В кружево истории Кипра христианство бережно вплетено золотой нитью. Доминирующее положение в стране занимает Православная церковь, и подавляющая часть (85%) греческой части острова православные.
Нам предстояло посетить монастырь Киккос (греч. Ιερά Μονή Κύκκου), один из богатейших, известнейших и, наверное, один из самых красивых и почитаемых монастырей Кипра.
Киккская обитель всегда играла важную роль в исторической судьбе страны, поэтому она так значима для киприотов. В самые суровые времена она давала приют беженцам и бездомным, а монашеская братия как могла защищала православных, боролась за укрепление национального самосознания в периоды иноземного владычества, когда народу всеми силами пытались навязать чуждую культуру и обратить его в чужую веру, воодушевляла народ, наставляя на путь истинный в годины тяжких испытаний.
Монастырь находится в живописном месте, окруженный сосновыми лесами, примерно в 70 км от Лимассола и к западу от горной гряды Троодос. Стоит Киккос на одноименной горе, на высоте 1140 м над уровнем моря. Чем выше, тем ближе к Богу, и чтобы добраться туда, пришлось немало попетлять по горным серпантинам. Пока мы преодолевали «дорожные муки», один за другим мелькали за окнами автобуса завораживающие пейзажи.
Но одну остановку возле горы Олимп или по-другому Олимпос мы все же сделали. Местные вообще величают гору Хионистра (в переводе «снежная») за то, что зимой её макушка покрывается снегом. Настоящий Олимп, где «тусуются» греческие боги с Зевсом во главе – в Греции. Но кипрский Олимп – что-то вроде её дочерней вотчины.
Высота горы 1951 м над уровнем моря и вершина её считается самой высокой точкой острова. Правда, местных богов с кипрского Олимпа с некоторых пор беспардонно выселили англичане, разместив там свою военную базу с радарами, а забор с проволокой ничего из себя любопытного не представляет, поэтому и подниматься туда не стали. Но чуть ниже на смотровой площадке побывали.
Ощущение, когда под ногами одетые в зелень склоны подернуты дымкой,
над головой сосны, как корона, венчающая каменные «головы», и бесконечная синева, просто волшебное! Вот где тихо до одури и безумно красиво!
Но, как говорится, «цигель-цигель…», пора нам в монастырь. Киккос от Олимпа в 28 км (от смотровой площадки чуть ближе), да и он далеко не единственный в программе поездки.
Мужской монастырь Ки́ккос, перелистнувший уже более 9 веков истории — ценнейшая православная святыня Кипра и одна из главных его достопримечательностей.
Полное его название Священный царский и ставропигиа́льный (т.е. имеет высший сан, если так можно выразиться) монастырь Ки́ккской иконы Божией Матери. Царский, поскольку возведен на личные деньги византийского императора, а ставропигиальный – потому, что на краеугольном камне при строительстве заложен Святой крест, что говорит о независимости от епархиальной власти и о правах монастыря на самоуправление, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви.
Труженица-пчелка, как символ усердия, трудолюбия, бдительности и чистоты, выбрана символом монастыря.
А название обители то ли птичка напела, указав и место для строительства, то ли был взят за основу кустарник «коккос», растущий в горах.
Хотя первые упоминания о монастыре датируются 1136 годом, основан он раньше в 1081-м, по указу и на деньги императора Алексея I Комнина.
И с историей его создания связана такая притча. Однажды лето выдалось на редкость жарким, и византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, ища прохлады в горах, отправился на охоту. В лесу, сбившись с дороги, он наткнулся на старого отшельника, жившего в пещере горы Киккос. Тот молился, отрекшись от всего вокруг. Наместник попросил указать дорогу, но хранивший обет молчания Исайя промолчал, за что и был наказан взбешенным вельможей.
В Никосии наместника неожиданно разбил паралич. Неспроста случилось такое, подумалось ему, удар, нанесенный затворнику, вернулся к нему самому. Стал он молить Всевышнего об исцелении, чтобы попросить прощения у благочестивого старца, и мольбы его были услышаны.
Бог, явившийся Исайе, поведал отшельнику, что провидению было угодно все, что случилось с наместником, и велел с помощью Мануила Вутомитиса доставить икону Девы Марии из византийских чертогов Константинополя. Просить икону у императора — задача невыполнимая, но не корысти это ради, на то божья воля.
Вместе прибыли они в столицу. Время шло, а наместник все не осмеливался просить императора об иконе. Отправил он божьего человека обратно на Кипр с церемониальным убранством и пообещал исполнить просьбу. И случай вскоре представился, дочь императора заболела «шатикой». Тут наместник предстал пред светлые очи императора, рассказал ему, что с ним случилось, и заверил, что дочь его непременно поправится, если правитель согласится переправить чудодейственную икону на Кипр. Хоть и нехотя, но согласился император, и дочь его чудесным образом выздоровела. Чтоб не расставаться с иконой, приказал он лучшим художникам написать точную копию, но во сне к нему явилась Дева Мария и сказала, что желает видеть только оригинал, а копии же пусть хранятся во дворце.
