Я терпеть не могу путешествовать в холодное время года. А холодным временем считается все что ниже 10 С. Была бы моя воля — до тепла лежал бы на мягком диване, читал интересные книжки и смотрел на внешний неуютный мир через трехслойный стеклопакет. И вообще, в плане организации распорядка дня в зимнее время для меня непререкаемыми авторитетами являются медведи, сурки и прочие прогрессивные представители животного мира, сладко посапывающие до весенних теплых деньков. Поэтому известие о предстоящей с 20 ноября командировке в Астрахань меня, мягко говоря, не обрадовало. Успокаивал себя только тем, что это, вроде как, в южном направлении — значит можно будет перебежками по служебным делам и быстро-быстро в уютный гостиничный номер.
Обычно перед поездкой в новое место я выясняю все местные достопримечательности, составляю маршруты их посещения. В этот раз ограничился только изучением маршрутов движения общественного транспорта от вокзала до гостиницы и от гостиницы до объектов командирования, дабы максимально минимизировать свое пребывание в некомфортной внешней среде, да ревизией книжных полок — в рамках организации своего досуга. Не поленился запихнуть в чемодан увесистый томик Довлатова.
В Астрахань прибыл в 6 утра, еще по темноте добрался до гостиницы с твердым намерением лечь досыпать сладкие сны. Но эта самая гостиница (вернее, ее месторасположение) и сыграла с моим нежеланием показывать нос на улицу злую шутку. Каждый раз, проходя мимо парадной лестницы к кулеру за кипяточком для чая, наблюдал в окно величественные купола собора напротив.
Пусть это и банально, но знакомство началось с Астраханского Кремля (тем более, что те самые купола, выманившие меня из уютного номера, торчали из-за его стен). Первым делом с целью рекогносцировки местности я методично совершил обход кремлевских фортификационных сооружений по внешнему периметру. Пустынная тропинка то вплотную прижималась к стенам, то превращалась в обычный тротуар городской улицы,
то в цветущую аллею (и это — в середине ноября!). А с четвертой стороны к стенам Кремля примыкает главная астраханская площадь. Называется она... угадайте как? Конечно — площадь Ленина! Но сама по себе площадь довольно необычная. Во-первых, большую ее часть занимают зеленые насаждения — наследие досоветской эпохи: раньше тут был Александровский сад. Но и тогда, судя по всему, революционные страсти тут кипели нешуточные. О чем свидетельствует табличка: Во-вторых, в теплый период площадь украшают и освежают множество фонтанов. Эх, почему я тут не в мае?! Еще на площади несколько скульптурных композиций. На мой непросвещенный взгляд — несколько странноватых. Какие-то обнаженные изможденные подростки. Астраханцы их жалеют и как могут помогают — сантехник, перед тем как улезть в канализационный люк, накинул не по сезону легко одетому мальчонке свою робу:
Еще прицельно обстрелянная местными пернатыми ценителями рубенсовская (или роденовская?) женщина: Декольте у нее, конечно, знатное!
Кстати, пока я нарезал круги по периметру кремлевских стен, она встала, прихватила свой кувшин и куда-то собралась...))))
А посредине всей этой честной компании традиционно возвышается В.И.Л. Фон, наверное, для главного отечественного материалиста не самый уместный. А вот с пальтишком по погоде Ильич явно угадал.
Самое интересное, что за углом кремлевской стены, посредине уютного скверика расположился Ульянов-папа. Я бы гораздо меньше удивился, встретив на его месте еще одного Ильича-младшего. До этого я знал только про один памятник И.Н. Ульянову — бюст в Ульяновске перед пединститутом. Естественно, меня заинтересовала такая плотность монументов представителям этого достойного семейства, и я полез в интернет. Оказалось все просто: Ульянов-старший — местный уроженец, т.е. коренной астраханец. Попутно узнал еще целый ряд удивительных вещей. А вот вы, например, знаете, что чин, до которого дослужился отец четырех революционеров — действительный статский советник. И по военной иерархии приравнен к званию генерал-майора в армии и контр-адмирала на флоте (как действующий подполковник тут же проникся к нему глубоким уважением. И обращаться к нему следовало "Ваше превосходительство". Более того, данный чин давал право на потомственное дворянство. Вы понимаете к чему я клоню...? Как-то очень непривычно звучало бы "граф В.И. Ленин".
Все — с обходом по внешнему периметру закончено. Можно приступать к просмотру кремлевского содержимого. В кремль ведут двое ворот. Парадные — через величественную соборную колокольню. И "задняя калитка" — Никольские ворота с надвратной церковью.Церковь действующая и даже можно подняться и походить по участку крепостной стены. А вот охрана ворот как-то выпадает из общего колорита — вместо черной униформы ее бы нарядить в красные стрелецкие кафтаны да бердыш каждому дать.
Вид со стены на Троицкий собор 1603 года постройки.
Жемчужина астраханского Кремля — Успенский собор. Построен в 1699—1710 годы. Крупнейший православный храм Астрахани. Уникальность его заключается еще и в том, что он является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены. Разные источники по разному толкуют функции лобных мест, но согласно моей любимой викимапии: "если в Москве с Лобного места оглашались всевозможные указы, извещалось о победах русских войск, представлялись народу наследники трона, то астраханскому Лобному месту предопределено было стать и трибуной, и местом наказания. В его круглом объеме была оборудована Судная палата, ниже — подвал для заключенных под стражу". Честно говоря, меня как то немного коробит такое соседство с православным храмом.
