1545 материалов по 1 542 объектам, 55 834 фотографии
- GPS
- Россия, Москва, Александровский сад
Патриарх Всея Руси Смутного времени
Этот совет является частью дневника «Красная площадь и окрестности»
С 2005 года в России стал отмечаться 4 ноября праздник — День народного единства. Официальным поводом для праздника стали события 22 октября (1 ноября) 1612 года, когда бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери.
В 1818 году на Красной площади появился памятник Минину и Пожарскому, в 1931 году его переместили поближе к собору Василия Блаженного. В 1625 году появился Казанский собор, у которого была трудная судьба.
Казалось бы все герои получили заслуженное почитание. Но лишь 25 мая 2013 года в Москве появился памятник патриарху Московскому и всея Руси в 1606 — 1612 годах Гермогену (Ермогену) (1530-1612), ставшему в Смутное время духовным лидером сопротивления против польских интервентов.
Первым Святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия стал в 1589 году Иов (ок.1525 -1607).
После вступления в Москву Лжедмитрия I, провозглашенного русским царём и бывшего им с 1 (11) июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года, Патриарха Иова арестовали и заточили в монастыре в Старице, где он ослеп.
Вместо Иова на архирейском соборе был избран в 1605 году Патриархом Московским и всея Руси Игнатий (1560-1640) , который был Патриархом с 1 (11) июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года. В 1606 году Игнатий на церковном Соборе был лишён Патриаршества и архиерейского сана, заточен в Чудов монастырь. Это впрочем не помешало в 1611 году при Семибоярщине его возвращению на престол, где он действовал вместе с боярами, сторонниками Владислава IV. В 1612 году Игнатий покинул Россию вместе с поляками.
В эту суровую пору, когда фактически российское государство стояло на краю пропасти, не было боеспособной армии, бояре грызлись между собой за власть, а в провинции царили многочисленные вооруженные банды, "твердым адамантом и неколебимым столпом" ( Адамант — старинное название алмаза) за Православную Веру и Православное Царство стал Гермоген. В 1580 годах он был священником в Казани, в 1579 году был свидетелем явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с которой Пожарский затем вступил в Москву. В 1589 году Гермоген стал первым Казанским митрополитом.
Когда Лжедмитрий I хотел жениться на Марине Мнишек , то Гермоген, призванный в ряды Боярской Думы, писал ему: "Не подобает христианскому царю брать некрещеную и вводить во святую церковь и строить римские костелы. Не делай так, царь, потому, что никто из прежних царей так не делал, а ты хочешь сделать."
После избрания в 1606 году царём Василия Ивановича Шуйского (1552-1612) Гермоген стал Патриархом Московским и Всея Руси. Когда в 1610 году Шуйского низложили и насильно постригли в монахи, а затем передали полякам, то Гермоген был против этого. Патриарх стоял за Шуйского даже в день свержения царя. Но что сделано, то сделано. Гермоген предложил на царский трон кандидатуру четырнадцатилетнего Михаила Фёдоровича Романова (1596—1645). И хотя Михаил Романов был избран на царствование Земским собором лишь 21 февраля (3 марта) 1613 года, тем не менее на барельефе на постаменте памятника Гермогену изображена сцена избрания Михаила Романова царём всея Руси. Хотя к тому времени Гермогена уже не было в живых, но его идея была воплощена в жизнь.
А в 1610 году Семибоярщина приняла другое решение. В августа 1610 года они подписали соглашение с поляками, что новым русским царём станет сын польского короля Сигизмунда III -Владислав Ваза, который был русским царём под именем Владислава Жигимонтовича с 27 августа 1610 года по 5 октября 1613 года. Патриарх Гермоген формально соглашаясь, тем не менее потребовал от королевича принятие православия: "Если королевич крестится и будет в православной вере, то я вас благословляю; если не оставит латинской ереси, то от него во всем московском государстве будет нарушена православная вера, и да не будет тогда на вас нашего благословения". В результате Владислав православия не принял, в Москву не прибыл и венчан на царство не был.
На втором барельефе на постаменте памятника изображена сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.