Чудотворную икону кораблем отправили на остров, где в лесистых горах император приказал построить обитель в честь иконы Божьей Матери и церковь, где хранилась бы святыня.
Когда несли «Милостивую» от побережья в горы, во время шествия даже деревья сгибались к святому образу в знак поклонения. А в том месте, где Вутомитис встретился с Исайей, позже и построили монастырь.
За долгую жизнь пламя пожарищ четырежды (1365, 1541, 1751 и 1813) пожирало стены сначала деревянной, а потом деревянно-каменной и с 1541 года полностью каменной обители, но икона каждый раз оставалась невредима.
По преданию икона Девы Марии, написанная рукой Святого Луки при жизни святой, является в каком-то смысле её портретом и главной реликвией монастыря. Наименование чудотворная она приобрела в 1576 году, когда её серебряную ризу украсила надпись «Киккиотисса», то есть пребывающая в Киккосе.
Местные жители на протяжении столетий почитали икону Киккской Божьей Матери, а избавление здешних мест от нашествий саранчи, от засухи и других напастей, чудодейственные исцеления страждущих объясняли её покровительством. Только смотреть на нее с момента основания монастыря было нельзя. Нарушил запрет в 1669 году Патриарх Александрийский Герасим, за что и поплатился слепотой. Покаянием он вымолил прощение, а исцелившись, написал завещание потомкам, равнозначное приказу (хранится в монастыре), не заглядывать под покров никогда и во веки веков не нарушать запрет!
В 1795 году серебряный оклад почти полностью закрыл изображение, с тех пор Богородицу никто не видел, что не мешает храму оставаться местом паломничества.
Современные очертания монастырь начал приобретать с середины XVIII века. Резной золоченый иконостас, украшенный иконами, появился в 1755 году, вскоре после пожара 1751 года. В центре ажурный амвон. Фигурка осла, взмахивающего крыльями, в окружении образов 4 Евангелистов, он почитается символом Божественного вдохновения, духовных сил и Воскресения. Пол выложен мозаикой.
Во времена 300-летнего османского господства, когда турки, обирая местное население, строили укрепления да караван-сараи, после 1821 года добрались и до монастырских стен. Имущество Киккоса было разграблено, на православных начались гонения.
Но судьбой было назначено монастырю быть, и он выстоял. Нынешний вид комплекс приобрел сравнительно недавно, в середине прошлого века, а в конце 1980-го после серьезной реставрации он стал таким, каким мы видим его сегодня.
Крытый портал, отделанный рельефными арками, с изображениями Богородицы, Спасителя и апостолов Петра и Павла – главный вход в обитель.
Византийский крест и птицы остались на одном из порталов, как утверждают историки, от церкви XI века.
Комплекс состоит из построек, принадлежащих к разным эпохам, с храмом в маленьком нижнем дворике посередине.
С него и начинается осмотр территории.
Главный придел храма посвящен иконе Богоматери, южный — Всем Святым, а северный — Архангелам Михаилу и Гавриилу. В ризнице в резных киотах под стеклом – мощи святых.
Толчея не позволяет рассмотреть саму базилику и иконостас в подробностях, а съемка внутри запрещена категорически (как и в большинстве кипрских храмов, если не во всех), движение идет против часовой стрелки, чтобы каждый мог пройти перед иконостасом.
Особенно перед иконой Девы Марии, расположенной слева от Царских Врат. Святой лик Богородицы в серебряном окладе дополнительно задрапирован бархатом. Уверяют, что образ имеет такую силу, что простому смертному даже помыслить взглянуть на нее не позволительно. Сотворенные иконой чудеса (исцеление больных, избавление от бесплодия, спасение тонущих, изгнание дьявола, спасение от засух и явление дождя) вписаны в анналы монастыря.
А черный слепок руки справа от иконы – кара за дерзость любопытному прихожанину, однажды осмелившемуся только подумать прикоснуться к святыне, и предостережение всем живущим.
Бархатное покрывало снимают лишь тогда, когда икону в Рождество Богородицы (8 сентября) и другим церковным праздникам выносят к прихожанам или водружают на трон просить о дожде, но и тогда даже монахи не смеют осквернить святой образ взглядом.
Кто-то верит в эти истории, кто-то просто слушает. Истинно верующие или только что примкнувшие к ним бьют поклоны, целуют иконы, пишут записки, остальные же просто рассматривают убранство храма.
Резные кресла, сначала появившиеся на горе Афон и в греческих храмах, называются по-гречески «ста-сидии», на них можно сидеть либо облокачиваться на высокие подлокотники.