Еще один, на мой взгляд, интересный исторический факт, попутно почерпнутый в инете: оказывается, храм носит название "Успенский" не просто так. Причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась «младшей сестрой» царского града Москвы, именовавшегося «домом Пресвятой Богородицы», то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской иконы Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона. Вот так Астрахань! В те времена это был еще тот "сити"!
Кроме того, в храме еще находится и могила грузинского царя и поэта Теймураза II (1700–1762), внёсшего большой вклад в укрепление дружественных связей Грузии и России. С правой стороны к надгробию Теймураза II примыкает уложенный на пол квадратный в поперечном сечении блок из светлого мрамора, на полированной лицевой поверхности которого выгравировано изображение крылатого льва в стиле средневековых грузинских миниатюр.
Рядом с храмом — очень наглядный информационный стенд. Ну, теперь не заблудимся!
От Успенского собора пошел вдоль крепостной стены к Артиллерийской (пыточной) башне XVI в. Название «Артиллерийская» дано по примыкающему к башне зелейному (артиллерийскому) двору. В начале XVII в. башню стали использовать как застенок для проведения судебных дознаний с применением пыток, после чего эта башня и получила название Пыточной. Говорят, для ценителей в самой башне устроен соответствующий музей с несколькими сценами средневекового дознания, но у меня было более лирическое настроение, и я пошел любоваться кремлевским парком. По пути встретил суровые астраханские ноябрьские одуванчики:
Парк очень красивый доже поздней осенью. Представляю как тут замечательно в мае! Некоторые солидные дядечки предпочитают передвигаться по парку вот на таких лимузинах:
Самая мощная башня астраханского Кремля — "Красные ворота".
Абсолютно белая, да и ворот никаких не видно. О великий, могучий русский язык... "красные" в понятиях того времени, значит "красивые". А ведь иноземному гостю наверное не раз приходили мысли о "загадочной русской душе", называющей белое красным. Самое грустное, что и соотечественники подобные "колористические" противостояния далеко не всегда разрешали мирным путем, о чем напоминанием служит памятная табличка, установленная на соборной колокольне Кремля:
Рядом с Красными воротами выставленные найденные в ходе раскопок могильные плиты разных эпох и языков: А это уже в самом центре кремлевского парка: Вообще, как я потом выяснил в ходе дальнейших прогулок по городу, это местный "фирменный стиль" посредине любого более-менее крупного парка похоронить несколько, а то и сотню-другую борцов революции.
Напротив соборной колокольни Кремля начинается Братский парк. Изначально на этом месте располагалась главная площадь Белого города — Торговая. В 1884 г. на средства города, с высочайшего разрешения императора был установлен памятник Александру II, а площадь была переименована в Александровскую. 15 февраля 1918 г. вокруг постамента бывшего памятника Александру II вырыли яму, в котором поместилось 180 гробов. (во время контрреволюционного мятежа всего погибло более 300 человек.) Первый памятник был открыт 21 сентября, но был признан неудачным и в первую годовщину Октябрьской революции был установлен новый памятник. Памятник представлял собой установленную на прежнем постаменте фигуру рабочего с винтовкой в руках, стоявшего упёршись ногой на расколотые мраморные глыбы. У ног рабочего стоял бомбомёт, сделанный астраханскими рабочими. Памятник был окружён стеклянной галереей, по форме напоминавшей гроб, верх которой был задрапирован чёрным крепом. В 1974 г. комиссия Управления культуры области пришла к выводу, что скульптура находится в аварийном состоянии и сохранить её на открытом пространстве невозможно. В 1977 г. был установлен новый (существующий в настоящее время) памятник-надгробие, а старая скульптура была передана на вечное хранение в музей.
Еще один подобный парк-усыпальница — Морской сад — расположена на пересечении ул. Советской и ул. М. Оладьина. Место захоронения военных моряков, которые погибли при подавлении мятежа 1919 г. (33 чел.) и в борьбе с бандой Вакулина в начале 1921 г. (21 чел.).
Рядом находится Благовещенский женский монастырь. Изящная колокольня — новодел, копия построенной в 1907 г. и снесенной в 1930 г. колокольни монастыря.
В советское время на территории монастыря располагался военкомат. Сейчас половина монастырской территории пустует. Военкомат сожжен — мечта пацифистов и уклонистов.
В непосредственной близости от Морского сада и монастыря расположен еще целый ряд интересных достопримечательностей. Вначале, как мне показалось, я наткнулся на памятник какому-то государственному и военному деятелю татаро-монгольского ига. Думал Чингисхан или, как минимум, Тамерлан. Подпись на постаменте ясности не прибавила: "Курмангазы". Пришлось опять лезть в интернет... Оказалось — казахский музыкант и поэт Курмангазы Сагырбайулы. Вероятно, личность широко известная в узких кругах — на его могиле в селе Алтынжар Астраханской области был построен целый мавзолей. А то, что я принял за короткое боевое копье, оказалось мирной домброй...
К площади с лже-Чингисханом примыкает небольшой сквер с громким названием — парк "Армения". В сквере установлены поклонный крест Хачкар и каменная арка. Сквер расположен на том самом месте, где около 300 лет назад был, воздвигнут каменный григорианский храм Успения Пресвятой Богородицы — первый кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви в России.
А прямо на армянский сквер выходит вот такой колоритный дворик На этом я вынужден был прервать свое первое знакомство с Астраханью — надо было хоть немного позаниматься делами командировки. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды — уже по дороге в гостиницу я планировал завтрашние маршруты прогулок и жалел, что мне осталось всего 3 дня в этом интересном городе.