Когда 5 декабря 1610 года Семибоярщина составила грамоту для московского посольства под Смоленском, в котором давала указание соглашаться на все польские условия без ограничений и предложила поставить под ней подпись Гермогена, тот отказался и на следующий день в церковной проповеди обратился к народу с призывом стоять за православную веру. Патриарха заключили под стражу, в заключении он пребывал до своей кончины. Но не пал духом и начал поднимать русский народ на борьбу с польскими оккупантами, рассылая по городам грамоты с призывом к борьбе с поляками: "Вы видите, как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного."
В результате в начале 1611 года было создано Первое народное (земское) ополчение под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого, пытавшееся в 1611 году положить конец польско-литовской оккупации Москвы. Когда в марте 1611 года ратники ополчения появились под стенами Москвы, то осажденные в Коемле поляки потребовали от Гермогена, чтобы он подписал грамоту с приказом отвести войска ополчения от Москвы. Гермоген ответил отказом: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы ... пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру".
В переписке того времени между русскими городами звучала мысль: "Ермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела — погибло бы все".
В результате Гермогена уморили голодом, как раз в то время, когда Второе ополчение Минина и Пожарского двинулось в поход к столице. Победы Гермоген не увидел, хотя благодаря его усилиям она была достигнута.
После установки памятника Минину и Пожарскому хотели было поставить памятник Гермогену на том месте, где сейчас возвышается Мавзолей, но дело заглохло. Потом вернулись к этой идее уже в двадцатом веке, но Первая Мировая война и ей последствия снова заставили забыть о памятнике великому человеку.
Частично история появления памятника изложена на отдельном постаменте позади основного памятника.
- Адрес:
Москва, Александровский сад
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
- 4 ноя 2017, 22:26удалитьВ те годы вообще не пойми что творилось, и из всего этого компота Романовы нарисовали нынешний вариант истории...)))
- 4 ноя 2017, 22:45удалить
ERCHOVнаписал 4 ноября в 23:26
В те годы вообще не пойми что творилось, и из всего этого компота Романовы нарисовали нынешний вариант истории...)))
Да, одних только царевичей разномастных поболее десятка было... А Романовым просто больше повезло. - 6 ноя 2017, 06:49удалитьПочти готовое сочинение на историческую тему для какого-нибудь школьного шалопая. Еще бы ссылочку на документ-первоисточник для большей достоверности "самостоятельного" труда.
- 8 ноя 2017, 08:28удалитьТут ничего не написано про роль старшего Романова Филарета, который стал Патриархом после Гермогена, и мало известно что-то об их дружбе с Гермогеном и отношениях. Но мне кажется, что они как минимум уважали друг друга и без мнения Филарета в решении предложить младшего Романова на престол точно не обошлось
- 8 ноя 2017, 09:46удалить
Donnicoнаписал 8 ноября в 09:28
Тут ничего не написано про роль старшего Романова Филарета, который стал Патриархом после Гермогена, и мало известно что-то об их дружбе с Гермогеном и отношениях. Но мне кажется, что они как минимум уважали друг друга и без мнения Филарета в решении предложить младшего Романова на престол точно не обошлось
Ситуация была политически сложной и неоднозначной, хотя дружбы между Гермогеном и Филаретом не было. После свержения Лжедмитрия I Василий Шуйский сначала назвал патриархом Филарета Романова, но через несколько дней отменил своё решение. 3 июля 1606 года в Москве Освященным собором Гермоген был поставлен патриархом Московским и всея Руси. Сложилась уникальная ситуация, когда в России одновременно существовали сразу четыре патриарха той или иной степени легитимности: Иов, Игнатий, Филарет и Гермоген. Причем Гермоген в своих грамотах в 1609 году, упоминая Филарете, называл его не изменником, а "пленником". Филарет же именовал себя Патриархом, находясь при "Тушинском воре". - 9 ноя 2017, 00:43удалитьЭто последнее про "пленника" как раз указывает на то что между ними были хорошие отношения. С другой стороны и в самом деле Смута в те годы затронула церковь ничуть не меньше чем государство.