Стойкий запах ладана от горящих свечей не всякий выдержит, а еще многолюдье и уличная духота (+34°С), проникающая через открытые двери, да строгий запрет на любую съемку подстегивают к выходу. А монастырская территорию и впрямь зрелище любопытное.
Большой внутренний двор вдоль стен обрамляют крытые галереи. Колонны поддерживают стрельчатые арки.
Стены украшены мозаикой, расписаны фресками, созданными кипрскими иконописцами братьями Кепола и мастерами из Греции и Румынии в 1991-1993 годах, на которых изображены моменты из истории монастыря и чудеса, сотворенные иконой.
На 2-м этаже монашеские кельи, служебные помещения,
библиотека с ценным собранием древних рукописей и книг и трапезная.
Когда я ходила по двору и фотографировала, оказавшись впервые в монастыре, чтобы в кадр никто из снующих повсюду туристов не попал, поднялась по свободной лестнице. Никаких запрещающих табличек или цепочек, намекающих на то, что вход только «для своих», не наблюдалось. Лишь впереди монашек, так это их дом.
И вдруг в нескольких метрах от меня открылась дверь. И, как оказалось, это трапезная. Хлынувшие оттуда аппетитные запахи сразу напомнили, что неплохо бы уже и калориями заправиться (но обед по программе предполагался в деревне после посещения монастыря). Остановилась я как вкопанная, «запретная зона»! Но заметить успела, что обычная (не праздничная, даже день не выходной) монашеская трапеза больше на банкет смахивает. Зал, что был виден из приоткрытой двери, с росписями на стенах. Сами монахи передвигаются неспешно, будто плывут. Я же, вторгшись в чужое пространство, поспешила ретироваться оттуда подобру-поздорову.
Среди строений есть игуменский корпус, зал для приема гостей и зал собраний. Настоятель монастыря – Всесвятейший Митрополит Киккоса и Тиллирии Никифор. Резиденция Епископа Киккского, которого 10.06.2012 посетил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, здесь же на территории монастыря.
Колодец посреди вымощенного двора – один из 3-х сохранившихся, многие столетия служивший монахам источникам питьевой воды.
Исследовательский центр Киккского монастыря учрежден в1986 году, в его ведении находится архив и библиотека. А с 1992 года на 1-ом этаже для туристов и паломников открыт музей. Это настоящее хранилище истории и культуры Кипра. В его залах хранятся иконы, рукописи, летопись обители, вышивки, облачение, церковная утварь, резьба по дереву, антиквариат, произведения искусства.
Колокольня в нижнем дворе появилась в 1882 году, намного позже самого монастыря, так как при османах колокольный звон для христиан был под запретом. Из 6 колоколов один весом 1,280 тонн отлит в России.
Чуть поодаль выше на горе еще звонница.
Макарий III (Макариос) с 1926 года в 13-летнем возрасте начал здесь свое восхождение по ступеням церковной иерархии (из Киккоса вообще выходили архиепископы и митрополиты). В 1959 году был избран 1-ым президентом Кипра. После смерти в 1977 году по завещанию его похоронили недалеко от монастыря, могила его и сейчас является местом поклонения, возле которой почетный караул круглые сутки несет свою службу. Недавно там установили 10-метровую бронзовую статую. И как бы к Макарию III не относились теперь, его именем названы улицы Никоссии, Ларнаки, Лимассола и Пафоса.
Усыпальница архиепископа Макариоса III рядом с каменной часовней на вершине горы Трони (Трон Панагии) в переводе «Престол Богоматери». Во время засухи, что на острове бывает нередко, при большом скоплении людей сюда приносят икону, чтобы молить её о помощи. В старину там стоял трон, на которую водружали икону и просили послать им спасительной влаги. Даже во время молебна ее никто не видел, лик обращен к небу. Позже трон увеличили и сделали фундаментальнее, а задачи «Трон Богородицы» выполняет прежние, как и много лет назад.
В развитии христианства монастыри всегда играли важную роль и несколько из них по-прежнему действующие. И Киккос в том числе. В нем проводятся службы, а на прилегающей территории достаточно развита туристическая инфраструктура, что делает монастырь популярнейшим объектом Кипра. Все это стало возможным благодаря стараниям настоятеля монастыря.
Церковных лавок со всякой церковной всячиной, куда туристов ведут сначала, видимо, чтобы усилить интерес, множество, а уж потом на территорию самого монастыря.
В 2017 году здесь несли службу 15 монахов, правда данные с сайтов об их количестве уж очень разнятся. Монахи получают зарплату за службу и могут обзаводиться имуществом, которое с их кончиной отойдет к монастырю. Обитель продолжает жить своей жизнью. Вроде бы и далеко от людей, но туристическое паломничество в сезон здесь таково, что об уединении и тишине можно только мечтать.
В общем, если возникнет желание посетить монастырь Киккос, адрес известен: Hill Kykko, Кипр.