26 ноября 2014 года на девятой сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия в Париже в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО были добавлены по инициативе Казахстана и Киргизии навыки изготовления кыргызской и казахской юрт (тюркских кочевых народов).
Юрта признана "символом семьи и традиционного гостеприимства, которые являются неотъемлемой частью самобытности казахского и кыргызского народов".Персидский богослов и путешественник Абу-л-Хайр Фазлаллах (Фазлуллах) б. Рузбихан (Рузбехан) ал-Хуинжи ал-Исфахани ал-Амини (1457 — после 1530) в написанной на фарси в 1509 году книге "Михман-наме-и Бухара" ("Записки бухарского гостя") рассказывал: "Я был удивлен необычайному строению домов, воздвигнутых словно в воздушном пространстве. Узрел я огромные кибитки с окошками, прикрытыми войлочными занавесками. Вся ставка наполнена этими великолепными домами, так что разум поражается красоте, мастерству и изяществу."
Но к XVIII — XIX веку перевозимые кибитки вышли из обихода и их заменили войлочные юрты.Много юрт видел я во время поездок по Казахстану,последний раз это произошло во время Поездки к степной жемчужине — озеру Челкар. Целый ряд юрт для удобства приезжающих на берег озера Челкар выстроились в ряд.
В советские времена берег был девственно пуст, а затем после увеличения потока отдыхающих стали появляться юрты, которые гораздо легче поставить, да и снять тоже, в отличие от капитальных домов.Юрта состоит из деревянного каркаса
и войлочного покрова (кошмы) в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью. Юрту можно собрать и разобрать примерно за час, она легко перевозилась с места на место с помощью верблюдов или лошадей.Основой каркаса юрты служат раздвижные секции (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канатов), уук/уык (жерди, составляющие купол), тюндюк/шанырак (круг на вершине купола, скрепляющий жерди). Шанырак и уык присутствуют даже на гербе Республики Казахстан.
При возведении юрты сначала ставится дверной косяк и навешивается ергенек (дверца входа), которая символизирует границу между двумя мирами — человеческим и "диким", неосвоенным. Двери монгольской юрты всегда обращены на юг.Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища.
В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котёл, предназначенный для приготовления баранины и чая.Внутри юрта обычно делилась на несколько частей: женскую – справа от двери,
мужскую – слева от двери и гостевую – с северной стороны, напротив входа. На мужской половине хранятся скотоводческий и охотничий инвентарь, а также оружие.Хотя юрта появилась в списке ЮНЕСКО с подачи Казахстана и Киргизии, но юрты раньше были у многих кочевых народов. У казахов,
башкир, у монголов и калмыков (европейских монголов). В Калмыкии как и в Казахстане в наше время юрты используются для придания местного колорита, здесь могут размещаться как летние кафе, так и небольшие музеи.Устройство юрт просто и они еще долго будут служить людям в различных ипостасях.
Смотри также "Шедевры устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО":
Орлиная охота из списка ЮНЕСКО
Новый год, ставший праздником весны Наурыз, радует ЮНЕСКО
Любители плясок на углях нестинары нравятся ЮНЕСКО
Кюй для ЮНЕСКО