Просто замечательно, когда в городе есть река, а вот в небольшом городке Пассау целых три европейских реки, что делает его совершенно особенным, поэтому неслучайно его ещё называют Dreiflüssestadt“ — "город трех рек", плывущим городом, баварской Венецией, воротами Востока.
А реки протекающие через него — Дунай, Ильц и Инн.
Дунай приносит свои воды сюда из Швацвальда и течёт по равнине. Инн же берёт своё начало в швейцарских Альпах, затем петляет по Германии по пути собирая песок, ил и несёт всю эту муть в Дунай.
Ильц же самая короткая из них река, образвавшаяся в предгорьях Баварского леса. Она известна тем, что считается самой чистой рекой Германии.
Дальше все три реки будут иметь общее название Дунай.
Фото из интернета
С крепости Оберхаус Крепость Оберхаус в городе трёх рек хорошо видно место слияния трёх рек: справа — мутные воды Инна, посередине воды Дуная, они более чистые, но далеко не голубые, как воспеты в песне, и слева небольшой поток чистой, тёмной воды Ильца.
Поселение на месте нынешнего города было образовано ещё кельтами в третьем веке до нашей эры, а уже в восьмидесятые годы нашей эры здесь обосновались вездесущие римляне, такое пересечение водных дорог необходимо было контролировать, они назвали его Батавис, что в дальнейшем трансформировалось до Пассау.
В 739 году в Пассау разместилась резиденция епископа, а в 1217 году епископы Пассау получили статус имперских князей Священной Римской империи. Под властью епископов Пассау находился до 1803 года, когда был присоединен к Баварии. До этого епископству подчинялась даже Вена.
В Средние века Пассау был важным центром торговли и судоходства; горожане добывали соль, ковали ножи и мечи на которых можно было встретить клеймо "Пассаусского волчка". Это был “фирменный” знак оружейников города.
Изображение волка было на гербе Пассау, с него оно и было перенесено на клеймо, при этом мастера окружали свои изделия мистическим ореолом, сопровождали изготовление клинка таинственными церемониями, чтобы он не только обладал смертоносной силой, но и делал своего хозяина неуязвимым. Слава об оружейниках пронеслась по всей Европе. Шли крестовые походы, а какому воину не хотелось вернуться домой живым и невридимым?!
Пассау называют еще "Городом Нибелунгов", так как именно здесь родилась [[ briefly.ru/_/pesn_o_nibelunga… "Песнь о Нибелунгах"]], записанная епископом Вольфгером в 12 веке. В знаменитой германской саге о нибелунгах рассказывается о поездке Кримхильды в "Паццовве", где ее встречал дядя, князь-епископ Пильгрим, так вот Паццове это и есть Пассау. Пыталась прочитать её полностью, но осилила только сокращённый вариант. Хотя интересно.
У меня интерес к нибелунгам возник после просмотра фильма "Блеф" с Челентано.)) Замечательную аферу с их сокровищами прекрано "провернули" главные герои.
Два опустошительных пожара 1662 и 1680 гг. уничтожили почти все готические постройки, но у могущественных епископов и зажиточного купечества хватило средств для восстановления города. В Пассау были приглашены самые дорогие и успешные специалисты: архитекторы из Италии, строители из Праги, каменотёсы — из Вены, чтобы они построили на пепелище новый барочный город. По стилю архитектуры, Пассау — самый южный город Германии, с пышностью и позолотой, совершенно несвойственными немецкому прагматизму.
Старый город Альтштадт (Altstadt), это историческая часть города, здесь сосредоточены все достопримечательности. В Пассау Альтштадт практически весь лежит на полуострове между Дунаем и Инном, полуостров этот постепенно сужается и заканчивается мысом у места сляния Ильца, Инна и Дуная, откуда открывается с великолепная панорама города и его рек.
Одним из самых роскошных зданий старого города является собор Св. Стефана (Dom St. Stephan). Он стоит на самом высоком месте полуострова — 13 метров над уровнем Дуная — его башни видны издалека, и прекрасно вписываются в ландшафт.
Возведён он был в конце 17 века на месте сгоревшей церкви, от которой сохранился лишь центральный неф.
Собор соединил в себе 2 стиля – позднюю готику и барокко, и иногда его называют готическим собором с душой барокко, которую воплощали в жизнь итальянские архитекторы и художники.
Он призван впечатлять. Это крупнейший барочный храм к северу от Альп. Здесь висят огромные колокола, общим весом 28 000 кг, вот только осмотру мешали строительные леса на нём и множество торговых лотков на площади, здесь проходила ярмарка.
Центральный фасад увенчан треугольным фронтоном с глазом Бога, на вершине фронтона — фигура Богородицы с сыном божьим на руках, слева — скульптура Св.Штефана с лавром, справа — Св.Северина, основателя первой христианской общины Пассау с крестом.
Внутреннее пространство тоже поражает своими размерами и пышностью убранства. Оно, по замыслу архитектора, символизирует три ипостаси бытия: аскетичную земную (скамьи для прихожан и основания колонн), приближенную к небу (арочные перекрытия потолка и скульптуры в стиле барокко) и божественную (причудливый декор плафонов на потолке с картинами радостной вечной жизни праведников на небесах). Кроме этого большое количество деталей которые обращают на себя внимание.
