1. Второй день бродим по Пльзеню как будто это район Петербурга. Приехав же в Питер чувствуем, как непривычно резонирует ухо на родную речь прохожих.
Богемия завораживает простором лоскутных полей, городскими пейзажами, звучанием и смыслом самого названия «Богемия». Лоскутные поля, лоскутные страницы истории и личных воспоминаний.
Сегодня мы завершаем прогулку по бульварному полукольцу Пльзеня и посещаем небольшой сектор современной застройки в самом центре города.
Перед нами Кржижиковы сады (Křižíkovy sady) — последний сад городского бульвара ― детище Франтишека Кржижика, уроженца Пльзеньского края и, автора знаменитых пражских Поющих фонтанов , первого чешского электрического трамвая, который запустили в Теплице, и только потом в Праге и многих иных свершений во времена освоения электричества в Чехии.
(Кржижиков трамвай на площади Республики, фото из сети)
2. Трамвай – дикий в наше время для кого-то вид транспорта. Для меня же трамваи двух первых десятилетий своего существования ассоциируются с фильмом Н.Михалкова «Раба любви», точнее с финальным эпизодом мчащегося без водителя трамвая и со словами героини «Господа, вы звери. Вы будете прокляты своей страной».
В реальной жизни именно с трамвая начинались мои странствия в иной мир, ограниченный, правда, ленинградской областью, но это уже была далеко не Коломна (городская окраина), рядом с которой прошли детские и юношеские годы.
Действие фильма Н.Михалкова происходит в годы Гражданской войны. И в то же время спокойно везет одновагонный трамвай своих пассажиров по маршруту «Теплице – Дуби» к храму Непорочного зачатия Девы Марии с усыпальницей русско-австрийской семьи Фикельмон. Утром везет рабочих на оловянные прииски, днем — к курорту «Терезинские лазни» с минеральными СПА, вечером -к ресторанам у подножья Рудных гор. Так со временем этот маршрут стали считать «романтическим». Таковым он и был, ведь костел, у которого было поворотное кольцо трамвая, был и остается удачной копией храма Санта Мария Делл'Орто, которую ежедневно посещала Дарья Фикельмон в венецианский период своей жизни.
Для кого-то из отдыхающих в курортах Богемии притягательными были минеральные СПА в Дуби, для кого-то скальный ресторан в Марианске лазнях и высокогорные рестораны в Крупке и Циновце. Они тогда становились экскурсионным манком по всей курортной зоне Богемии. Нам удалось побывать в некоторых и чаще всего это становилось приятным событием («Марианские лазни»).
(Крупка, высота 800 м.)
В заметках о Петербурге я коснусь темы «романтических трамвайных маршрутов» 60-х годов, а пока вернемся в Пльзень.
3. В первый день мы начали прогулку у Большого театра
и с остановками подошли к «Кржижиковым садам». И вот, наконец , мы у мемориала изобретателю Франтишеку Кржижику
а брандмауэр одного из зданий украшает живописная сцена включения первых электрических фонарей города.
Роль ученого-практика была отмечена его портретом на денежной купюре в 6 крон (когда-то эта сумма что-то значила, сейчас это цена одного куриного яйца).
На одном из кадров удалось запечатлеть большой участок крепостной стены.
А немного дальше арт-стрит пльзеньских современных художников.
Заканчивается бульварное полукольцо прудом с золото-чашуйчатыми карпами – альбиносами
Местный гид непременно завершит рассказ мулькой о том, что если с карпами поделиться хлебом, то исполнится любое желание кормящего (!).
Итак, бульварные сады Пльзеня заложены в начале 19 века, когда период многочисленных войн и революций сменился временным затишьем и Городской совет принял решение о сносе крепостных стен для организации круговой зоны отдыха.
4. Далее наша прогулка потеряла какую-либо ориентацию, ибо главное, как нам казалось, мы увидели. Но оставалось несколько фото-сюжетов, нарушающих сюжетную нить. Как их соединить с началом прогулки стало ясно уже дома, когда повстречался на городской карте в том районе, где располагалась наша гостиница «Plzen», с топонимом «Сады Петатрицатнику». Однако, это были не сады, а улица в форме дерева. Спокойно пройдя синагогу, эта улица как клешней охватывала здание Большого театра. Это если смотреть на карту.
Оказалось, что в этом месте квартировал 35-й чешский пехотный полк, который и дал улице нынешнее название. Pet в переводе с чешского – пять, тридцать читается без труда.
Теперь полк называют легендарным, о нем до наших дней напоминает самая известная чешская военная песенка-марш «Петатржицатники — добрые молодцы», сочиненная чешским бардом Карелом Гашлером.
19 августа 1914-го года солдаты 35-го полка сели в поезда, и поехали воевать в Первой мировой войне. Весь город Пльзень этой песней прощался со своими защитниками. Большинство из них попали на русский фронт, где трижды поголовно ложились в сыру-землю. Закончилась бессмысленная бойня полка под знаменами Австро-Венгрии, когда оставшиеся в живых солдаты четвертого набора сдались в плен. Впоследствии они пополнили ряды известного Чешского легиона и на родине их встречали как героев.. Позволю себе не продолжать.
Однако, где же сами сады Сады Петатрицатнику? Наверное, были. Но были и пустыри.
Поэтому в 2011 году городские власти объявили тендер на застройку пустующих участков садов Петатрицатнику. Новые здания должны были дополнить существующую композицию старинного европейского города. Вот некоторые из победивших и осуществленных проектов:
5, Черты города XXI века отражены и в архитектуре Второй сцены Большого театра. Это здание называют Камерным Театром, претендуя на близкий контакт со зрителем, доверительный с ним разговор. Однако «разговор» начинается уже с улицы. Фасад здания, дизайн вестибюля, главной лестницы, использование пространства для выставки современных художников и скульпторов.
посещаем выставку:
Вот и знакомое имя на афише:
Под впечатлением выходим на улицу: дождь, лица артистов
До отеля близко. Глаз объектива делает последние замечания:
У зоологического музея:
Под Пльзенем есть замок Збирог
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.