берега с торчащей из воды верхушкой, с того времени и называют «камнем ромейца» или «Камнем грека», и «Камнем Афродиты», а проще Петра ту Ромиу (Petra tou Romiou, Πέτρα του Ρωμιού).
Таких камней практически нет поблизости. Остается лишь поверить в легенду.
По мнению же ученых, остров начал свое образование 90 миллионов лет назад. И много позже через это место прошел тектонический разлом, пласты породы, сдвигаясь, начали «толкаться». Этим и объясняют их неоднородность в данном месте, единичные темные камни среди светлых известняковых скал.
Петра ту Ромиу – место, где каждому суждено обрести свою 2-ую половинку, а для тех, кто уже любит и любим, скрепить свой союз еще крепче. Можно попробовать найти камушек в виде сердечка или выложить его самому из камней на удачу.
А камень с дырочкой посередине – вообще чуть ли не волшебный оберег, сулящий везение в любых начинаниях. Правда, перерыть всю гальку на пляже да за полчаса – фантастика, так что остается поверить тем, кто нашел хотя бы нечто похожее и стал чуточку счастливее.
Одни гиды рекомендуют искупаться, чтобы продлить молодость и обрести вечную любовь, для молодых парочек особенно. Другие напротив не советуют (дно каменистое у берега, а камни острые и скользкие из-за обросших их водорослей), считая купание трамвоопасным.
И вода прохладная (сентябрь). Целую вечность бьются о скалу изумрудные волны. Именно здесь (в «Илиаде» Гомера) вышла на землю «с улыбкой прелестной Киприда».
Спокойным море, здесь говорят, бывает крайне редко, оно всегда «волнуется», с силой ударяя о скалы, пенясь и разбиваясь в мелкие брызги. Осмеливаются на подвиги лишь те, кто уверен в своих силах.
Точных инструкций по поводу камня желаний здесь нет, и плавают вокруг каждого, надеясь на омоложение, на красоту неземную, обретение счастья с любимым (любимой), ну или как минимум на обновление, чтобы почувствовать себя будто заново родившимся. Кто-то уверяет, что скалу надо обогнуть 3 раза против часовой стрелки, кто-то намекает на ритуал в полнолуние, а кто-то чистоту эксперимента связывает с плаванием «ню» (интересно, как при народе-то?), в общем, кому что больше нравится. Главное, с камнем не промахнуться, он небольшой, полукруглый по форме и темный, и находится вблизи от берега. Но все это для тех, кто располагает временем.
Для заплывов или нарезания кругов вокруг скал в группе (а место это, являясь визитной карточкой острова, входит в экскурсионные программы обязательно) времени вообще не отведено, только что отметиться, что побывали. Поэтому в воде и на пляже людей меньше, чем переступающих по камням туристов, один поток сменяется другим, кто-то фотографирует, кто-то скалы разрисовывает, оставляя собственную отметку о пребывании здесь…
Дерево в тряпичных лоскутках — это древо желаний. Говорят, тем, кто мечтает о крепкой семье и детях, богиня любви никому не отказывает, надо лишь повязать платок на ветку. И на чудо уповающим пусть повезет.
Как там насчет трепетных флюидов, парящих в воздухе, не знаю, но провести хоть несколько блаженных минут среди такой красоты – удовольствие, едва ли с чем-то сравнимое.
Напоследок еще немного об Афродите. Персонаж-то весьма любопытный, но поверхностно известный. По Гомеру у богини много эпитетов и имен, но более всего известна она как Афродита. А кроме любви и красоты у нее и других «зон ответственности» было достаточно. Афродиту почитали как богиню плодородия и вечной весны и жизни, богиню браков и даже родов, «детопитательницу» и одну из 12 великих олимпийских богов в мифологии, дающей нам представление о мироощущении древних греков.
Кроме того, богиня покровительствовала всем плодам земным. И меди, видимо, по этой причине мастерские по переработке меди располагались вблизи храмов, посвященных Афродите, а пафосский царь Кинир – изобретатель инструментов и металлургии был ее любимым жрецом.
Культ Афродиты, распространенный с XII века до н.э. (первые же скульптурные изображения обнаженной богини начали появляться лишь с IV века до н.э), потерял свою актуальность в IV веке нового тысячелетия благодаря распространившемуся христианству, вытеснившему тогда прочие религии.
Но кого и чем бы ни привлекал Кипр – живописными пейзажами, вкусной кухней, развалинами древних городов или богатой историей, побывать на родине мифа о рождении Афродиты каждый для себя считает просто обязанным. Особенно в символическом месте острова.
Переходя на прозу, скажу, на стоянке есть кафе, магазин, для желающих искупаться – раздевалка и душ. Петра ту Ромиу расположен в 40 км от Лимассола по дороге на Пафос. И это место, связанное с Афродитой, конечно, не единственное на Кипре. В 50 км к северу от Пафоса в национальном парке «Полуостров Акамас» есть грот со знаменитой Купальней Афродиты, где богиня предавалась любовным утехам с пастухом, простым смертным, но красивым как бог и страстно любимым ею Адонисом. Где каменная чаша окружена вьющейся растительностью, а из скал сочится вода, создавая водную завесу. За купальней – тропа Афродиты, примерно в 8 км в Куклии Храм Афродиты.
Посещая места, связанные с именем Богини любви и красоты, кто бы ни говорил, что сказку приклеили для раскрутки туристов, стоит ли на них обращать внимание? На самом же деле приезжающие сюда в подавляющем большинстве совсем не против прикоснуться к легенде, безоговорочно приняв сказанное за истину. А посему:
«Радуйся много, богиня, прекрасного Кипра царица!»