Очень необычно выглядит главный алтарь собора. Он представлен скульптурной композицией изображающей мученическую смерть, побивание камнями Святого Штефана. Выполнен из древесины тополя, которая покрыта посеребренной медью
Фото из интернета
Но меня привёл в храм находящийся в нём самый большой орган в Европе и третий в мире. Он имеет 17974 трубы и 233 регистра. Прекрасная акустика собора обеспечивает необыкновенное звучание — то, что называют квадрофонией. Мы буквально за несколько минут до начала успели на тридцатиминутный органный концерт. Это было восхитительно! Такая мощь и красота! Поэтому о фотографировании внутри храма я и забыла. На тот момент это было неглавным.
А задержалась перед концертом, рассматривая информационный стенд перед храмом. Вернее фотографию её нового, молодого священника, после назначения которого резко увеличилось количество молодых прихожанок.
Рядом с собором находится самая красивая площадь Резиденцплац (Residenzplatz). На одной стороне старинные бюргерские здания: жилые дома, магазины и одна из старейших аптек в Германии. На другой — собор и резиденции: старая и новая.
Новая резиденция епископов, построена в начале 18 века. Это помпезное здание с выступающими балконами и балюстрадой на крыше, построено Доменико д’Анджели и Антонио Бедуцци для епископа Иоганна Филиппа фон Ланберга. В этом здании дал концерт маленький Моцарт, а позже ночевал Наполеон.
Если двери здания открыты, стоит обязательно зайти внутрь, чтобы увидеть шикарную лестницу в стиле рококо.
Сейчас в здании Резиденции расположен Музей епархии.
В центре площади установлен фонтан "Мариенбруннен" — Marienbrunnen, сооруженный в 1903 году в честь 100-летия перехода города Пассау под сень баварской короны. Представляет из себя скульптуру Марии, покровительницы Баварии, окружённую ангелочками — аллегориями трех местных рек.
Недалеко находится ещё одна площадь — Соборная.
На ней установлен памятник первому баварскому королю Максимилиану I. Монумент был установлен на средства горожан в 1824 году в честь 25-летней годовщины восхождения монарха.
По короткому переулку Шустергассе (Schustergasse) можно пройти от резиденции к старой ратуше стоящей на берегу Дуная. Фасад её выходит на набережную Дуная, но и со стороны полуострова это здание выглядит необычайно красиво.
Построена она была в 1405 году итальянским архитектором в стиле венецианского палаццо с оборонительной башней, которая в 1892 году была заменена на новую, старую разобрали в начале19 века. Куранты установленные на башне — самые большие в Баварии. В 1991 году был установлен самый крупный в Баварии комплекс из 23 колоколов, управляемый электроникой. В его репертуаре 88 различных мелодий, свои для каждого времени года.
Ратуша для гордых граждан Пассау была символом свободы, которую они постепенно получали, расширяя свои права, в борьбе с епископами.
На правом углу старой Ратуши Пассау обратите внимание на шкалу уровня воды во время самых заметных наводнений в истории города. Последнее было в 2013 году, тогда уровень воды поднялся на 13 метров.
А на левом углу установлена памятная доска в честь будущей королевы Австрии Елизаветы, больше известной как Сисси. Ещё будучи баварской принцессой она проплывала через город на собственную свадьбу в Вену. Именно в Пассау прошло её прощание со своей баварской родиной.
На фасадной стене Ратуши изображены архиепископы Пассау разных лет и император Людвиг IV.
Главный зал ратуши, использующийся в настоящее время для презентационных целей, расписан на исторические темы художником Фердинандом Вагнером. Есть там и фрески посвящённые "Песне о нибелунгах".
В ней же находится и туристический офис.
Фото из интернета.
Рядом с ратушей, в красивом старинном здании, находится музей стекла, расположенный на четырёх этажах, один из самых больших в мире. В нём около тридцати тысяч предметов в стилях: барокко, классический, югендстиль, ар-деко. Стеклянные экспонаты отображают период 1650-1950 гг. Здесь много редких, красивых вещей и некоторые из этих произведений искусств взяты из королевских домов.
В этом же доме находится и известный отель. в котором останавливалась Сисси.
Пассау считался городов стеклодувов, здесь и сегодня множество лавочек и магазинчиков с оригинальными предметами, выполненными из стекла.
В городе много церквей. Вот одна из них Святого Северина.
Именно он первым проповедовал здесь христианство.
От набережной поднимаются вверх многочисленные узенькие улочки, мощёные камнем. Одна из них Artist’s alley. Узнать её легко, по разноцветной дорожке. Это улица художников, здесь много сувенирных лавочек, галерей. Творческое место. Но есть и другое название "улица ада", откуда такое название? Это самое низкое место, которое обязательно затапливается при наводнении.
Другие улочки петляют,
могут упереться в тупик с очаровательным двориком,
иногда выводят через проходной двор в совершенно неожиданное место.
По улицам города приятно гулять. Красиво, уютно.
Весь город представляет из себя целостный архитектурный барочный ансамбль. Столько красивых зданий с пышными балконами, лепниной.
Необычны и набережные Пассау. На разных реках они выглядят по-разному. Одни более изысканные на Дунае, другие выглядят как обычный бюргерский район. Разноцветные домики Пассау создают легкое праздничное настроение — кремовые, кофейные, персиковые, лавандовые, они словно игрушечные выстроились в ряд по берегам рек.
Недалеко от Старой ратуши есть пристань от которой отходят прогулочные кораблики. Виды с реки всегда завораживают.
Необычный отель для студентов и спортсменов в виде лежащего человека находится на одной из них.
На улицах множество деталей, как на зданиях, так и в окружающей обстановке, на которых задерживается внимание.
Всё это придаёт городу ещё большее очарование.